Как фанату бренда Nikon, мне было приятно узнать, что космонавты на МКС предпочитают работать именно с этими фотокамерами.
Однако я был очень сильно удивлён, узнав, что астронавты на Луне снимали свои приключения на камеру ХАССЕЛЬБЛАД. А если точнее, на камеру, спроектированную специально под эту миссию - Hasselblad 500EL. Плюс объективы Zeiss Biogon 60 мм 5. / 5.6, Zeiss Planar 80 мм ƒ / 2,8. Zeiss Sonnar f/5.6 250 мм. А в придачу к ним - особая плёнка, способная выдержать колоссальные перепады температуры, не потрескаться при -170° и не расплавиться при 120°.
А самое потрясающее заключается в том, что с Луны эти аппараты не стали забирать. То есть попросту бросили, захватив плёнки. Потому как каждый лишний грамм - это килограммы горючего.
Выходит, что за все 6 посадок на поверхность Луны и столько же взлётов американцы оставили не менее 12 таких вот камер. И они лежат там до сих пор. Кто не верит, можете слетать и убедиться.
Меня, правда, зацепило другое. Просто ХАССЕЛЬБЛАД всегда ассоциировался как очень дорогой бренд, позволить себе приобрести такую (не именно Hasselblad 500EL, а вообще Hasselblad) камеру могли себе позволить весьма состоятельные граждане. Попробуйте погуглить, сколько стоят изделия этой фирмы, и вы будете шокированы.
Полное название компании, производящей среднеформатные камеры, фотооборудование и сканеры изображений - Victor Hasselblad AB, располагается она в Гётеборге, где и было создана в 1841 году. Основателем считается Фриц Виктор Хассельблад.
Не совсем понятно, чем изначально занимался этот отец-основатель, что продавал и где покупал. Однако известно, что его сын, Арвид Виктор Хассельблад, в какой-то момент увлёкся фотографией и решил основать в компании фотографическое отделение, которое занималось бы импортом комплектующих и продуктов для фото.
Папа отнёсся к идее сына скептически, но всё-таки одобрил его инициативу: "Я, конечно, не думаю, что мы заработаем на этом много денег, но, по крайней мере, это позволит нам фотографировать бесплатно".
Однако довольно скоро дела пошли так хорошо, что именно это направление стало главным во всей компании.
Вполне возможно, свою роль сыграло знакомство Арвида с Джорджем Истманом, основателем компании Eastman Kodak, благодаря чему компания Hasselblad в 1888 году стала единственным шведским дистрибьютором кодаковской продукции.
В дальнейшем дела перешли к внуку Фрица - Карлу Эрику Хассельбладу, сыну Арвида. А потом и к правнуку - Виктору. Его с малых лет готовили к этой миссии, и даже отправили на обучение в Дрезден, который тогда считался центром оптической промышленности Европы и мира.
Виктор несколько лет проработал в разных фирмах, связанных с производством оптики, камер, плёнок и т.д. он был в Европе и Америке, а также был тепло принят Истманом. Правда, надежды на этого молодого человека не вполне оправдались, ибо, вернувшись, он начал гнуть свою линию, доказывать, что надо всё переделать, и в результате вышел из семейного бизнеса, основав собственный бизнес - фотомагазин и лабораторию Victor Foto.
Во время Второй мировой войны Швеция в целом и семья Хассельбладов в частности формально не участвовали ни в боевых действиях, ни в активной помощи нацистам. Более того, когда в руки шведских военных попала немецкая фотокамера со сбитого (кем?) германского самолёта, правительство обратилось к Хассельбладам с просьбой сделать на её базе что-нибудь аналогичное, но - своё, и - лучше, чем у немцев.
И это почётное задание поручили как раз Виктору, который в 1940 году разработал камеру HK7.
Через год ВВС Швеции запросили другую камеру, с большим негативом, которую можно было бы постоянно устанавливать на самолет. Так появилась SKa4, которую производили вплоть до 1945 года специально для армии.
А в 1942 году Карл Эрик Хассельблад умер, и Виктор взял под свой контроль семейный бизнес. Во время войны, помимо военных фотоаппаратов, Hasselblad производила часы и часовые детали.
Интересно, что, несмотря на прибыльность конкретно фотографического направления, компания Хассельбладов продолжала производить много чего ещё, в том числе, диапроекторы, запчасти к автомобилям Saab, а также выполнять машинные работы.
Одним из самых удачных изделий компании стала первая в мире однообъективная зеркальная камера Hasselblad 1600F формата 6х6 см, с возможностью замены объективов, видоискателя, пленочной кассеты. Она была представлена в 1948 году на выставке в Нью-Йорке и потрясла всех высочайшей скоростью затвора - 1/1600 сек.
За несколько лет было произведено более 1500 единиц этой камеры, и она быстро стала предпочтительной универсальной рабочей лошадкой большинства профессиональных скандинавских фотографов. Её настолько полюбили, что многие оценив достоинства фотоаппаратов марки ХАССЕЛЬБЛАД, стали отказываться от Kodak и Agfa в их пользу.
Однако Виктор Хассельблад мечтал, чтобы его камеры были доступны не только фотографам-профессионалам, но и любителям. Поэтому он привлёк к работе как инженеров, так и дизайнеров, в том числе, Сикстена Сасона - дизайнера оригинального кузова Saab.
Если судить по ценовой планке, получилось не очень убедительно. Ибо, повторяю, стоимость, практически, всех камер ХАССЕЛЬБЛАД вряд ли можно считать "любительской".
Вот ещё один любопытный момент: оказывается, безупречного качества и фантастической красоты камеры этого производителя для самой компании начали приносить прибыль... только с 1960 года. А до того они были убыточными, и деньги компания получала за счёт продажи импортных аппаратов, а также продукции Kodak.
Тем не менее, в 1962 году, опять же, именно к Хассельбладу НАСА обратились с предложением изготовить "лунную камеру". После чего и благодаря потрясающей рекламной кампании, узнаваемость продукции и бренда Hasselblad, резко повысила.
И в том же году Шведская академия наук вручила Виктору Хассельбладу Гран-при по фотографии «За выдающийся вклад в фотографическое искусство». Это признание подтвердило превосходство его работы и подняло Hasselblad на новый уровень уважения в фотографической индустрии.
Странно, конечно, что этот заслуженный скандинав решил прервать традицию передачи семейного бизнеса от отца к сыну, внуку, далее везде. И в 1976 году продал компанию Hasselblad AB шведской инвестиционной компании Säfveån AB. А в завещании отписал большую часть своего состояния Фонду Хассельблада.
На сегодняшний день Hasselblad производит и плёночные, по старике, и цифровые камеры, а её дочерняя компания Electronic Imaging AB выпускает цифровые системы обработки изображений и передачи данных.
Компанию несколько раз перепродавали, однако, судя по результатам, это пошло ей на пользу, ибо она сумела пережить таких гигантов фоторынка как Mamiya, Contax, Exakta и пр., а также потеснить конкурентов - Rollei и Pentax.
Последним её хозяином была китайская компания DJI, которая специализируется на средствах аэросъёмки и производстве дронов. К сожалению, сегодня эта замечательная техника стоит на беспилотнике DJI Mavic 2 PRO, который был разрекламирован британской розничной торговой компанией Argos.
На посошок: в 2021 году китайский производитель смартфонов OnePlus объявил о сделке с Hasselblad на сумму 150 миллионов долларов на разработку технологии камеры для своих устройств.
А в 2022 году Oppo - ещё один производитель смартфонов из Поднебесной - объявил о трехлетнем партнерстве с Hasselblad для совместной разработки ведущих в отрасли технологий камер для флагманской серии Find X от Oppo.
В общем, будете покупать смартфон - помните, что в них реализовано всё лучшее, что есть в ХАССЕЛЬБЛАД, с точки зрения оптики.
Виктор Хассельблад (8 марта 1906 – 5 августа 1978) - шведский изобретатель, фотограф, предприниматель.
Родился в Гётеборге. Как и его дед, с детства интересовался орнитологией, любил фотографировать птиц, поэтому фотографию воспринимал как средство для реализации своего хобби. И в дальнейшем опробовал новые камеры именно в этом качестве.
В 1980 году Хассельблад был посмертно включен в Международный зал славы фотографии.
P.S. Говорят, что советский фотоаппарат Киев-80 вчистую содрали с одной из моделей ХАССЕЛЬБЛАДА. Не знаю, тут требуется профессиональное мнение специалистов.
Есть такие среди вас?
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!