Сегодня, 8 февраля, исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Широта его интересов уникальна: он был химиком, физиком, геологом, нефтяником, метеорологом, экономистом, демографом, воздухоплавателем, и в каждой из этих сфер проявил себя как выдающийся учёный и практик.
Но знаете ли вы, что ещё одним из направлений деятельности ученого было кораблестроение? Рассказываем!
Труды Дмитрия Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания.
Эта часть его научного творчества в наибольшей степени определяется сотрудничеством с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных им в океанологических экспедициях, а также совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна для испытаний судов, идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу.
После того как в 1894 году бассейн был построен. Д. И. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. О. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола. Одновременно они работали над организацией ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан, по их мнению - связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего севера.
Осенью 1897 года правительство приняло решение о финансировании постройки ледокола. Д. И. Менделеев был включён в состав комиссии, занимавшаяся вопросами, связанными с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный английской фирмой. Первому в мире арктическому ледоколу, построенному на верфи Armstrong Whitworth, было дано имя легендарного покорителя Сибири — "Ермак", и 29 октября 1898 года он был спущен на воду на реке Тайн в Англии.
Модель строящегося ледокола в опытовом судостроительном бассейне Морского министерства была подвергнута испытаниям, включавшем помимо определения скорости и мощности гидродинамическую оценку винтов и исследование остойчивости, сопротивления нагрузкам поперечной качке, для ослабления воздействий которой было внесено ценное техническое усовершенствование, предложенное Д. И. Менделеевым, и впервые применённое в новом корабле.
В 1901—1902 годах Д. И. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным разработан высокоширотный "промышленный" морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса.
В XX веке освоение Арктики вышло на новый уровень - 3 декабря 1959 года на заводе "Адмиралтейские верфи" (входит в ОСК) был поднят Государственный флаг на первом в мире атомном ледоколе "Ленин". Позже последовала серия из 5 атомоходов проекта "Арктика", названного в честь головного ледокола второго поколения, построенного корабелами Балтийского завода (входит в ОСК).
Сегодня особое место в составе российского флота занимают новейшие атомные ледоколы проекта 22220, строительство которых ведёт Балтийский завод. Первые атомоходы "Арктика", "Сибирь" и "Урал" уже выполняют задачи по обеспечению судоходства по Северному морскому пути, соединяющему европейскую часть России и Дальний Восток.
Ещё два - "Якутия", "Чукотка" и "Ленинград", находятся в разной степени готовности у причала и на стапеле завода. Также планируется закладка ледокола "Сталинград".
Подписывайтесь Телеграм-канал ОСК, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.