Очень не быстро, неделя за неделей и месяц за месяцем, трудами святого владыки ректора и его единомышленников мирская атмосфера в школе менялась на духовную. Прежде всего стало заметно, что всё больше студентов начали молиться, причём не только во время богослужения, но и в свободное время. Например, одни уединялись ради молитвы и богомыслия в школьном саду, другие стали приходить в храм святого Георгия, когда там не было служб.
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
В библиотеке, впервые за последние годы, начали пользоваться спросом святоотеческие книги, а мирских книжек и журналов в школу больше не приносили. Сошли на нет ссоры, распри, взаимные насмешки, унижения младших. Ученики стали относиться друг к другу и к преподавателям с уважением. Много молодых людей стали приходить на исповедь, среди старших студентов становилось всё больше желающих принять священный сан и посвятить свою жизнь служению Святой Христовой Церкви.
Всё это не могло не радовать святителя, который благодарил Бога за то, что Он благословляет труд и сеяние на духовной ниве.
Однако, и обычным земледелием – своими любимыми школьным садом и огородом святитель тоже успевал ежедневно заниматься – и до начала занятий и вечером, перед сном. Немало учеников были из традиционно сельскохозяйственных областей Греции: из Загорохория в Эпире, из Фессалии, Македонии, с Крита. Некоторые из этих ребят, ради благословенного физического труда и отдыха от занятий, а по большей части, ради возможности поговорить и посоветоваться с владыкой-ректором в неформальной обстановке, добровольно приходили помогать святителю в огороде.
Во время таких совместных благословенных работ и общения святителю пришла прекрасная мысль о том, как было бы замечательно ввести в Ризарион курс лекций и практических занятий «Основы агрономии». Есть много молодых людей, которым действительно требуются эти знания? Ну и отлично: вот у нас готовая структура школы, а вот – наши прекрасные сад, огород, виноградник и оливковая роща, которые могут стать учебными. Разве не идеальные условия? Ведь закончив Ризарион и рукоположившись, многие из этих юношей вернутся в свои епархии, в деревни, где, обладая новыми полезными навыками, помогут тысячам бедных крестьян не только духовно, но и материально, передавая им передовые научные и практические знания, применяя которые, те выбьются из нищеты и будут жить в достатке.
Святитель подошёл к этому вопросу с привычной для него обстоятельностью: пригласил для консультаций профессоров из существовавших тогда в Афинах сельскохозяйственных школ, включая иностранных агрономов, которые преподавали в Афинах, составил с их помощью учебный и практический план, подобрал и адаптировал учебники, учитывая, что агрономия в духовном учебном заведении это всё же не основное направление.
Теперь дело оставалось за малым – получить одобрение и финансирование у опекунского совета, поскольку ректор не распоряжался школьным бюджетом. На общем собрании опекунского совета святитель представил план нового учебного курса «Основы агрономии» и кандидатов на преподавание. Но, удивительное дело, никакого понимания среди членов совета инициатива святителя не нашла. Святитель пытался объяснить важность нового курса и с духовной, и с практический точек зрения, говорил и о духовной и телесной составляющей человека, и о том, как тяжело крестьянам в деревнях сводить концы с концами и насколько ценен был бы образованный приходской священник. Члены совета вроде бы в открытую не спорили: кивали и соглашались, но выделять деньги категорически отказали, а без денег реализовать такую затею было нереально.
Так прекрасное начинание святителя не было реализовано. Святитель был расстроен и даже в какой-то момент решил сам преподавать агрономию. Однако, хотя святитель очень хорошо, из опыта, разбирался в растениях и в уходе за ними, он понимал, что ему не хватает ни соответствующей теоретической подготовки, ни времени, чтобы преподавать эту совершенно новую дисциплину. Он и так-то был перегружен обязанностями ректора.
Так что, всё осталось как есть: святитель каждое утро и вечер спускался ухаживать за садом, а те из учеников, кто хотел и кому это было нужно, присоединялись к нему.
© Электронное издательство Орфограф, 2024
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь