Система как понятие с начала XX века становится одним из ключевых философско-методологических понятий. На эту тему написано множество философских трудов и как с этим работать.
Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является одним из инструментов воплощения философских мыслей о системах на практике. ТРИЗ предлагает набор методов и инструментов для анализа и решения проблем, возникающих в технических системах.
Применение понятия систем в профессиональной деятельности может относиться не только к решению технических задач, но и к другим сферам деятельности, таким как юриспруденция, экономика и менеджмент.
В юриспруденции системный подход используется для анализа правовых отношений, выявления их структуры и взаимосвязей. Это позволяет юристам лучше понимать правовые нормы и применять их на практике.
В экономике системный подход используется для анализа экономических процессов и явлений. Это позволяет экономистам разрабатывать более эффективные экономические модели и прогнозировать экономическое развитие.
В менеджменте системный подход используется для анализа и проектирования организационных структур, управления персоналом, принятия решений и других управленческих задач.
Но любая профессиональная деятельность связана с взаимодействием людей, а соответственно понимание организационной структуры предприятия может увеличить эффективность принимаемых решений при взаимодействии с конкретной организацией.
Понимание организационной структуры предприятия/организации/системы и то как взаимодействуют различные департаменты между собой поможет:
1. Эскалировать проблему на более высокий уровень, если это необходимо.
2. Использовать различные инструменты и методы для анализа и решения проблем, возникающих в организации/системе
3. Строить отношения с сотрудниками организации/системы, основанные на доверии и взаимопонимании.
4. Поможет сформировать понимание, что не стоит боятся брать ответственность на себя и проявлять инициативу при достижении своих профессиональных целей
Системный подход позволяет повысить эффективность работы государственных и муниципальных органов и улучшить качество предоставляемых ими услуг. Поэтому рассмотрим какие же структуры организаций бывают.
Организационная структура управления — это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Традиционная организационная структура охватывает два вида взаимоотношений: ответственность (кто за что отвечает) и подчинение (кто перед кем отчитывается).
Линейная структура
Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют, т.е. эта структура не предусматривает организационного выделения функций, а ориентирована на их интеграцию в рамках того или иного делового процесса
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.
Линейно-штабная организационная структура
По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.
Линейно-функциональная организационная структура
При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.)
Дивизиональная организационная структура
Этот тип структуры управления используется для устранения недостатков функциональных структур. Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация, в которой используется географический принцип построения. Региональная организационная структура облегчает решение проблемы, связанной с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей.
Этот тип управления чаще используют компании, ориентированные в большей степени на текущие потребности рынка, чем на технологические преимущества и применяется в настоящее время большинством больших и средних организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре.
Матричная организационная структура
В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции и создания конкурентных преимуществ, извлекаемых из высокого уровня технологий и качества продукции, интеллектуальных ресурсов возникли программно-целевые структуры управления, получившие название«матричные» или «горизонтальные». Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений. Такая структура представляет собой структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов
Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки: сложность структуры и информационных связей, возникновение конфликтов из-за двойного подчинения.
Новые организационные структуры управления
Сетевые структуры – это организации с модульной структурой управления - это взаимосвязанная совокупность ориентированных на потребителя производственных модулей со своей полноценной системой управления при сохранении общего руководства, каждый из которых включает либо стадию производственного процесса, либо ряд схожих операций. Такая форма обеспечивает гибкость и возможность быстрого внесения изменений в производственные процессы. Венчурные и инновационные структуры управления – это венчурные фирмы—как правило, временные организационные структуры, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты и создаваемые с целью апробации, доработки ведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. Современные малые венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой и целенаправленной активностью, что объясняется в первую очередь прямой заинтересованностью работников предприятия и инвесторов в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами.
Корпоративная структура - это юридическое лицо (или группа лиц (или их объединения), преследующих единые цели), являющееся субъектом экономической системы, которое, исходя из своей главной цели получения прибыли, самостоятельно ведет полноценную финансово-хозяйственную деятельность, несет ограниченную ответственность. Обычно это крупные промышленные объединения, в которых важное значение придается предоставлению прав самостоятельного принятия некоторых управленческих решений руководству своих дочерних организаций и филиалов. К таким децентрализуемым решениям относятся вопросы структуры и кадров, производственные вопросы, деятельность филиала (дочерней компании) на рынке, ряд вопросов финансовой политики. Из этого определения следует, что корпорация представляет собой коллективное образование с определёнными признаками:
1) союз лиц, подчинённый групповым интересам (объединенное образование);
2) объединение капиталов;
3) различные сферы деятельности (производство материальных благ), финансы, торговля, добыча и переработка сырья;
4) статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации. В современной мировой экономике корпорации укрупняются и усиливаются в силу определённых преимуществ, которыми они обладают:
а) возможность реализации крупных капиталоёмких проектов в результате концентрации ресурсов;
б) повышение материальной заинтересованности участников в достижении конечной цели;
в) рост качественного уровня разработки проектов;
г) снижение издержек за счет оптимизации структуры управления, повышения гибкости, автоматизации производства и управления;
д) рост конкурентоспособности в результате усиления позиций на рынке за счёт лучшего качества, более низкой цены, а также за счёт оптимизации отношений с поставщиками, потребителями;
е) доминирование на рынках из-за ограничений в конкуренции;
ё) снижение финансовых и хозяйственных рисков в связи с диверсификацией производства;
ж) расширение базы научного исследование и ускорение НТП;
з) концентрации экономической и как следствие политической мощи для защиты корпоративных интересов перед государственным аппаратом.