В этом 2024 году – в ноябре, то есть, к началу сезона, – на российской антарктической станции «Восток», удобно расположенной на полюсе недоступности (чтобы никто больше туда не лез), должно быть введен в строй новый пятиэтажный комплекс. О планах строительства сооружения, обеспечивающего комфортное проживание 12-13 человек там, где температура летом редко поднимается выше -36, а зимой при характерной скорости ветра 250 километров в час норовит упасть к -90, там где высота над уровнем моря и климат обуславливают почти вдвое меньшее привычного атмосферное давление, а космической радиации ничто не препятствует достигать льда, – сообщалось в одной из старых публикаций. И вот, процесс пошёл. В четырёх километрах над наклонной поверхностью подлёдного озера Восток возводится новая база цветов российского триколора.
...Нельзя сказать, что всё обошлось без приключений. Например, первая идея, изготовив модульную конструкцию в Петербурге, отправить её в Антарктиду синей магией «Почты России» – не сыграла. Посылка была упакована, но не двинулась с места, поскольку отделение почты на полюсе недоступности, в которое она должна была переместиться, теперь находилось внутри неё. Пришлось идти длинным путём.
Общий вес деталей конструкции, материалов и необходимых для монтажа сооружения на месте механизмов достигал 7000 тонн. Ещё больше, как оказалось, – 8000 тонн, – требовалось горючего для перевозки такого груза до Антарктиды по морю, а потом на вершину ледяного купола санным поездом. Итого: 15 тысяч тонн были загружены на два сухогруза, танкер и ледокол, обеспечивавший проводку конвоя до российского антарктического порта «Прогресс».
Не трудно догадаться, что «порт» в Антарктиде не слишком отличается от «не оборудованного берега». Но и тут все оказалось сложнее ожидаемого. Прикрывающие подходы к «Прогрессу» ледовые поля именно в декабре 2021 года сомкнулись наглухо. Дизельный ледокол «Капитан Хлебников», обычно, базирующийся в Находке, рубил 100 километров до «берега» 26 дней… Кстати, атомным ледоколам доступ в Антарктиду закрыт международными соглашениями, а в конце 2021 года ещё считалось, что их следует принимать в расчёт. То что можно было со спокойной совестью посылать атомный, известно лишь на обратном пути стало.
Выгрузка и транспортировка на расстояние 1500 километров по ледяной целине рекордной для Антарктиды массы – оставалось ещё почти 10 000 тонн – также стали свершением эпохальным. Причём, вопреки обычаю, – ранее авиация для связи с «Востоком» почти не использовалась, ввиду огромного риска, – прорыв был поддержан с воздуха. Пока снежные танки тянули вереницы саней, специально модифицированные самолёты перебрасывали с «Прогресса» на «Восток» – и назад – строителей.
Только такой шаг позволил удержать операцию в графике. Где она на данный момент и остаётся.