Первые официальные тесты Moto GP в Сепанге в 2024 году оправдали ажиотаж вокруг межсезонья, показав рекорд за рекордом круга — это было заманчивое обещание борьбы за звание чемпиона с участием нескольких гонщиков и некоторые по-настоящему проницательные разработки для различных сюжетных линий межсезонья.
«Я думаю, что это будут не только Франческо и я», — сказал Хорхе Мартин, ближайший соперник действующего чемпиона Баньяи в 2023 году. «Будет гораздо больше гонщиков в борьбе за титул».
Это заманчивый вывод, который можно сделать после такого соревновательного теста — но хотя время на трассе и дополнительное сцепление с трассой впечатляюще и, возможно, обманчиво, тест все же нарисовал поистине заманчивую картину.
Вашему вниманию основные итоги первых предсезонных тестов Moto GP в Сепанге:
Маркес потихоньку приближается к лучшей форме
Начнем с дорогостоящего. В отличие от Валенсии в ноябре прошлого года, когда Марк Маркес был пугающе быстр на «Ducati» с самого первого контакта, его тесты в Сепанге были скорее медленными. Но ожидания Маркеса от Сепанга, трассы, которая не входит в число его любимых Moto GP, предвещали это, и он был скомпрометирован механическими проблемами в день открытия.
На второй день, хотя он все еще ехал на «Ducati» в стиле «Honda» и изо всех сил старался максимально эффективно использовать сцепление на выходе из поворотов, он уже имел хороший темп. А в четверг утром последовала совершенно конкурентоспособная атака на время.
«Он слишком близко», — заявил брат и партнер по команде «Gresini» Алекс Маркес, который тоже быстро ездит на том же байке, когда его спросили, дает ли он Марку какие-либо подсказки. Но на самом деле он не шутил. «Ему не нужна помощь», — добавил Алекс. «Он полностью проиграл первый день. Когда ты теряешь первый день здесь, в Сепанге, мы приехали из зимы, на второй день ты всегда задерживаешься и проигрываешь остальным. На второй день, на вторые полтора дня он был слишком близко к нам».
Мартин также предположил, что Маркес-старший все еще может быть готов к победе в Катаре на открытии сезона в следующем месяце.
Звезда на горизонте
С одной стороны, новичок Педро Акоста выиграл от того, что на прошлой неделе на той же трассе у него было три дополнительных дня шейкдауна, так что, конечно, его время круга несколько завышено по сравнению с конкурентами. С другой стороны… какое время круга.
В большинстве дней Акоста значительно улучшил свой личный рекорд — он находится в пределах четырех сотых от второго знаменосца «KTM» Брэда Биндера, и он быстрее поул-рекорда трассы. И он говорит, что должен был быть быстрее, если бы не промахнулся в 5-м и 12-м поворотах. И его симуляция спринта тоже была очень быстрой.
Возможно, это не так уж и удивительно, учитывая, что Акоста был чемпионом-новичком в Moto3 и чемпионом-второкурсником в Moto2, но ему действительно не потребовалось много времени, чтобы стать настоящим пилотом премьер-класса.
И, кстати, это был чрезвычайно тревожный результат для его партнера по команде «Tech3 GasGas» Аугусто Фернандеса, который, следуя за солидной кампанией 2023 года, провел тест в целом проигранным, отстав от темпа на одном круге и полностью проиграв Акосте на каждом шагу.
«Honda» еще далека от борьбы за вершину
Хотя это все еще довольно далеко от того, что удается «Ducati», результат Жоана Мира (1.57,374) должен вызвать у «Honda» широкую улыбку, особенно с учетом того, что затем он упал на своем аутлапе, пытаясь настроить вторую атаку на новой шине. Мотоцикл определенно лучше, как и обещали на прошлогодних тестах в Валенсии, и, похоже, он действительно сделал больший шаг вперед, чем, вероятно, кто-либо другой.
Но успехи на одном круге, возможно, немного лестны. Новичок «Honda» Лука Марини в среду признался, что его совершенно не впечатлило то, как шины на его «RC213V» выдержали спринтерскую симуляцию, и то, как быстро ускользнуло заднее сцепление.
«Да», — прокомментировал Мир отзыв Марини. «Добро пожаловать. Добро пожаловать в этот мир».
… и «Yamaha» также далеко
Как и в случае с конкурентом-производителем концессий, гонщики «Yamaha» ясно дают понять, что компания движется в более четком направлении, чем раньше, что прогресс ощутим, что все меняется.
Но и здесь есть серьезная причина сомневаться – возможно, даже более серьезная, чем в случае с «Honda», – что этот ощутимый прогресс приведет к немедленным результатам. «M1» намного мощнее на прямой, как того требовал звездный гонщик Фабио Квартараро. Теперь у него более продвинутый аэропакет. Но он до сих пор просто не может добиться этого эффекта в квалификационной комплектации.
Это заставляет Квартараро чесать голову. Он был рад показать результат 1.57,525 – очевидно, лучшее время круга «Yamaha» в Сепанге – и все же это не позволило ему даже войти в десятку лучших. «M1» должен стать более боевым мотоциклом благодаря увеличенной максимальной скорости, но, как признает сам Квартараро, это не будет иметь большого значения, если он все еще будет проходить квалификацию в четвертом ряду.
Зверь вернулся?
Несмотря на то, что в конечном итоге он уступил первое место, которое занимал после второго дня, это все равно было поистине впечатляющим для Энеа Бастианини — практически все время на самом верху протокола и на седьмом небе от «Ducati» 2024 года.
Бастианини был травмирован на протяжении большей части 2023 года, но он также так и не справился с байком того года. С самого начала это выглядело очевидным, чего не произошло с «GP24», который, по его мнению, является одновременно улучшением во всех областях, но также и шагом вперед к «GP21», на котором он ездил в свой прорывной сезон в «Gresini».
«Энеа просто на седьмом небе от счастья», — сказал босс «Ducati» Давиде Тардоцци. «В прошлом году он боролся от начала до конца, в том числе и в Валенсии. Теперь он другой гонщик. Это тот Энеа, которого мы видели в 2022 году. Мы действительно уверены, что он будет одним из претендентов на титул».
Но одно предупреждение. Как отметил сам Тардоцци, Бастианини действительно выиграл в Сепанге в прошлом году. Возможно это трасса, но он неизменно демонстрирует впечатляющие результаты на трассе Moto GP в Малайзии. Сам Бастианини убежден, что этот результат не зависит от конкретной трассы, поскольку его самочувствие намного лучше, но он знает, что ему нужно подтвердить это в Катаре на следующих тестах.
Выбор аэродинамики Мартина
Это было очень серьезное испытание для Мартина, возможно, мастера Moto GP на разгонных трассах и легкого претендента на титул в 2024 году. Но после среды над ним навис один серьезный вопросительный знак, когда он признал, что до сих пор просто не может найти свою ориентацию в обновленном аэродинамическом обвесе «Ducati» 2024 года, даже когда заводские гонщики заставляли его работать на себя.
«У меня немного разболелась голова, потому что я увидел, что и Франческо, и Энее это понравилось. А мне нет!», — сказал задумчиво Мартин. «Это было странно, потому что обычно у нас одни и те же комментарии. Утром я почувствовал себя конкурентоспособным, затем я сделал это два раза подряд и почувствовал, что это немного лучше, у меня больше потенциала».
И это не просто гонщик, получивший удар по подбородку и принявший новую разработку завода, даже если он не до конца в этом убежден. В любом случае, это не очень-то похоже на Мартина, но его самый быстрый круг в тесте действительно прошел с новой аэродинамической разработкой на мотоцикле «Ducati».
«Aprilia» в неясности
Двое из трех гонщиков на новом мотоцикле «Aprilia», выпущенном для 2024 года, не почувствовали с ним особого комфорта в ходе тестов. И его единственный гонщик с подержанным байком 2023 года, который начал сезон с этого байка 2023 года сразу во вторник, и после этого пропустил весь тест.
Проблема с нагревом не решена. Двигателю по-прежнему не хватает крутящего момента в среднем диапазоне. Опять же, есть знаки вопроса о том, как он будет себя вести в упаковке. Но невозможно с чистой совестью сказать, что у «Aprilia» были плохие тесты, особенно тогда, когда Алеш Эспаргаро был единственным, который предотвратил локаут «Ducati» в шестерке лучших, отстав от него всего на четыре десятых в условиях высокого сцепления на трассе, традиционно неблагоприятной для «RS-GP».
Новый аэродинамический пакет работает, по крайней мере, у Эспаргаро. Это дает ему скорость в поворотах и стабильность, к чему он стремится. Похоже, что то же самое пока не относится к Маверику Виньялесу и Мигелю Оливейре, а «Aprilia» нуждается в том, чтобы весь ее состав работал на всех цилиндрах. Но темп Эспаргаро является доказательством концепции, которая показывает, что «Aprilia» еще далека от завершения своего продолжающегося роста в Moto GP.
Без травм никуда
На самом деле это не какой-то большой вывод о календаре или формате, поскольку было бы большим шагом связать травму Франко Морбиделли или Рауля Фернандеса с ними.
Но даже если это совпадение, жаль, что Moto GP 2024 начинается с того же места, где закончился 2023 год, с травмами, которые вполне могут изменить сезон. Морбиделли, чья авария произошла во время поездки на дорожном байке в Портимао во время тестов World Superbike, был полностью исключен из предсезонной подготовки в качестве меры предосторожности. Если предположить, что он проигнорирует тест перед гоночным уик-эндом в Катаре в следующем месяце, то он отправится на свой дебютный Гран-при в качестве гонщика «Ducati», практически не зная ничего о байке.
Фернандес находится в лучшей ситуации — «Trackhouse Racing» вполне уверена, что он оправится от того, что он описал как «небольшие переломы бедренной кости» к тесту в Катаре.
Напомним, второй блок предсезонных тестов пройдет на трассе Лосаил в Катаре с 19 по 20 февраля. Первый этап сезона 2024 года на той же трассе запланирован на 8-10 марта.