Мария, пожив всего месяц у брата, встала на ноги. Сначала стала выходить во двор, после гулять до парка, а к Новому году заявила
- Все Володя, нажилась я у вас, вези меня обратно!
- Мария, куда же я тебя повезу. Дом ты продала, нету у тебя дома.
Алина ждала. Мало ли, может Илья появится, может ненадолго, может просто узнать, как дела. Но, уже прошло несколько дней, Илья не приходил. Зато зашла Валюшка, вся загорелая, веселая, счастливая
- Аминка! Вы с Ильей никак поругались? Чего не приходите к клубу, на озере вас не видать.
- Нет, Валь, мы не ссорились. Просто я подумала, Илья так много работает, не высыпается. Сказала ему, что не смогу пока выходить на улицу.
- Он тебя послушал? Все ребята работают, я тоже работаю и дома помогаю, но мы все собираемся по вечерам. Девчонки спрашивают, почему тебя нет? Привыкли уже, с тобой интереснее. Приходи сегодня к клубу, чего дома сидеть. Лето пролетит и не заметишь, нечего будет вспомнить.
- Не знаю, может и приду. Как настроение будет.
- Будет, куда оно денется. Я велю Славику, чтобы он за Ильей зашел. Ты, Аминочка, всегда была скрытная, но от нас не скроешь, поругались вы с Ильей и вас надо рочно мирить.
Илья, словно услышал разговор девчонок. Алина крутилась перед зеркалом, примеряя новую блузку, которую еще ни разу не надевала. Показалось, кто-то прошел мимо окон. Выглянула, а там, ее Илья. Она даже отпрашиваться забыла. Просто крикнула бабушке, сидящей с соседками на лавке
- Бабушка, скажешь тете Лере, я ушла на улицу.
- Иди, свиристелка такая! Только бы шататься. Чего только Валерия смотрит?
Одна из соседок, не старая еще женщина, которую все звали Кузьминична, осуждающе покачала головой
- Много воли даете вы девке своей. Поди, ей еще и семнадцати нет, а уже с парнями гуляет. Как бы по материнским стопам не пошла.
- Да? Ты на своих девчонок смотри, Алька-то у тебя во сколько родила? Восемнадцати не было еще. Уж чья бы корова не мычала
- Дак, чего ты сравниваешь, она у меня замужем была, слава Богу, от законного мужа родила.
- Если в восемнадцать родила, она до этого на улицу не ходила, с парнями не гуляла? Нате вам, взяла и замужем оказалась. Ну, тебя, только знаешь, людей судить, у самой разгребать начнешь, чего только не было.
Рассердилась тетка Мария, ушла домой. Разозлишься тут, Девчонку забрали, догляду за ней путного нет, все ей Валерия разрешает, хоть до утра гуляй. Ходит по деревне в штанишках по колено, майка, не майка. Попробовала высказаться, Валерия и слушать не стала
- Тетя Маруся, так теперь все одеваются. Кто что хочет, то и носит. Лето, жара, не в платье же в пол ей ходить. Говоришь, гуляет долго, так все гуляют, слышно, как по древне расходится молодежь, Алина в это же время приходит. Не надо к ней придираться, тем более что-то запрещать. Она девочка умная, себе цену знает, никаких глупостей не натворит. Я ей доверяю.
И правильно делает Валерия, что доверяет Алине. Нет у нее никаких грешных помыслов. Обрадовалась увидев Илью, как ребенок
- Илюшка! Я уже подумала, что ты обиделся на меня. Как хорошо, что пришел, я уже хотела сама тебя искать.
- Обиделся немного, Алин, но не на тебя, на самого себя. Ты уж не сердись на меня, то ли хворь какая нашла, то ли морок. Перемогался я. Теперь все хорошо, все прошло и снова будет все по-прежнему. К клубу пойдем или на озеро?
- Пойдем к клубу, сегодня Валюшка заходила, звала. Может уговорим ребят на качели пойти? Помнишь, в тот раз, как весело было?
- Ну, не знаю, чего это, как маленькие, на качели? Может лучше на лодке покатаемся, искупаемся заодно.
Все было, и купание, и качели, гуляние под дождем. Но все прекратилось внезапно. Владимир Семенович прикатил за своими девочками.
Он, человек еще не старый, деятельный, но не нужен стал в министерстве, появились молодые, амбициозные ребята. Не пропал, устроился в довольно крупную фирму кадровиком. Ему некогда на пенсии рыбку ловить. Владимиру Семеновичу надо внучку выучить. Пенсия плюс зарплата кадровика, получается приличная сумма.
Однако, отдыхать в это лето подолгу в деревне не пришлось. Жить одному в огромной квартире тоже не комфортно. Приехал за женой и внучкой, пусть рядом будут! Нечего мотаться! В субботу вечером приехал, а в воскресенье уже уезжать.
Валерия даже возражать не стала, хотя были планы еще недельку пожить. Очень уж сердитый приехал Семеныч. Алина тоже промолчала. Одна Мария выступила
- Володя, девку мою забирал, говорил помогать будешь. Ладно, крышу перекрыли, машина стиральная есть, а баня где? Как привезли бревна, так и лежат. Она ведь сама не построится.
- Мария, кто же знал, что мне придется работу менять? Ты похлопочи сама, к Ивану в контору сходи, найди рабочих. Мы с Валерией деньги вышлем.
- Прямо Ивану до меня дело есть! У него теперь до середины сентября все уборочная будет.
- Можно и осенью баню рубить и зимой.
- Ничего не знаю, обещал, построй!
- Тогда следующим летом, не раньше. Мария, пойми, я работаю
- К следующему лету бревна сгниют. Надо было сначала баню построить, после на работу устраиваться.
Пока старшие спорили, Алина пошла к огороду Катерины, может Илья уже пришел и поливает. Однако, вместо Ильи по огороду расхаживала Вера Александровна. Она еще издали заметила Алину
- Алина, ты не к нам ли идешь? Заходи в калитку, Ильи еще нет. Думаю, скоро придет. Я тут без него командую, очень уж он устает на работе.
- Я бы не пришла, Вера Александровна! Дядя за нами приехал, я пришла попрощаться.
- Чего так? Лера говорила, что вы еще здесь поживете.
- Скучно дяде одному. Я его понимаю, в городе нет ни огорода, ни леса, даже соседей будто бы нет.
- Ты тоже скучаешь в городе?
- Нет, Вера Александровна. У меня драмкружок в школе, во Дворце культуры танцую, правда пока еще во втором составе. У меня подруги и друзья появились, есть с кем сходить в кино, погулять во дворе.
Основное время уходит на уроки. Мне нужно окончить школу, хотя бы без троек. Вы же помните, Вера Александровна, у меня способности средненькие.
- Ты не права, Алина! Не талантливых детей не бывает. Каждый ребенок к какому-нибудь предмету имеет способности. Вот ты, например, кем хочешь стать? К чему тебя тянет?
- Я стану преподавателем истории, буду поступать в Университет на Историко-филологический факультет.
- Замечательно, Алина! Я тоже считаю, что нет ничего интереснее, чем изучение истории. У тебя обязательно все получится.
- Я буду очень стараться, Вера Александровна! Мои дядя с тетей не так молоды, дядя уже на пенсии и все еще работает. Думаю, если бы они не удочерили меня, ему бы не пришлось работать. Мне обязательно нужно поступить на бюджет и получать стипендию. Если не получится, буду учиться заочно, я так решила.
- Алина! Тебе очень повезло с приемными родителями. Они оба тебя полюбили и не позволят тебе учиться заочно, это слишком трудно. Я на сто процентов уверена, Владимир Семенович сделает все, чтобы вывести тебя в люди.
- Я их тоже люблю, особенно тетю Леру. Она мне, как подруга, я с ней всем могу поделиться, и она никогда меня не ругает.
- Милая, тебя ругать не за что! Ты же сама покладистая, послушная.
- Не всегда, Вера Александровна! Я иногда упрямая бываю.
- Тоже мне упрямица! Смотри, вон, Илья идет!
Илья сердито шагал со двора
- Мама! Сколько раз прошу, не поливай, не поливай! Тяжело же, нельзя тебе. Алинка! Привет! Пойдем купаться, я весь пыльный.
Вера Александровна поставила лейку на лавочку
- Илюш! Я по половине леечки ношу. Только огурцы полила, больше не буду.
- Хорошо! Смотри у меня! Мне самому нетрудно. Алин, пойдем!
- Нет, Илюш, я не могу, я без купальника. Да и собираться надо. Я завтра уезжаю.
- Как завтра? Ты же говорила, не скоро еще.
- Так получилось, дядя за нами приехал. Проводишь меня немного? До свидания, Вера Александровна!
- Счастливо, Алина! Удачи тебе!
Илья проводил подругу до ворот. Они снова стоят под деревом держась за руки, не зная, что сказать друг другу на прощанье. Алина едва сдерживает слезы. У Ильи щиплет в носу от жалости к ней. Она такая тоненькая, беспомощная, так и хочется погладить ее по голове, успокоить, пообещать, что всегда будет рядом. Но возможно ли это?
- Алина, ты не думай, мы обязательно встретимся. Я писать тебе буду, звонить, ладно?
- Обязательно пиши, звони чаще. Илья, я буду по тебе скучать.
- Я по тебе тоже. Только приехать не смогу. Мне дедушку оставить не на кого, у бабушки спина больная, ей тяжело его выводить. Ты сама приезжай. Может тебя одну будут отпускать, ты уже взрослая.
- Боюсь, Илья, тетя Лера мне не позволит. Но я постараюсь ее уговорить приехать. Тете нынче здесь очень понравилось. Я пойду Илюша! Мне собираться нужно. До свидания!
- До свидания, Алина! Приезжай, я буду ждать тебя всегда.
До окончания школы ребятам пришлось встретиться лишь несколько раз. Встречи эти были короткие, в городе. Мария перенесла инсульт и Владимир Семенович забрал ее к себе. Приезжать Алине стало не к кому. Валерии такое положение совсем не по душе, но куда бабушку девать? Других родных нет. Не в Дом престарелых же ее сдавать.
Дом Марии приобрели для семьи молодых преподавателей, Бердниковых, прибывших в деревню после института. Не апартаменты, но дом еще крепкий, колхоз обещал с ремонтом помочь.
Тем более, что вместе с домом были переданы стройматериалы и дрова на всю зиму. А на будущий год обещают провести в деревне газ.
Григория Евгеньевича Бердникова, преподавателя физики, сразу назначили директором школы. Жена его, Дарина Игоревна, по специальности учитель младших классов, стала преподавать биологию.
Вера Александровна вышла на работу. Никакие уговоры не помогли, не стала она завучем. Не в этом ее призвание, не в этом счастье. Помочь обещалась. И помогала Валентине Степановне, и Григорию Евгеньевичу подсказывала на первых порах что, да как делать, даже Лидочке помогала с организацией праздников. Но сама отвечать за что-то уже не хотела.
Взяла Вера Александровна себе пятиклашек. Стала у них классной руководительницей. Работа ей только в радость. В классе всего четырнадцать ребятишек, все хорошие, из благополучных семей.
Снова у нее прогулки в лес, картошка печеная у костра, классные вечера. К ее ребятам иногда присоединяются ученики других классов. Вера Александровна не против. Напрягает только, нет такого постоянства, как раньше. Программа меняется, меняются требования к преподавателям. Но, это работа.
Мария, пожив всего месяц у брата, встала на ноги. Сначала стала выходить во двор, после гулять до парка, а к Новому году заявила
- Все Володя, нажилась я у вас, вези меня обратно!
- Мария, куда же я тебя повезу. Дом ты продала, нету у тебя дома.
- Я деньги обратно отдам, не хочу я у вас тут жить.
- Чем тебе тут плохо? В тепле, в отдельной комнате, еда готова, живи, да радуйся!
- Радуйся! Чему радоваться? Я целыми днями одна. Выйду во двор, все чужие, шарахаются, как от чумной, хожу по улице, только бы дома не быть.
- Дома, что тебе не сидится?
- Ты у своей Валерии спроси, зови ее сюда, спроси при мне
- И спрошу! Лера, пойди, пожалуйста, сюда! Слышишь, Мария говорит плохо у нас ей, не скажешь, в чем дело.
- Может и плохо. Она ругается, что я после нее в туалете смываю, полы хлоркой мою. А что делать, если она вечно мимо делает? Обижается, что велю своим полотенцем вытираться. У нас так принято, у каждого должно быть отдельное полотенце. Говорит, ты мол брезгуешь
Если ты ее привез, должен был объяснить, как мы живем. В своем доме я должна под твою двоюродную сестру подстраиваться? Сколько раз показывала, вот твоя кружка. Нет, она берет или мою, или Алинкину. Назло все делает. Все цветы мне залила. Я уже отступилась. Говори-не говори, все равно будет каждый день поливать.
- А что мне целый день делать? На кухню ты меня не допускаешь, даже картошку чистить не доверяешь, полы мыть мне тоже нельзя, в магазин Алина ходит, мне нельзя, вдруг я своими руками продукты ваши потрогаю. Небось, у меня жили, я вам слова не говорила.
Ничего не знаю, возвращайте мой дом, меня обратно визите. Я больная была, думать не умела, зачем разрешили дом продать?
Владимир Семенович за башку схватился.
- Мария! Не я ли тебе говорил, дескать, куда торопишься, стоит дом, хлеба не просит. А ты чего? Белугой ревела, укоряла, что забрать к себе не хочу. На Валерию как ругалась! А теперь, что?
- Ничего, вези меня в деревню, на родине умирать буду.
- Никуда я тебя не повезу. Через месяц скажешь, забирай! Живи, нечего! Сытая, в тепле, спишь в чистой постели.
- Надеешься, после смерти мои деньги забрать? Во, тебе!
Сложив два кукиша, сестра помахала ими перед носом Владимира Семеновича
- Ни копейки не оставлю, даже не надейтесь. Я знаю, зачем вы меня забрали, только Маруська не дур очка деревенская. Я сама вас обую, как надо!
Продолжение Глава 89