Мой отец, Народный Художник России Алексей Зеля, отмечал, что год от года, в выборе сюжетов для творчества у него прослеживается некая закономерность: «Зимой делаю лето, летом – зиму», - говорил он. Как вы думаете, отчего это?
Ответ может показаться очевидным: потому что летом скучал о зиме, а зимой о лете. На самом деле это не совсем верно. Действительно, русская зима вдохновляла Алексея Зеля своей холодной красотой, но весну художник любил больше. Его радовало пробуждение природы, первые цветы, молодая свежая зелень листвы, шмели, бабочки и другие очнувшиеся от спячки насекомые, веселое щебетание птиц.
А лето он любил еще сильнее. В июле-августе вместе с женой Ольгой, такой же фанаткой водного туризма, как и он сам, отправлялся в поход. Иногда с друзьями, но чаще вдвоем. За годы совместных странствий на байдарках и катамаранах они покорили многие российские реки, ходили по притокам Оби, Лены и Енисея, восхищались красотой тайги, заповедными сибирскими озерами. Имея в распоряжении целый месяц отпуска, супруги забирались в самые отдаленные (для москвичей) регионы - вплоть до Сахалина и южной границы Приморского края.
Вдохновленный красотой нетронутой природы, полный новых сил и творческой энергии, Алексей Зеля привозил из поездок множество идей для своих будущих произведений. Некоторая их часть отразилась в эскизах и схематических набросках, но лишь единицы воплотились в стекле.
Самый длительный процесс в работе художника, так называемое «вынашивание» замысла, занимал месяцы, а иногда и годы. Бывало, к будущей композиции уже сделаны десятки эскизов, а мастер все не садится за горелку – чувствует, чего-то не хватает. Возможно, это «что-то» откроется в новых путешествиях, на следующий год или через несколько лет… а может, задумка так и останется карандашным рисунком в альбоме, не дождавшись своего часа.
В любом случае, независимо от сроков вынашивания, летние сюжеты окончательно сформировывались в голове и этюднике моего отца как раз к холодам. По тому же сценарию развивались идеи зимних композиций – то интересное, что художник подметил в снежную пору, «вызревало» к лету.
Правда, в стекле таких творений вышло гораздо меньше. Во-первых, один месяц Алексей Зеля не работал - был в отпуске. Еще с МЭЛЗа пошло, в июле-августе всех кварцедувов отправляли на отдых, а горячие цеха закрывали, потому что в них стояла невыносимая жара - находиться невозможно. До такой степени, что инженеры кидали жребий, кому идти к рабочим.
Во-вторых, в хорошие летние деньки молодому художнику не хотелось до ночи задерживаться на производстве. Отработает норму и бегом к проходной, а там уже встречает жена в ожидании совместной прогулки по вечерней Москве.
И еще один момент, третий, который мне кажется наиболее важным в этой теме. Алексей Зеля не любил повторяться. Казалось бы, зимние сюжеты идеальны для композиций из стекла. Можно сделать реалистичные сосульки, белым кварцем передать снег, а напылением и гранями – его искристость на солнце…
Но моему отцу, у которого в голове роились и ждали воплощения десятки других замыслов, возвращаться к уже проработанной в деталях теме было не интересно. Он всегда находился в поиске, ставил себе новые технические задачи, искал пути их решения. Долгие годы проводил опыты в поисках формулы не выгорающего при плавлении цветного кварца. Удачные опытные образцы использовал для создания цветочных бутонов, лепестков, крыльев бабочек. Все это не вписывалось в холодную снежно-белую палитру.
Поэтому в коллекции художника едва наберется десяток произведений зимней тематики. Но далеко не последних, это настоящие хиты, нежно любимые почитателями его таланта! Вот их список: «Зимнее утро. Горностай» (1984 г), сосуд «Зима» в трех вариациях – с синицами и без (1985, 1992, 1994 гг), «Зимний Букет» (1985 г), настенное панно «Зимняя Флора» (1986 г), «Прикосновение» (1987 г), подсвечники «Рябинка» (1988 г) и «Святая Русь» (1989 г), «Золотой петушок» (1991 г).
В этот перечень не вошли еще две прекрасные работы Алексея Зеля, так как были утрачены. Причем обе потери с криминальным уклоном – одну зимнюю композицию выманили обманом, якобы на продажу с известного аукциона, а вторую (пятое пасхальное яйцо) – украли с выставки. Мечтаю, чтобы эти две вещи «всплыли», пусть даже через многие десятилетия, и из частных рук перешли в музеи. Там им самое место, ведь произведения Алексея Зеля единичны и уникальны, у них нет аналогов в мире.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!