Найти в Дзене
УМАПАЛАТА

Как нефть китов спасла

Люди начали охотиться на китов более 1000 лет назад, сразу, как это позволили им судоходные средства. Добывали мясо, китовый ус и жир, который назывался ворванью.

По мере того, как человек вырывался из холодных объятий средних веков и входил в прекрасную эпоху возрождения, росла его потребность в горюче-смазочных материалах. В самом деле, лампу заправить, фонарь на улице зажечь, вал на станках смазать, да и в текстильной, кожевенной и мыловаренной промышленности без ворвани было никуда.

Поэтому на 17-19 века пришелся пик китобойного промысла. На грани вымирания оказались многие виды китов: серые, синие и даже полосатые. Люди изобретали всё более хитроумные приспособления для ловли и забоя.

К счастью, прогресс не стоял на месте не только в способах умерщвления животных. Так в 1852 г. польский фармацевт Игнаций Лукасевич занялся разработкой лекарств на основе нефти. В основе его изысканий был процесс перегонки. С лекарствами как-то не задалось, зато получилась интересная маслянистая жидкость, которая хорошо горит. На технологическом древе человечества разблокировался керосин.

Год спустя, в 1853 г. появляется первая в мире керосиновая лампа. Еще через год такие лампы начинают развешивать на улицах городов. А через два года Лукасевич открывает нефтеперерабатывающий завод и заливает керосином всю Европу. Предприимчивый человек оказался.

Так внезапно у ворвани появился более дешевый и менее хлопотный в производстве конкурент и китобойный промысел стал довольно быстро сбавлять обороты. Не удивлюсь, если где-то на дне океана киты поставили Лукасевичу памятник за спасение своего вида.