В начале XIX века в Российской империю вошли в моду литературные салоны. На частных квартирах собирались офицеры, помещики и деятели науки — читали свои и чужие стихи, прозу, обсуждали актуальные вопросы культуры и искусства. До провинциальной Казани тренды доходили постепенно.
В 1830-х годах казанцы собирались в доме на улице Московской, где жил профессор Императорского Казанского университета Карл Фукс (1776-1848). Руководила вечерами супруга профессора — поэтесса и этнограф Александра Апехтина-Фукс. И... судя по отзывам, изначально получалось у неё не очень.
В 1832 году салон Фуксов посетили писатель Иван Великопольский с женой. Великопольский был знаком с Пушкиным и Дельвигом и хорошо знал столичную салонную культуру. Вот что он вспоминал:
«Во вторник… поехал я вместе с Сонечкой к Фуксу на литературный вечер. Мне, как казанцу и воспитаннику здешнего университета, стыдно описывать. М-ме Фукс читала свои стихи. Над произведениями дамы не смею быть судьею…».
А вот как описала вечер Софья Великопольская:
«Пострадали. Читали три произведения м-ме Фукс: Смерть влюбленной женщины, сочиненные на какой-то даче, да и еще что-то из Павла и Виргинии le nec plus ultra галиматьи, под конец кто-то прочел элегию Боратынского, но так дурно, что она не показалась лучше прочих…».
Насколько этому мнению можно доверять? На самом деле, всё сложнее. Великопольские действительно хорошо знали столичные салоны. И они в 1830-х проходили иначе. В Москве и Санкт-Петербурге кроме поэзии читали научные доклады, а ещё обсуждали политические вопросы. А ещё в столицах салоны были очень элитарным местом — туда допускали офицеров и помещиков. Дом Фуксов считался очень открытым и демократичным. У них в гостях можно было встретить студентов, разночинцев и мелких чиновников. И да, традиционно хозяева для гостей устраивали богатый ужин. Этого в Казани не делали. Возможно, что-то из этого расстроило и/или обидело Великопольских.
Салон у Фуксов на Московской развивался. В 1836 году на встречах уже читали научные доклады. Например, хозяин дома делился результатами исследований культуры казанских татар. А в 1840-х годах гостей кормили вкусным ужином.
Что бы ни говорили приезжие гости, в Казани вечера у Фуксов были популярны. Сохранилась такая история. В 1836 году вице-губернатор Евграф Филиппов прочитал поэму, которую ему передал некий чиновник. Внезапно поэт Фёдор Рындовский вспылил и обвинил вице-губернатора в краже. Мол, это была его поэма. Разразился скандал. Начались разговоры о дуэли. В итоге выяснилось, что мелкий титулярный советник действительно украл поэму у Рындовского и предложил прочитать её Филлипову. Да, немного путанно. Главное, что люди хотели принимать участие в вечерах и хотели похвалы от присутствующих.
Автор текста — Иван Ротов, куратор проекта «Университет во времени», сотрудник Научной библиотеки КФУ
Узнать больше о жизни и успехах казанских студентов XIX-XX веков — в сообществе проекта «Университет во времени»
Поддержите материал лайком и комментарием 🌿