В нашей стране пенсии не выплачиваются, поскольку здравоохранение и льготы предоставляются государством бесплатно. Страховые сборы у нас здесь очень дорогие, в отличие от остального мира, где люди платят меньше.
Российское общество придерживается двух противоположных точек зрения. Некоторые считают, что они проживают в стране с бесплатными социальными услугами и что государство покрывает их будущие пенсии. Они утверждают, что в западных странах рабочие вынуждены приобретать страховку каждый раз, когда получают зарплату, в то время как нам нужно платить лишь скромный подоходный налог.
С другой стороны, другие утверждают, что Россия вводит чрезмерно высокие страховые налоги на заработную плату, в результате чего люди получают гораздо меньше, чем должны. Они утверждают, что социальная система страны обладает избытком денег, распределение которых остается неясным. Более того, когда расходы раскрываются, это приводит в уныние рядовых граждан, поскольку роскошные дворцы Пенсионного фонда не приносят никакого комфорта ни нынешним, ни будущим пенсионерам.
Как и в большинстве ситуаций, истина лежит где-то посередине.
В западных странах люди приобретают страховку различными способами. Термин «социальный» относится к трем параллельным внебюджетным системам, которые могут либо объединяться в один фонд, либо существовать как отдельные образования. К таким системам относятся Пенсионный фонд пенсий, Социальный фонд льгот и пособий и Медицинский фонд медицинской помощи населению.
В нашем случае осталось только два фонда: Социальный фонд России, образовавшийся в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти организации работают независимо от государственного финансирования и полагаются на взносы обязанных лиц для обеспечения финансовой устойчивости. Независимо от того, кто несет бремя выплаты страховых взносов, основная цель этих фондов должна состоять в том, чтобы служить интересам застрахованных лиц, в том числе и вас, и меня.
Следовательно, наиболее простым подходом к финансированию внебюджетных фондов является сбор средств от застрахованных в них лиц. Самый удобный метод получения этого дохода — это труд, поскольку деньги могут автоматически вычитаться, не дожидаясь подачи деклараций налогоплательщиками или не гоняясь за отдельными лицами, чтобы оплатить свои сборы. Хотя некоторые ценят эту систему, другие нет, хотя более эффективной альтернативы пока не разработано.
Существует несколько вариантов накопления средств для этих внебюджетных систем:
1. Взносы работодателей.
2. Удержания из заработной платы работников, аналогичные НДФЛ.
3. Распределение обязанностей по оплате труда между работниками и работодателями.
4. Программы софинансирования, зачастую инициируемые государством для привлечения дополнительных средств в социальную систему, но могут реализовываться и частными компаниями.
Пресловутые системы страхования на Западе, упомянутые читателями в комментариях к статьям о пенсиях, являются следствием децентрализованной системы взимания взносов или передачи ответственности за оплату частным лицам. Эта практика не ограничивается только Западом, но присутствует и в некоторых постсоветских странах. Например, в Азербайджане выделяется 3% зарплаты работников, а в Таджикистане она составляет 2%. В Латвии она достигает 10,5%, а в Литве – немалых 19,5%.
В России общая страховая плата по этим фондам составляет 30%. Однако работники не вносят прямого вклада в эту выплату, что приводит к тому, что некоторые люди воспринимают социальные льготы как бесплатные. На самом деле эти 30% рассчитываются поверх фонда оплаты труда, то есть начисляются на зарплату, а не вычитаются из нее.
Например, если ваш ежемесячный доход составляет 50 000 рублей, работодатель перечислит в фонды 15 000 рублей, а вычет по подоходному налогу работника составит всего 6 500 рублей. Следовательно, работодатель несет общие затраты на трудоустройство такого лица в размере 65 000 рублей.
Означает ли это, что отмена обязанности работодателя платить страховые взносы приведет к немедленному повышению заработной платы? Не обязательно. Более вероятно, что прибыль работодателя увеличится. Изменение модели финансирования социальной системы с зарплаты работодателя на зарплату работника в лучшем случае сохранит текущий уровень доходов или, в худшем случае, снизит его на сумму, эквивалентную страховому взносу.
Теперь давайте оценим, считается ли 30% высоким или низким по сравнению с Соединенными Штатами.
Интересно, что странами с самыми высокими страховыми премиями на американском континенте являются не США и Канада. Я заметил, что в более богатых странах страховые премии, как правило, относительно ниже по сравнению с развивающимися странами. Объяснение, что низкая заработная плата оправдывает более высокие страховые взносы, неприменимо, поскольку страны с более низкой заработной платой не предлагают льгот и пенсий, сопоставимых с теми, которые предоставляются экономически процветающими странами.
Вот разбивка общих страховых взносов (выплаты работодателя и выплаты сотрудникам) в нескольких американских странах:
- Бразилия: 39,8 (28,8 выплаты работодателю, 11 выплаты работникам)
- Аргентина: 37,4 (20,4 выплаты работодателю, 17 выплаты работникам)
- Венесуэла: 23 (17 выплат работодателю, 6 выплат работникам)
- США: 15,3 (7,65 оплата работодателя, 7,65 оплата сотрудника)
- Канада: 14,38 (7,66 выплата работодателю, 6,72 выплата работнику)
- Мексика: 9,23 (7,58 выплата работодателю, 1,65 выплата работнику)
Я намеренно включил Венесуэлу в список, чтобы подчеркнуть, что даже в стране, следующей советским принципам, рабочий класс обязан приобретать страховку и участвовать в социальных расходах.
Теперь обратим внимание на Европу.
Этот регион демонстрирует значительную разницу в страховых сборах между странами-членами. Даже внутри Европейского Союза стоимость социальных услуг сильно различается. Я разделил европейские страны на два списка в зависимости от того, дешевле или дороже у них страховка, чем в России.
Страны с относительно доступными страховыми сборами включают:
- Косово: 10
- Исландия: 10.35
- Швейцария: 12,8
- Ирландия: 15.05
- Кипр: 17,6
- Мальта: 20
- Литва: 21,27
- Черногория: 21,5
- Украина: 22
- Норвегия: 22,1
- Албания: 24,5
- Люксембург: 27,9
С другой стороны, следующие страны имеют более высокие страховые взносы на пенсии и социальное страхование по сравнению с Россией:
- Венгрия: 31,5
- Великобритания: 31,55
- Финляндия: 31,55
- Молдова: 33
- Болгария: 33,4
- Латвия: 34.09
- Турция: 34,5
- Португалия: 34,75
- Беларусь: 35
- Польша: 35,85
- Греция: 36,16
- Испания: 36,25
- Хорватия: 36,5
- Румыния: 37,25
- Эстония: 37,4
- Сербия: 37,55
- Словения: 38,2
- Швеция: 38,42
- Германия: 38,74
- Австрия: 39,15
- Италия: 40
- Чехия: 44,8
- Бельгия: 48,07
- Словакия: 48,6
- Нидерланды: 51,24
- Франция: 68
Учитывая эти цифры из других стран, вы по-прежнему воспринимаете 30% как высокую или низкую страховую премию? На мой взгляд, это довольно затратно. Россия обладает богатыми природными ресурсами, которые потенциально могут покрыть расходы социального сектора, не создавая при этом лишней нагрузки на бизнес и население. Поэтому было бы полезно снизить страховой сбор хотя бы до уровня, существующего в таких странах, как США или Швейцария.