Найти тему

Будущее футбола

Когда мы заглядываем в будущее футбольных лиг, мы сталкиваемся с калейдоскопом возможностей, специфических условий и постоянной гонки за болельщиком. Все это сопровождается капиталистической игрой «третий лишний», где музыка может прекратиться в любой момент, и кто-то обязательно останется без зарезервированного места на трибуне.

Прежде чем копнуть глубже, давайте сравним традиционные европейские футбольные лиги с североамериканскими спортивными гигантами. НФЛ, НБА и прочие коллеги вскружат вам голову своим систематическим подходом: замкнутым чемпионатом без вылетов, драфтами и равными шансами для всех. Это создаёт ощущение, что каждый клуб, даже самый захудалый, имеет шанс на звёздный час. К тому же ещё плей-офф с финальными сериями, да Супербоулы, что уже только благодаря формату порождает такой накал страстей, что болельщики только и ждут возможности отнести свои кровные доллары в стриминговые сервисы и пивным компаниям-спонсорам, чтобы не дай Бог не выпасть из этого потока интересностей. А ещё региональные привязки франшиз с чётким разделением рынка и всё — зритель на крючке, теперь он чувствует родство с командой, которая приехала в его город буквально позавчера, а на той неделе ещё играла на ненавистном западном или восточном побережье. Миллионные рекламы в тайм-аутах, студенческие лиги, собирающие стадионы больше любой европейской лиги, за исключением, разве что, Англии и Германии. Разве это не мечта спортивного романтика? Но люди считают, что нет, все это чуждо европейцу. Так а что тут у нас в колыбели профессионального спорта?

Давайте перенесёмся в Европу, где слова "драфт" и "паритет" вызывают лишь усмешку у великих и могущественных клубов. Здесь царит право сильнейшего и богатейшего, и если ты не часть этого золотого синдиката, тебе придётся довольствоваться крохами в виде сезонных переходов, искать таланты с ограниченным бюджетом и мастерски подготовленные тактики для сражений с Голиафами из топ-лиг. И болельщики этому рады; нам нравятся истории "Золушек", такие как лестерская сага, нам нравятся победы маленьких, затхлых клубов, где зарплату выдают картофелем, над теми, где даже резервисты за неделю зарабатывают на "Феррари". Мы, в конце концов, ценим историю и болезненно, или скорее даже с отторжением, относимся к переезду футбольного бренда в новую локацию, даже если это будет финансово обосновано. И чего греха таить, мы обожаем трансферы: их обсуждение стало неотъемлемой частью футбольной культуры, и все эти части пазла никогда не дадут нам собрать что-то вроде НФЛ в пределах одной системы, пока самая успешная попытка преобразования любви к футболу в успешную лигу — это Лига Чемпионов, которая не может существовать в вакууме, без национальных лиг.

Конечно, в этом контексте первое, что приходит в голову — это утопия или химера, выбирайте сами, под названием "Суперлига". Что с ней не так и почему у неё не вышло "вылупиться" на свет? Отчасти жадность, отчасти страх потерять контроль над собственным детищем. Крупные клубы попытались создать свой собственный золотой клуб, исключительно для элиты. Но они забыли о болельщиках, а значит и о первом фундаментальном пункте дохода — этих верных спутниках, которые не желали видеть свою игру превращённой в закрытый клуб для избранных. Причины отторжения в целом я описал уже выше: люди почувствовали, что богачи покушаются на их традиции, если угодно, на скрепы. Со стороны клубов же, это был выход; им казалось это благоразумной попыткой создать свою североамериканскую систему на базе существующих европейских брендов. Ради денег? Ну, конечно, черт возьми. Но так ли много владельцев сейчас вливают финансы в футбол ради удовольствия? Вопрос риторический.

Как тут на днях сказал президент, не то "Реала", не то "Барселоны" (дела не меняет совершенно) — "Мы по-прежнему нуждаемся в Суперлиге, где каждый участник сможет получать просто за участие больше, чем победитель Лиги Чемпионов, и нам все равно, если там не будет английских клубов. У них уже есть своя Суперлига — Премьер-Лига". А ведь и правда, в Европе есть один крайне успешный с точки зрения бизнеса пример футбольного соревнования. Ключом к успеху Английской Премьер-Лиги является равенство и непредсказуемость. Деньги здесь текут рекой не только к "королевским" клубам, но и к тем, кто едва не утонул в этих водах. Телевизионные права распределяются почти "по-братски", наделяя каждого участника лицом счастливого ребёнка в конфетном магазине. Есть шанс на успех для всех; изолента, замаскировавшая дыру в бюджете, на время становится невидимой. Всё это великолепно для британского болельщика, конечно, но в это же время выступает сильным раздражителем для остальных крупных европейских ассоциаций, которые как только не реструктурировались в последние годы. А результат... ну, вы сами знаете.

Не способствует росту футбольных лиг и контроль над ними организациями, погрязшими в скандалах и коррупции, такими как УЕФА и ФИФА. Благодаря этому и буму информационных технологий родился медиафутбол — та самая панацея или болезнь 21-го века, в зависимости от вашего взгляда на футбольный перформанс. Стриминговые сервисы, социальные медиа и использование продвинутой аналитики — все это направляет футбол на новый путь развития. Каждый хочет быть ближе к своим кумирам, а расширенные права на трансляции позволяют клубам и лигам извлекать огромные дивиденды из карманов болельщиков. И поклонники нового формата, дарящего вовлечение в жизнь команды, обрели действительно много, нужно правда сказать, что и профессиональные клубы быстро вооружились этими инструментами и завели себе каналы и страницы на всех возможных платформах. Но медиафутбол становится все же чем-то большим, чем кратковременное шоу; туда полились большие деньги, туда пошли спонсоры и спортивные бренды, трансляции и стадионы порой более наполнены, чем у 90% профессиональных клубов соответствующей страны. Бывшие и нынешние легенды профессионального спорта, вроде Жерара Пике и Тони Крооса, начали создавать свои медиалиги в родных странах и убеждены, что будущее футбола — там, где все устроено на благо зрителя. На самом деле для заработка, но все же построенное на зрителе, напрямую, а не через запутанную систему сложных организаций, где сидят старики, убеждённые в том, что футбол принадлежит именно им (практически дословно недавно сказал один из чиновников УЕФА).

Взглянув в шар предсказаний, можно с уверенностью заявить: футбол обязан эволюционировать или рискует оказаться на боковой линии истории. Вероятно, мы увидим больше интеграции медиа и футбола, возможно, появление новых тактик монетизации и, боже мой, возможно ещё одну попытку создания Суперлиги. Но одно остаётся неизменным: любовь болельщиков к игре и их стремление к справедливости в чемпионатах. Пусть всем могущественным этого мира дрогнут руки, ведь футбол — это, прежде всего, игра для миллионов, а не для миллионеров.

Больше о футболе у нас в сообществах.

Telegram

https://t.me/blyaball

Vk

https://vk.com/blyaball