Для ленинградских авиаторов начало Семилетки было ознаменовано эксплуатацией новых пассажирских самолётов Ил-18 и Ту-104. Ленинградские авиаторы начали реактивную эру аэропорта с двух самолётов Ил-18Б, СССР-75660 и СССР-75663, которые прибыли на предприятие 20 декабря 1958 года. Это были одни из первых серийных машин, оснащённые ещё двигателями НК-4. Они были с интересом встречены лётным и техническим составом. С непривычным гулом зарулив на отведённые стоянки, величественно встали он рядом с Ли-2, Ил-12 и Ил-14.
1 января 1959 года началась подготовка самолёта Ил-18 к тренировочному полёту, в котором приняли участие несколько будущих экипажей Ил-18.
2 января 1959 года газета «Вечерний Ленинград» в репортаже корреспондента И. Азелицкого подробно рассказала о первом полёте Ил-18: «На аэродроме, размахнув могучие крылья, стоял самолёт Ил-18. У самолёта проворно и слаженно работали авиатехники и авиамеханики. Они дружно и чётко выполняли каждое распоряжение сменного инженера Юрия Ивановича Макарова. Когда всё было готово к вылету, в самолёт вошли члены экипажа корабля П.Ф. Андреева и инструкторы. Прошло несколько минут, и чудесный корабль взмыл в воздух. Тренировочные полёты начались в 15 часов. Самолёт то и дело взлетал и садился. Менялись экипажи. В этот день и вечер на самолёте Ил-18 было сделано 20 посадок, налётано 8 часов. Материальная часть работала безукоризненно».
Спустя восемь дней техсостав проводил экипаж П.Ф. Андреева в первый технический рейс Ленинград – Омск.
Первыми командирами Ил-18 в Ленинграде были: Андреев Пётр Фаддеевич, Курзыкин Георгий Яковлевич, Кубышкин Борис Андреевич, Корнев Михаил Максимович, Картамышев Борис Васильевич, Мишин Иван Николаевич, Мигаев Анатолий Трофимович, Стрепетов Михаил Семёнович, Степанов Алексей Степанович, Фёдоров Виктор Николаевич.
С 23 мая 1959 года на авиалинию Ленинград – Адлер вышел турбовинтовой новичок Ил-18Б. В воздухе он находился 3 часа 30 минут. Раньше самолёту Ил-14 на этот перелёт требовалось 12 часов 45 минут.
22 мая 1960 года открылась прямая авиалиния Ленинград – Баку. Рейсы выполнялись на самолёте Ил-18.
В 1961 году, году начала космической эры, авиаторы Ленинграда освоили новые линии на Восток Советского Союза. 3 февраля начались регулярные полёты Ил-18 в Красноярск, 23 мая новая авиалиния Ленинград – Магадан. А в октябре 1961 года ленинградский экипаж в составе командира авиаэскадрильи Н.С. Снегова, пилота-инструктора Ю.И. Сурикова, командира корабля В.Л. Гонтаря, второго пилота Б.Д. Борискова, бортмехаников И.П. Здебловского и И.В. Груничева, бортрадистов Н.Л. Маркова, и Р.А. Потехина, бортпроводника Н.И. Риминой совершил первый международный полёт по маршруту Ленинград – Хельсинки.
7 декабря 1962 года самолёт Ил-18 совершил первый рейс по маршруту Ленинград – Мурманск.
В конце декабря 1962 года принял свой первый Ил-18 аэропорт города Архангельска. Этот технический рейс выполнен экипажем Давида Филипповича Гудковича.
С 1963 года самолёты Ил-18 ленинградского авиапредприятия связали регулярными рейсами столицу Поморья с городами Москвой, Ленинградом, а позже и с Киевом, Минеральными Водами, Симферополем, Сочи. А в начале 70-х гг. авиаторы Ленинграда обучили несколько архангельских экипажей и передали им свои Ил-18 для самостоятельной работы. Первым в 1971 году передали Ил-18В СССР-75784. Через несколько дней – 75663 и 75775, а позже – 75808, 75535 и 75424.
22 мая 1964 года начались регулярные полёты на самолётах Ил-18 в Южно-Сахалинск. Это была одна из самых длинных трасс в СССР, обслуживаемых Ил-18. Её протяженность 8010 километров. С промежуточными посадками в Свердловске, Новосибирске и Иркутске, «Илюха» преодолевал её за 16 часов 25 минут. Первый рейс на этой авиалинии выполнил экипаж командира корабля Л.И. Пылаева.
В июне 1967 года комиссия Министерства гражданской авиации утвердила и одобрила компоновку самолёта Ил-18 на 100-местный пассажирский вариант. Ленинградский ОАО был одним из немногих в СССР, начавших работу на таких самолётах. Работу по переделке салона из 89 в 100 кресел выполнил коллектив АТБ совместно с лётным подразделением. 100-местные Ил-18 ставились в первую очередь на линии с большим пассажиропотоком: из Ленинграда в Сочи, Краснодар, Ростов и другие города страны.
1 июня 1968 года в 10 часов 20 минут пассажирский самолёт Ил-18 стартовал из родного аэропорта и взял курс на Берлин, открыв этим рейсом регулярное пассажирское сообщение со столицей Германской Демократической Республики. Честь открытия новой международной авиалинии досталась экипажу М.М. Корнева. Этот же экипаж открыл 4 июля и регулярное сообщение между Ленинградом и Прагой.
В пассажирских салонах первых международных рейсов трудились бортпроводницы В. Александрова, З. Сиирнова, Л. Волженкова, Н. Агроновская, А. Лебедева, Е. Жукова, Т. Тихомирова, Л. Кудзевич, Л. Рогозина, Е. Алексеева, В. Елисеева.
Открытие новых международных авиалиний имело для города на Неве большое экономическое и политическое значение. В 1968 году авиаторами Ленинграда было перевезено свыше 21 тысячи иностранных туристов. В том же 1968 году приказом начальника Северного ТУ ГА №016 от 23 декабря 1968 года в составе 205-го отряда была организована международная авиаэскадрилья реактивных самолётов.
Помимо рейсов по расписанию, ленинградские авиаторы выполняли заказные рейсы в разные страны мира. На них перевозились организованные группы советских и иностранных туристов, партийные, комсомольские и профсоюзные делегации, труппы театров, спортивные команды и болельщики.
Усилиями многих служб Ленинградского авиапредприятия к началу 70-х годов на самолётах Ил-18 был достигнут самый большой годовой налёт в Аэрофлоте – 3240 часов. Накопленный опыт эксплуатации позволил коллективу ЛОАО оказать большую помощь в освоении Ил-18 авиаторам Архангельска, а затем и Перми.
С приходом в ЛОАО нового реактивного пассажирского самолёта Ту-154 в феврале 1975 года, «восемнадцатые» стали постепенно уступать свои трассы этому лайнеру. Последние международные рейсы на нём были совершены в декабре 1976 года.
12 июля 1977 года ленинградский Ил-18В с регистрационным номером СССР-75737 пол управлением командира корабля, Заслуженного пилота СССР А.Г. Федотова совершил перелёт из Ленинграда в Монино, где стал экспонатом музея ВВС.
Вот что писала по этому поводу многотиражная газета Ленинградского ТУ ГА «Крылья Советов» в номере от 22 августа 1977 года: «Совершить посадку в музее – такое выпадает не каждому лётчику. Этот перелёт совершил Заслуженный пилот СССР А.Г. Федотов, командир подразделения Ил-18. Прежде, чем отправиться в путь, экипаж выполнил несколько полётов на тренажёре, с точностью до градуса выверили курс, посадочную скорость и траекторию спуска. На место посадки был заранее командирован в качестве руководителя полёта наш коллега – Константин Иванович Пашин».
К 1 января 1979 года в расписании на пассажирских линиях Ленинградского ОАО оставалось всего три регулярных рейса, выполняемых самолётами Ил-18: два в Краснодар и один в Кировабад. Последний пассажирский полёт ленинградский Ил-18 совершил рейсом 8569/8570 в Краснодар и обратно 31 декабря 1979 года.
В эти годы самолёты Ил-18, выводимые с пассажирских трасс, но имевшие ещё достаточный ресурс, переделывались в грузовые. В пассажирских салонах у них снимались сиденья, а на полу монтировались ролики для удобства передвижения ящиков с грузами внутри кабины. Первым грузовым Ил-18 в ЛОАО стал СССР-75525, переделанный 30 июля 1978 года. Всего в период с 1978 по 1980 гг. в Ленинграде переделано и поступило из других подразделений Аэрофлота шесть Ил-18: 75842, 75508, 75525, 75539, 75568 и 75579.
Список рейсов грузовых Ил-18 Ленинградского ОАО приведён в конце статьи в разделе «Справочные материалы».
Последний рейс грузового Ил-18 в Ленинграде состоялся 11 апреля 1983 года на самолёте СССР-75508. Его выполнил экипаж В.П. Глушкова по маршруту Ленинград – Мурманск – Ленинград.
Всего за период с 1958 по 1983 гг. через Ленинградский ОАО прошло 40 самолётов Ил-18 всех модификаций. Две машины – 75519 и 75559 потерпели аварии и были списаны. Остальные верно служили ленинградским авиаторам.
Справочные данные:
Список Ил-18 всех модификаций, когда-либо работавших в ЛОАО с 1958 по 1983 гг:
75639, 75660, 75663, 75677, 75679, 75695, 75720, 75737, 75775, 75784, 75797, 75789, 75808, 75821, 75832, 75842, 75851, 75852, 75856, 75859, 75863, 75874, 75504, 75508, 75510, 75512, 75519, 75525, 75530, 75535, 75539, 75547, 75556, 75559, 75566, 75568, 75579, 75424, 75446, 75468.
Хронология открытия пассажирских рейсов 67-го отряда из Ленинграда:
Направление/годы работы
Адлер 1959 – 1976
Адлер через Запорожье 1963 – 1964
Адлер (обратно через Краснодар) 1964
Адлер (обратно через Луганск) 1965
Алма-Ата через Свердловск, Караганду 1963
Алма-Ата через Челябинск, Караганду 1964 – 1965
Алма-Ата через Казань, Караганду 1965, 1967 – 1976
Алма-Ата через Казань, Целиноград 1966
Алма-Ата через Челябинск, Целиноград 1966
Алма-Ата через Кустанай 1968 – 1971
Алма-Ата через Кустанай, Караганду 1972 – 1976
Анапа 1978
Архангельск 1962 – 1972
Астрахань 1972 – 1973
Астрахань (туда через Волгоград) 1974, 1978
Баку 1960
Батуми 1972
Берлин 1968, 1969, 1971 – 1976
Бухара через Свердловск, Ташкент 1969
Владивосток через Омск, Красноярск 1964 – 1965
Владивосток через Горький, Красноярск, Хабаровск 1965 – 1971
Владивосток через Омск, Красноярск, Читу 1966
Владивосток через Уфу, Красноярск, Благовещенск 1966 – 1972
Владивосток через Казань, Красноярск, Читу 1968 – 1976
Владивосток через Тюмень, Красноярск, Хабаровск 1972, 1975, 1976
Владивосток через Тюмень, Красноярск, Благовещенск 1973, 1974
Владивосток через Новосибирск, Читу 1975
Владивосток через Уфу, Красноярск (обратно через Красноярск, Тюмень) 1975
Владивосток через Пермь, Кемерово, Красноярск, Хабаровск 1976
Владивосток через Тюмень, Новокузнецк, Красноярск, Хабаровск 1976, 1977
Владивосток через Уфу, Красноярск (обратно через Благовещенск, Красноярск, Уфу) 1976, 1977
Владивосток через Челябинск, Красноярск, Читу 1976
Волгоград 1964 – 1974, 1976 – 1978
Гудаута 1964 – 1966
Душанбе через Магнитогорск, Ташкент 1968 – 1976
Душанбе через Ульяновск, Ташкент 1970 – 1976
Душанбе через Горький, Ташкент 1974, 1976
Запорожье 1974
Калининград 1964 – 1976
Кировабад через Харьков 1979
Краснодар 1962 – 1979
Краснодар через Запорожье 1965 – 1973
Львов 1964, 1973 – 1976
Магадан через Омск, Красноярск, Иркутск 1961, 1968, 1969
Магадан через Омск, Красноярск, Якутск 1977, 1978
Минеральные Воды через Луганск 1965, 1966
Москва (Шереметьево) 1962
Мурманск 1972, 1978
Норильск через Архангельск 1966
Норильск 1974, 1975
Одесса 1969
Петропавловск-Камчатский через Омск, Красноярск, Магадан 1968, 1970
Петропавловск-Камчатский через Омск, Красноярск, Якутск 1969, 1975
Петропавловск-Камчатский через Омск, Красноярск, Якутск, Магадан 1970 – 1977
Прага 1968, 1974
Ростов на Дону 1965, 1973 – 1976
Ростов на Дону через Харьков 1965
Самарканд через Ташкент 1968
Самарканд через Свердловск, Ташкент 1969
Семипалатинск через Кустанай 1975, 1976
Семипалатинск через Караганду 1976
Симферополь 1969
Сухуми 1964
Ташкент через Свердловск 1965, 1966, 1970
Ташкент через Магнитогорск 1970
Уфа через Горький 1964 – 1969
Уфа (туда через Горький) 1970 – 1975
Уфа (обратно через Горький) 1970 – 1973
Уфа (обратно через Ульяновск) 1973 – 1975
Уфа 1975
Усть-Каменогорск через Целиноград 1972
Фергана через Ташкент 1968
Фрунзе через Челябинск, Караганду 1966, 1967
Фрунзе через Тюмень 1968
Фрунзе через Свердловск 1968
Хабаровск через Омск, Новосибирск 1962
Хабаровск через Омск, Красноярск 1963
Хабаровск через Пермь, Новосибирск, Иркутск 1968, 1969
Хабаровск через Тюмень, Новосибирск, Иркутск 1969
Хабаровск через Пермь, Иркутск 1970
Хабаровск через Томск, Иркутск 1970 – 1974
Хабаровск через Тюмень, Новокузнецк, Иркутск 1972 – 1974
Хабаровск через Пермь, Кемерово, Иркутск 1972
Хабаровск через Пермь, Новокузнецк, Хабаровск 1975
Хабаровск через Пермь, Кемерово, Красноярск 1975
Хабаровск через Тюмень, Новокузнецк, Красноярск 1975
Хабаровск через Барнаул, Красноярск 1975
Хабаровск через Томск, Красноярск 1975
Хельсинки 1961 – 1964, 1969, 1973, 1975, 1976
Южно-Сахалинск через Свердловск, Новосибирск, Иркутск 1964
Якутск через Омск, Красноярск 1976, 1977
Хронология открытия грузовых рейсов 67-го отряда из Ленинграда:
Направление/годы работы
Баку через Харьков 1979 – 1980
Баку через Волгоград 1981 – 1982
Барнаул через Ижевск 1979 – 1982
Ереван через Ростов на Дону 1979 – 1982
Иркутск через Челябинск 1980 – 1982
Кемерово через Ижевск 1979 – 1982
Красноярск через Челябинск 1980 – 1982
Красноярск через Свердловск 1980 – 1982
Куйбышев 1980
Москва (Шереметьево) 1981 – 1982
Новосибирск 1980 – 1982
Омск через Уфу 1980 – 1982
Свердловск 1980 – 1982
Томск через Киров 1979 – 1982
Челябинск 1980 – 1982
Хронология открытия пассажирских рейсов 67-го отряда из Архангельска:
Направление/годы работы
Адлер через Краснодар 1964 – 1971
Адлер через Ростов на Дону 1968 – 1971
Адлер через Минеральные Воды 1969 – 1971
Калининград через Ленинград 1970 – 1971
Киев через Ленинград 1970 – 1971
Минеральные Воды через Ростов на Дону 1966 – 1967
Москва 1963 – 1971
Одесса через Киев 1966 – 1971
Симферополь 1963 – 1967, 1969 – 1971
Симферополь (обратно через Киев) 1968
Хронология открытия пассажирских рейсов 67-го отряда из Мурманска:
Направление/годы работы
Краснодар через Ленинград 1978
Предыдущие статьи на тему:
Крылья Советов: Эксплуатация Ту-154 в Ленинграде
Ан-12 в Ленинградском управлении гражданской авиации
Эксплуатация Ан-24 в Ленинграде
История эксплуатации Ту-124 в Ленинграде
Спасибо за внимание.