Найти тему

Новый русский театр второй половины XVIII века. Д.И.Фонвизин

В копилку фактов о скорости развития литературы в XVIII веке. Не прошло и 20 лет после появления первых образцов канонической классицистической драматургии Сумарокова, как в литературу начинают проникать новые смешанные жанры вроде слёзной комедии, мещанской драмы, серьёзной комедии и т.д.

Это привело Сумарокова в такое бешенство, что он даже написал возмущённое письмо Вольтеру об упадке вкусов и "пакостном роде слёзных комедий". Вольтер его поддержал, после чего Сумароков окончательно утвердился в своей правоте:

...щи с сахаром кушать будут, чай пить с солью, кофе с чесноком и с молебном совокупят панихиду


Но процесс было уже не остановить. Переводные пьесы нового типа собирали полные залы, а в 1765 году вышел первый образец русской драмы смешанного рода - слёзная комедия "Мот, любовью исправленный" Владимир Игнатьевича Лукина. Напомню, что образец правильной классицистической трагедии "Димитрий Самозванец" выйдет только в 1771. До такой степени разные векторы развития литературы тогда накладывались друг на друга.

Лукин справедливо обвинял предшественников (практически единственным из которых был Сумароков) в слепом копировании западных комедий. Герои носили вычурные имена, а некоторые реалии (вроде составления брачного контракта в "Тресотиниусе") были абсолютно чужды зрителю и выглядели нелепо.

Сумароков в свою очередь также критиковал Лукина, позже к травле подключились сатирические журналы Новикова, Эмина и даже молодой тогда Фонвизин. Критика эта была во многом справедливой, так как продуманность его программы ограничивалась требованиями адаптировать переводы. Но всё же это важный переходный этап: Лукин уловил запрос публики на сюжеты, близкие к русским реалиям.

А заслуга создания полноценной русской национальной комедии принадлежит уже Денису Ивановичу Фонвизину. В его творчестве сошлись две тенденции, характерные для второй половины XVIII века: стилевое смешение и интерес к сатире.

Фонвизин традиционно для автора XVIII века начинал с переводов (в его случае - переводов басен). В 1763 году выходит "Послание к слугам моим" - шуточное стихотворение о философском разговоре со слугами на тему "зачем создан мир". Все персонажи - не стереотипные слуги-функции, а личности со своими взглядами. Набожный дядька верит в разумность существующего порядка вещей и отношений господа-слуги (Пушкин отсюда возьмёт образ Савельича из "Капитанской дочки"), конюх говорит, что мир держится на круговом обмане и неправде, а лакей - что для его собственного удовольствия (предшественник Смердякова "
всё позволено").

Считается, что в этом стихотворении впервые появляются живые, индивидуализированные зарисовки характеров крепостных, которые к тому же не были выдуманы, а действительно списаны Фонвизиным со своих людей.

1768 год - написана комедия "Бригадир" - настоящее начало большой популярности автора. Фонвизин читал её императрице, наследнику, в домах других вельмож. Благодаря этому произошла судьбоносная встреча: драматург познакомился с воспитателем наследника Никитой Паниным - лидером оппозиции против екатерининского круга. Их дружба и сотрудничество, написание так называемого "завещания Панина" - политической программы для будущего императора - очень повредили мнению о Фонвизине при дворе и практически уничтожили его карьеру.

В "Бригадире" автор отказывается от стихотворной формы своих более ранних переделок иностранных пьес, от чего только выигрывает. Сюжет комедии примитивный, но интересны характеры - всё, как и принято в сатирах Кантемира, поклонником которых он был. Я уже писала о "Бригадире" ранее, рекомендую ознакомиться с лучшими цитатами по ссылке:

В 1782 происходит главное события истории русского театра XVIII века - постановка "Недоросля". Из всей драматургии того столетия только эта пьеса успешно сохраняется на сцене по сей день (например, сейчас его можно посмотреть в московском Малом театре).

В центре комедии - одна из главных тем послепетровского времени - воспитание нового поколения. Не просто следующего, но кардинально другого, лучшего. Об этом русская литература писала со времён Кантемира. Идеологи Просвещения верили в возможность создания идеального государства при условии преподавания молодёжи правильных ценностей.

Если "Бригадир" это сатира на поверхностную европейскую псевдообразованность, то "Недоросль" - уже наша, отечественная, категорически не желающая знать ничего о мире за пределами поместья:

Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай
милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б
случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их
дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези
меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно,
то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма
утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Учителя, конечно, тоже бывают из кучеров, как в случае с Вральманом, но главная причина дурного воспитания не в них, а в самом укладе жизни помещиков, подобных Простаковой. Ребёнок, который с детства видит вокруг себя самодурство и насилие, не может стать другим. Это комедия не о недостатках отдельных людей, о чём писали раньше, но критике всей системы общественного строя, которая воспитывает подобных наследников.

Как и в "Бригадире", здесь практически нет действия - главного условия драматургии. "Недоросль" держится на характерах. Функция исправления нравов усиливается введением идеальных персонажей-резонёров, объясняющих, как нужно жить на самом деле: Софья, Милон, Правдин. Стародум - главный авторский голос в пьесе. Он прямо критикует нынешний двор. Добровольно удаляется от него "
без деревень, без ленты, без чинов". Его идеалы - в прошлом: "когда один человек назывался ты, а не вы". Фонвизинские намёки на недовольство властью становились всё настойчивее.

Здесь зрительские вкусы чаще не совпадают с авторским видением. Если сам он считал фигуру Стародума причиной успеха комедии, что могло быть правдой для части единомышленников по причинам его политической смелости, то для современного читателя и зрителя интересны скорее отрицательные персонажи.

Как и было принято среди писателей того времени, он ощущал особую ответственность за популяризацию правильных взглядов на устройство общества. А иногда и предлагал собственную программу на будущее. К примеру, в конце "Недоросля" объявляется о законе о правительственной опеке над злонравными помещиками. Такого закона тогда не существовало, это был исключительно совет правительству от Фонвизина.

После 1783 Фонвизин практически не печатался по причине всё ухудшавшихся отношений с властью. В 1788 он пытался начать издавать сатирический журнал "Друг честных людей, или Стародум". Судя по названию, он должен был продолжать идеологическую программу "Недоросля". Сейчас бы мы назвали такой формат "сиквелом".

Журнал должен был быть выдержан в форме переписки между героями комедии, где письма представляли бы собой сатирические и нравоучительные статьи. К примеру, и здесь я абсолютно не шучу, в одном из писем Софья жалуется дядюшке Стародуму на то, что её супруг Милон увлёкся служанкой, на что дядюшка отвечает, что любовница нужна только для забавы, но после он снова будет искать в супруге "прежнего друга".

Чем закончился этот сюжет мы не знаем, так как журнал был запрещён к изданию. Так Денис Иванович Фонвизин остался в народной памяти автором "Недоросля", хоть и оставил после себя многочисленные переводы, публицистику, интересный цикл писем из Франции и Италии, другие сатирические произведения. И в очередной раз доказал, что талантливому автору для вечной славы достаточно всего одной гениальной книги, а бездарности не хватит и десятков томов.

Ссылка на предыдущую часть цикла:

Ссылка на следующую часть: