Найти тему
История транспорта

Ил-18 в Ленинградском управлении гражданской авиации

Для ленинградских авиаторов начало Семилетки было ознаменовано эксплуатацией новых пассажирских самолётов Ил-18 и Ту-104. Ленинградские авиаторы начали реактивную эру аэропорта с двух самолётов Ил-18Б, СССР-75660 и СССР-75663, которые прибыли на предприятие 20 декабря 1958 года. Это были одни из первых серийных машин, оснащённые ещё двигателями НК-4. Они были с интересом встречены лётным и техническим составом. С непривычным гулом зарулив на отведённые стоянки, величественно встали он рядом с Ли-2, Ил-12 и Ил-14.

Первый ленинградский Ил-18Б СССР-75660. Старый аэропорт города Фрунзе.
Первый ленинградский Ил-18Б СССР-75660. Старый аэропорт города Фрунзе.

1 января 1959 года началась подготовка самолёта Ил-18 к тренировочному полёту, в котором приняли участие несколько будущих экипажей Ил-18.

2 января 1959 года газета «Вечерний Ленинград» в репортаже корреспондента И. Азелицкого подробно рассказала о первом полёте Ил-18: «На аэродроме, размахнув могучие крылья, стоял самолёт Ил-18. У самолёта проворно и слаженно работали авиатехники и авиамеханики. Они дружно и чётко выполняли каждое распоряжение сменного инженера Юрия Ивановича Макарова. Когда всё было готово к вылету, в самолёт вошли члены экипажа корабля П.Ф. Андреева и инструкторы. Прошло несколько минут, и чудесный корабль взмыл в воздух. Тренировочные полёты начались в 15 часов. Самолёт то и дело взлетал и садился. Менялись экипажи. В этот день и вечер на самолёте Ил-18 было сделано 20 посадок, налётано 8 часов. Материальная часть работала безукоризненно».

Спустя восемь дней техсостав проводил экипаж П.Ф. Андреева в первый технический рейс Ленинград – Омск.

Первыми командирами Ил-18 в Ленинграде были: Андреев Пётр Фаддеевич, Курзыкин Георгий Яковлевич, Кубышкин Борис Андреевич, Корнев Михаил Максимович, Картамышев Борис Васильевич, Мишин Иван Николаевич, Мигаев Анатолий Трофимович, Стрепетов Михаил Семёнович, Степанов Алексей Степанович, Фёдоров Виктор Николаевич.

С 23 мая 1959 года на авиалинию Ленинград – Адлер вышел турбовинтовой новичок Ил-18Б. В воздухе он находился 3 часа 30 минут. Раньше самолёту Ил-14 на этот перелёт требовалось 12 часов 45 минут.

Первый Ленинградский Ил-18В СССР-75720 на перроне аэропорта Адлер, 1961 г.
Первый Ленинградский Ил-18В СССР-75720 на перроне аэропорта Адлер, 1961 г.
Ленинградский Ил-18В СССР-75566 в аэропорту Адлер, начало 70-х гг. Источник фото - Pinterest
Ленинградский Ил-18В СССР-75566 в аэропорту Адлер, начало 70-х гг. Источник фото - Pinterest

22 мая 1960 года открылась прямая авиалиния Ленинград – Баку. Рейсы выполнялись на самолёте Ил-18.

В 1961 году, году начала космической эры, авиаторы Ленинграда освоили новые линии на Восток Советского Союза. 3 февраля начались регулярные полёты Ил-18 в Красноярск, 23 мая новая авиалиния Ленинград – Магадан. А в октябре 1961 года ленинградский экипаж в составе командира авиаэскадрильи Н.С. Снегова, пилота-инструктора Ю.И. Сурикова, командира корабля В.Л. Гонтаря, второго пилота Б.Д. Борискова, бортмехаников И.П. Здебловского и И.В. Груничева, бортрадистов Н.Л. Маркова, и Р.А. Потехина, бортпроводника Н.И. Риминой совершил первый международный полёт по маршруту Ленинград – Хельсинки.

Ил-18В СССР-75559 Ленинградского ОАО в аэропорту Хельсинки, 15 июля 1972 г. Фото Пертти Сипиля, Wikipedia
Ил-18В СССР-75559 Ленинградского ОАО в аэропорту Хельсинки, 15 июля 1972 г. Фото Пертти Сипиля, Wikipedia

7 декабря 1962 года самолёт Ил-18 совершил первый рейс по маршруту Ленинград – Мурманск.

В конце декабря 1962 года принял свой первый Ил-18 аэропорт города Архангельска. Этот технический рейс выполнен экипажем Давида Филипповича Гудковича.

Ил-18В СССР-75535 Северного ТУ ГА в аэропорту Архангельск
Ил-18В СССР-75535 Северного ТУ ГА в аэропорту Архангельск

С 1963 года самолёты Ил-18 ленинградского авиапредприятия связали регулярными рейсами столицу Поморья с городами Москвой, Ленинградом, а позже и с Киевом, Минеральными Водами, Симферополем, Сочи. А в начале 70-х гг. авиаторы Ленинграда обучили несколько архангельских экипажей и передали им свои Ил-18 для самостоятельной работы. Первым в 1971 году передали Ил-18В СССР-75784. Через несколько дней – 75663 и 75775, а позже – 75808, 75535 и 75424.

22 мая 1964 года начались регулярные полёты на самолётах Ил-18 в Южно-Сахалинск. Это была одна из самых длинных трасс в СССР, обслуживаемых Ил-18. Её протяженность 8010 километров. С промежуточными посадками в Свердловске, Новосибирске и Иркутске, «Илюха» преодолевал её за 16 часов 25 минут. Первый рейс на этой авиалинии выполнил экипаж командира корабля Л.И. Пылаева.

Ленинградский Ил-18Б СССР-75679 в аэропорту Толмачёво. Компьютерная реконструкция посредством программы MSFS-2004
Ленинградский Ил-18Б СССР-75679 в аэропорту Толмачёво. Компьютерная реконструкция посредством программы MSFS-2004

В июне 1967 года комиссия Министерства гражданской авиации утвердила и одобрила компоновку самолёта Ил-18 на 100-местный пассажирский вариант. Ленинградский ОАО был одним из немногих в СССР, начавших работу на таких самолётах. Работу по переделке салона из 89 в 100 кресел выполнил коллектив АТБ совместно с лётным подразделением. 100-местные Ил-18 ставились в первую очередь на линии с большим пассажиропотоком: из Ленинграда в Сочи, Краснодар, Ростов и другие города страны.

1 июня 1968 года в 10 часов 20 минут пассажирский самолёт Ил-18 стартовал из родного аэропорта и взял курс на Берлин, открыв этим рейсом регулярное пассажирское сообщение со столицей Германской Демократической Республики. Честь открытия новой международной авиалинии досталась экипажу М.М. Корнева. Этот же экипаж открыл 4 июля и регулярное сообщение между Ленинградом и Прагой.

В пассажирских салонах первых международных рейсов трудились бортпроводницы В. Александрова, З. Сиирнова, Л. Волженкова, Н. Агроновская, А. Лебедева, Е. Жукова, Т. Тихомирова, Л. Кудзевич, Л. Рогозина, Е. Алексеева, В. Елисеева.

Открытие новых международных авиалиний имело для города на Неве большое экономическое и политическое значение. В 1968 году авиаторами Ленинграда было перевезено свыше 21 тысячи иностранных туристов. В том же 1968 году приказом начальника Северного ТУ ГА №016 от 23 декабря 1968 года в составе 205-го отряда была организована международная авиаэскадрилья реактивных самолётов.

Помимо рейсов по расписанию, ленинградские авиаторы выполняли заказные рейсы в разные страны мира. На них перевозились организованные группы советских и иностранных туристов, партийные, комсомольские и профсоюзные делегации, труппы театров, спортивные команды и болельщики.

Ленинградский Ил-18В СССР-75789 в лондонском аэропорту Гатвик, 15 сентября 1971 г. Автор Стив Фоулер. Источник указан на фото
Ленинградский Ил-18В СССР-75789 в лондонском аэропорту Гатвик, 15 сентября 1971 г. Автор Стив Фоулер. Источник указан на фото
Ленинградский Ил-18Д СССР-75468 в лондонском аэропорту Гатвик, 1971 г. Автор Кит Брукс. Источник фото – Flickr.com.
Ленинградский Ил-18Д СССР-75468 в лондонском аэропорту Гатвик, 1971 г. Автор Кит Брукс. Источник фото – Flickr.com.

Усилиями многих служб Ленинградского авиапредприятия к началу 70-х годов на самолётах Ил-18 был достигнут самый большой годовой налёт в Аэрофлоте – 3240 часов. Накопленный опыт эксплуатации позволил коллективу ЛОАО оказать большую помощь в освоении Ил-18 авиаторам Архангельска, а затем и Перми.

Ленинградский Ил-18В СССР-75525 в московском аэропорту Шереметьево, сентябрь 1972 г. Автор фото Клинт Гроувз
Ленинградский Ил-18В СССР-75525 в московском аэропорту Шереметьево, сентябрь 1972 г. Автор фото Клинт Гроувз

С приходом в ЛОАО нового реактивного пассажирского самолёта Ту-154 в феврале 1975 года, «восемнадцатые» стали постепенно уступать свои трассы этому лайнеру. Последние международные рейсы на нём были совершены в декабре 1976 года.

Ил-18В СССР-75446 Ленинградского ОАО в аэропорту Хельсинки, 21 февраля 1976 г. Фото Юрьё Мякеля. Источник указан на фото
Ил-18В СССР-75446 Ленинградского ОАО в аэропорту Хельсинки, 21 февраля 1976 г. Фото Юрьё Мякеля. Источник указан на фото
Ил-18В СССР-75539 Ленинградского ОАО в аэропорту Хельсинки, 10 апреля 1976 г. Фото Юрьё Мякеля. Источник указан на фото
Ил-18В СССР-75539 Ленинградского ОАО в аэропорту Хельсинки, 10 апреля 1976 г. Фото Юрьё Мякеля. Источник указан на фото

12 июля 1977 года ленинградский Ил-18В с регистрационным номером СССР-75737 пол управлением командира корабля, Заслуженного пилота СССР А.Г. Федотова совершил перелёт из Ленинграда в Монино, где стал экспонатом музея ВВС.

Ил-18В СССР-75737 только что приземлился на аэродроме Монино, 12.07.1977 г. Справа налево: бортмеханик А.В. Васин, штурман Е.К. Глебко, бортрадист Б.Л. Каганер, 2-й пилот С.Н. Николаев, командир корабля А.Г. Федотов, руководитель полёта К.И. Пашин, зам. начальника Музея ВВС В.К. Тихоненко. Фото предоставлено Г.А. Федотовым. Источник – aviaforum.ru
Ил-18В СССР-75737 только что приземлился на аэродроме Монино, 12.07.1977 г. Справа налево: бортмеханик А.В. Васин, штурман Е.К. Глебко, бортрадист Б.Л. Каганер, 2-й пилот С.Н. Николаев, командир корабля А.Г. Федотов, руководитель полёта К.И. Пашин, зам. начальника Музея ВВС В.К. Тихоненко. Фото предоставлено Г.А. Федотовым. Источник – aviaforum.ru

Вот что писала по этому поводу многотиражная газета Ленинградского ТУ ГА «Крылья Советов» в номере от 22 августа 1977 года: «Совершить посадку в музее – такое выпадает не каждому лётчику. Этот перелёт совершил Заслуженный пилот СССР А.Г. Федотов, командир подразделения Ил-18. Прежде, чем отправиться в путь, экипаж выполнил несколько полётов на тренажёре, с точностью до градуса выверили курс, посадочную скорость и траекторию спуска. На место посадки был заранее командирован в качестве руководителя полёта наш коллега – Константин Иванович Пашин».

К 1 января 1979 года в расписании на пассажирских линиях Ленинградского ОАО оставалось всего три регулярных рейса, выполняемых самолётами Ил-18: два в Краснодар и один в Кировабад. Последний пассажирский полёт ленинградский Ил-18 совершил рейсом 8569/8570 в Краснодар и обратно 31 декабря 1979 года.

В эти годы самолёты Ил-18, выводимые с пассажирских трасс, но имевшие ещё достаточный ресурс, переделывались в грузовые. В пассажирских салонах у них снимались сиденья, а на полу монтировались ролики для удобства передвижения ящиков с грузами внутри кабины. Первым грузовым Ил-18 в ЛОАО стал СССР-75525, переделанный 30 июля 1978 года. Всего в период с 1978 по 1980 гг. в Ленинграде переделано и поступило из других подразделений Аэрофлота шесть Ил-18: 75842, 75508, 75525, 75539, 75568 и 75579.

Список рейсов грузовых Ил-18 Ленинградского ОАО приведён в конце статьи в разделе «Справочные материалы».

Последний рейс грузового Ил-18 в Ленинграде состоялся 11 апреля 1983 года на самолёте СССР-75508. Его выполнил экипаж В.П. Глушкова по маршруту Ленинград – Мурманск – Ленинград.

Всего за период с 1958 по 1983 гг. через Ленинградский ОАО прошло 40 самолётов Ил-18 всех модификаций. Две машины – 75519 и 75559 потерпели аварии и были списаны. Остальные верно служили ленинградским авиаторам.

Справочные данные:

Список Ил-18 всех модификаций, когда-либо работавших в ЛОАО с 1958 по 1983 гг:

75639, 75660, 75663, 75677, 75679, 75695, 75720, 75737, 75775, 75784, 75797, 75789, 75808, 75821, 75832, 75842, 75851, 75852, 75856, 75859, 75863, 75874, 75504, 75508, 75510, 75512, 75519, 75525, 75530, 75535, 75539, 75547, 75556, 75559, 75566, 75568, 75579, 75424, 75446, 75468.

Хронология открытия пассажирских рейсов 67-го отряда из Ленинграда:

Направление/годы работы

Адлер 1959 – 1976

Адлер через Запорожье 1963 – 1964

Адлер (обратно через Краснодар) 1964

Адлер (обратно через Луганск) 1965

Алма-Ата через Свердловск, Караганду 1963

Алма-Ата через Челябинск, Караганду 1964 – 1965

Алма-Ата через Казань, Караганду 1965, 1967 – 1976

Алма-Ата через Казань, Целиноград 1966

Алма-Ата через Челябинск, Целиноград 1966

Алма-Ата через Кустанай 1968 – 1971

Алма-Ата через Кустанай, Караганду 1972 – 1976

Анапа 1978

Архангельск 1962 – 1972

Астрахань 1972 – 1973

Астрахань (туда через Волгоград) 1974, 1978

Баку 1960

Батуми 1972

Берлин 1968, 1969, 1971 – 1976

Бухара через Свердловск, Ташкент 1969

Владивосток через Омск, Красноярск 1964 – 1965

Владивосток через Горький, Красноярск, Хабаровск 1965 – 1971

Владивосток через Омск, Красноярск, Читу 1966

Владивосток через Уфу, Красноярск, Благовещенск 1966 – 1972

Владивосток через Казань, Красноярск, Читу 1968 – 1976

Владивосток через Тюмень, Красноярск, Хабаровск 1972, 1975, 1976

Владивосток через Тюмень, Красноярск, Благовещенск 1973, 1974

Владивосток через Новосибирск, Читу 1975

Владивосток через Уфу, Красноярск (обратно через Красноярск, Тюмень) 1975

Владивосток через Пермь, Кемерово, Красноярск, Хабаровск 1976

Владивосток через Тюмень, Новокузнецк, Красноярск, Хабаровск 1976, 1977

Владивосток через Уфу, Красноярск (обратно через Благовещенск, Красноярск, Уфу) 1976, 1977

Владивосток через Челябинск, Красноярск, Читу 1976

Волгоград 1964 – 1974, 1976 – 1978

Гудаута 1964 – 1966

Душанбе через Магнитогорск, Ташкент 1968 – 1976

Душанбе через Ульяновск, Ташкент 1970 – 1976

Душанбе через Горький, Ташкент 1974, 1976

Запорожье 1974

Калининград 1964 – 1976

Кировабад через Харьков 1979

Краснодар 1962 – 1979

Краснодар через Запорожье 1965 – 1973

Львов 1964, 1973 – 1976

Магадан через Омск, Красноярск, Иркутск 1961, 1968, 1969

Магадан через Омск, Красноярск, Якутск 1977, 1978

Минеральные Воды через Луганск 1965, 1966

Москва (Шереметьево) 1962

Мурманск 1972, 1978

Норильск через Архангельск 1966

Норильск 1974, 1975

Одесса 1969

Петропавловск-Камчатский через Омск, Красноярск, Магадан 1968, 1970

Петропавловск-Камчатский через Омск, Красноярск, Якутск 1969, 1975

Петропавловск-Камчатский через Омск, Красноярск, Якутск, Магадан 1970 – 1977

Прага 1968, 1974

Ростов на Дону 1965, 1973 – 1976

Ростов на Дону через Харьков 1965

Самарканд через Ташкент 1968

Самарканд через Свердловск, Ташкент 1969

Семипалатинск через Кустанай 1975, 1976

Семипалатинск через Караганду 1976

Симферополь 1969

Сухуми 1964

Ташкент через Свердловск 1965, 1966, 1970

Ташкент через Магнитогорск 1970

Уфа через Горький 1964 – 1969

Уфа (туда через Горький) 1970 – 1975

Уфа (обратно через Горький) 1970 – 1973

Уфа (обратно через Ульяновск) 1973 – 1975

Уфа 1975

Усть-Каменогорск через Целиноград 1972

Фергана через Ташкент 1968

Фрунзе через Челябинск, Караганду 1966, 1967

Фрунзе через Тюмень 1968

Фрунзе через Свердловск 1968

Хабаровск через Омск, Новосибирск 1962

Хабаровск через Омск, Красноярск 1963

Хабаровск через Пермь, Новосибирск, Иркутск 1968, 1969

Хабаровск через Тюмень, Новосибирск, Иркутск 1969

Хабаровск через Пермь, Иркутск 1970

Хабаровск через Томск, Иркутск 1970 – 1974

Хабаровск через Тюмень, Новокузнецк, Иркутск 1972 – 1974

Хабаровск через Пермь, Кемерово, Иркутск 1972

Хабаровск через Пермь, Новокузнецк, Хабаровск 1975

Хабаровск через Пермь, Кемерово, Красноярск 1975

Хабаровск через Тюмень, Новокузнецк, Красноярск 1975

Хабаровск через Барнаул, Красноярск 1975

Хабаровск через Томск, Красноярск 1975

Хельсинки 1961 – 1964, 1969, 1973, 1975, 1976

Южно-Сахалинск через Свердловск, Новосибирск, Иркутск 1964

Якутск через Омск, Красноярск 1976, 1977

Хронология открытия грузовых рейсов 67-го отряда из Ленинграда:

Направление/годы работы

Баку через Харьков 1979 – 1980

Баку через Волгоград 1981 – 1982

Барнаул через Ижевск 1979 – 1982

Ереван через Ростов на Дону 1979 – 1982

Иркутск через Челябинск 1980 – 1982

Кемерово через Ижевск 1979 – 1982

Красноярск через Челябинск 1980 – 1982

Красноярск через Свердловск 1980 – 1982

Куйбышев 1980

Москва (Шереметьево) 1981 – 1982

Новосибирск 1980 – 1982

Омск через Уфу 1980 – 1982

Свердловск 1980 – 1982

Томск через Киров 1979 – 1982

Челябинск 1980 – 1982

Хронология открытия пассажирских рейсов 67-го отряда из Архангельска:

Направление/годы работы

Адлер через Краснодар 1964 – 1971

Адлер через Ростов на Дону 1968 – 1971

Адлер через Минеральные Воды 1969 – 1971

Калининград через Ленинград 1970 – 1971

Киев через Ленинград 1970 – 1971

Минеральные Воды через Ростов на Дону 1966 – 1967

Москва 1963 – 1971

Одесса через Киев 1966 – 1971

Симферополь 1963 – 1967, 1969 – 1971

Симферополь (обратно через Киев) 1968

Хронология открытия пассажирских рейсов 67-го отряда из Мурманска:

Направление/годы работы

Краснодар через Ленинград 1978

Предыдущие статьи на тему:

Крылья Советов: Эксплуатация Ту-154 в Ленинграде

Ил-86 в Ленинграде

Ан-12 в Ленинградском управлении гражданской авиации

Эксплуатация Ан-24 в Ленинграде

История эксплуатации Ту-124 в Ленинграде

Спасибо за внимание.