Человек, который сумел совершить невозможное. Именно так можно охарактеризовать Александра Казарского, и здесь не будет ни малейшего преувеличения. История брига «Меркурий», сумевшего победить два крупных турецких корабля, известна многим из нас. А ведь за этим подвигом стоял именно он – командир Казарский. Каким же был путь героя? Когда он решил связать свою жизнь с морем? И почему офицера огорчили родные края?
Честность как «наследство»
Сын отставного губернского секретаря Александр Казарский появился на свет в городе Дубровно Белорусской губернии летом 1797 года. В детстве Саша был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где проявлял неплохие успехи в изучении гуманитарных дисциплин и точных наук. Отец же не поощрял «книжного» интереса сына, всегда повторял, что честный и добросовестный человек всегда способен добиться большего, нежели хитрец и пройдоха. Эти принципы Саша усвоил с ранних лет. Рассказывали, что отец как-то сказал Александру:
«Честное имя, Саша, – это единственное, что оставлю тебе в наследство».
А потом, в 1808 году, к Казарским приехал долгожданный гость – крёстный Александра Василий Семёнович. Он не так давно получил должность интенданта на Черноморском флоте, а потому предложил и Саше связать свою жизнь с морской службой. Паренёк с воодушевлением принял эту идею, а вскоре уже был зачислен в Черноморское штурманское училище.
Успехи и огорчения
Скромный и тихий, Александр Казарский в пору обучения едва ли мог претендовать на роль будущего героя. В свободное время он любил читать книги, а во время лекций заслушивался рассказами о великих подвигах и свершениях флотоводцев России. Как и многие юноши, он мечтал и сам отличиться чем-то особенным, войти в историю родной страны, но даже не мог представить, как это совершить.
Впрочем, честолюбцем Казарского назвать было нельзя. Он был хорошим исполнителем, а спустя пару лет службы проявил себя как талантливый командир. В 1814 году его произвели в мичманы. На торговых судах Александр Иванович совершал свои первые переходы по Чёрному морю. Позже он был направлен в Дунайскую флотилию.
Тогда, направляясь в Измаил, Казарский получил возможность посетить родной дом. Увы, то, что он увидел в Дубровно, не порадовало Александра. Свой дом он нашёл в запустении и полуразрушенном состоянии. Соседи говорили, что отец умер несколько лет назад, мать Александра отправилась к родным, а две сестры вышли замуж. Любимая сестрёнка Матрёна во время Отечественной войны 1812 года бросилась в реку, чтобы не достаться французам.
Свою родину Александр Иванович покидал с тяжёлым сердцем. Единственной отрадой оставалась служба – здесь всё ладилось, причём за незначительный срок Казарский успел сделать неплохую карьеру. А в 1829 году офицер был назначен командиром брига «Меркурий». В тот момент Александр не догадывался, что его судьба тесно переплетётся с судьбой этого парусника. Каким же был он – тот легендарный подвиг Казарского? И почему даже враги восхищались им? Об этом вы узнаете ниже.
Им восхищались даже враги
С «Меркурием» Казарский пересёкся ещё в середине 1820-х годов. Некоторое время он служил на бриге, причём уже тогда смог хорошо изучить возможности корабля. Спустя пару лет, в 1829 году, Александр стал командиром брига. Восемнадцатипушечный «Меркурий» не был крупным кораблём, однако прекрасное оснащение и манёвренность делали его серьёзным противником для турецких судов подобного класса.
Однако 14 мая 1829 года «Меркурий» столкнулся с огромной силой турецкого флота – двумя линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Только представьте: у турок имелось десятикратное превосходство в численности орудий! Казалось, что корабль Казарского попросту обречён. Однако отважный командир заявил, что примет бой. Такие самоотверженность и храбрость впечатлили даже врагов. Уже после сражения один из турецких офицеров с «Реал-бея» писал:
«Сей поступок должен все прежние подвиги помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы».
Казарского отличало умение гениально выстраивать стратегию боя. Определив слабые места противника и сумев максимально использовать возможности «Меркурия», Александр Иванович одержал блестящую победу. Она казалась настолько фантастической, что многие далеко не сразу поверили в столь яркий триумф.
За совершённый подвиг Александру Ивановичу были пожалованы орден Святого Георгия и звание флигель-адъютанта. Кроме того, в качестве отличительного знака был разработан герб Казарского, на котором можно увидеть тульский пистолет. Именно с помощью этого оружия в случае поражения последний из оставшихся в живых офицеров должен был взорвать пороховой погреб «Меркурия», чтобы корабль не достался туркам.
Увы, жизнь Александра Казарского оказалась совсем недолгой. Нет, он не погиб в бою. В 1833 году его отправили для проверки и ревизии контор и складов в портах. Но вскоре после прибытия в Николаев он скоропостижно скончался. Причиной смерти врачи назвали отравление мышьяком. Рассказывали, что на похоронах Казарского собралось множество людей. Александр Иванович нередко помогал нуждающимся и сиротам, поэтому люди оплакивали своего героя, называя его «отцом» и «благодетелем». Увы, личность отравителя, погубившего Казарского, так и осталась неизвестной. Вероятно, преступник так и не понёс наказания.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))