Рассказ архимандрита Нектария Виталиса:
Я болел раком, в тяжелой форме. На теле у меня была открытая рана, из которой сочились кровь и гной. Мне время от времени было очень больно, настолько невыносимо, что я от боли разрывал нижнее бельё. И врачи говорили, и сам я понимал, что скоро умру. Я приготовил уже погребальные одежды и всё, что нужно для похорон.
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Утром 26 марта 1980 года я был в своем кабинете настоятеля при нижнем храме. Кабинет этот находится под церковью, в цокольном этаже. Большой храм наверху мы тогда ещё строили, а внизу уже служили и исповедовали. Я в то утро сидел в кабинете, а в храме убирали служительница храма София Бурду и иконописец Елена Китраки. Вдруг открылась дверь и в храм зашел старенький, невысокого роста, лысоватый монах. Борода у него была густая и седая. Мне сразу бросилось в глаза, что он был очень похож на святителя Нектария, как он изображен на своих фотографиях. Это нельзя было не заметить.
Старец взял на ящике три свечи, денег в ящик не бросил. Но зажег только две свечи. Потом пошел вдоль иконостаса и к каждой иконе прикладывался, кроме иконы святителя Нектария, мимо которой прошел, словно ее не было. Меня он, казалось, не видел, а я наблюдал за ним из открытых дверей кабинета. У меня тогда как раз случился очень сильный приступ боли и сил не было ни с кем разговаривать, поэтому я встал за занавеской, перед кабинетом, чтобы он меня точно не увидел. А он встал перед святыми вратами, сложил крест-накрест ладони, как будто готовился взять благословение и громко, но ни к кому конкретно не обращаясь, спросил:
- А батюшка здесь?
Женщины знали о моём состоянии и о приступе боли, которую я терпел в те самые минуты. Жалея меня, София ответила старцу:
- Нет, он дома сегодня, с гриппом лежит.
- Ну ладно, - благодушно ответил старец. – Молитесь, скоро Пасха Христова.
Сказав это, он перекрестился и вышел.
София забежала ко мне в кабинет и говорит мне:
- Отец Нектарий! Старец, который только что тут был, прямо вылитый святитель Нектарий! И весь светился. Может быть, это он и был, а? Может он пришёл вас исцелить?
Я её поблагодарил. Подумал, что она мне всё это говорит, чтобы меня утешить. Однако я и сам чувствовал что-то необычное. Тогда я попросил её и Елену попробовать найти старца и попросить его вернуться, если он ещё недалеко ушёл. Женщины выбежали, а я кое-как дошёл до алтаря, опустился на колени перед Распятием и стал в который раз молиться Христу, прося меня исцелить. Слышу - шаги, они вернулись и говорят:
- Батюшка, мы его нашли!
Я вышел из алтаря и подошел к старцу, чтобы поцеловать ему руку, но он смиренно её отдёрнул и сам поцеловал мою. Тогда я его спрашиваю:
- Геронда, как вас зовут?
А он мне отвечает:
- Анастасий, сынок.
Потом уже я вспомнил, что Анастасием святителя Нектария звали в миру, до монашеского пострига.
Я тогда показал ему рукой, где у нас в храме святые мощи и предложил ему жестом пойти туда и приложиться. Он подошёл, достал из кармана очки в круглой металлической оправе и тут я совсем растерялся, потому что у очков была всего одна дужка!.. Дело в том, что точно такие же очки святителя Нектария, в точно такой же оправе, с одной дужкой нашему храму передала в дар бывшая настоятельница монастыря Святителя на Эгине монахиня Нектария!
А старец тем временем, надев те самые очки, сказал: «Самое главное — это вера» и начал прикладываться к святым мощам. София ему называла, где чьи мощи, а он к ним прикладывался. Но когда дошла очередь до мощей святителя Нектария, он не стал к ним прикладываться. Заметив это, я сказал:
- Геронда, извините, пожалуйста. Святитель Нектарий тоже чудотворец. Почему вы к его святым мощам не стали прикладываться?
Он только молча посмотрел на меня и улыбнулся.
Так и не дождавшись ответа, я его спросил:
- А где вы живёте, геронда?
Он в ответ показал мне на потолок, где мы строили в то время главный храм. И сказал:
- Мой дом ещё достроен. Поэтому то здесь поживу, то там…
Тогда я ему признался:
- Геронда, у меня на самом деле не грипп. У меня рак, в предпоследней стадии. Врачи говорят, что осталось недолго. Однако я очень хочу выздороветь, чтобы всё наверху закончить: алтарь, иконостас, росписи - всё доделать и потом пусть умру.
А он мне отвечает:
- Ты не волнуйся и не переживай. Но мне пора. Я сейчас отправляюсь на остров Парос, поклониться святому Арсению, а потом навестить отца Филофея…
Он повернулся и потихонечку направился к выходу. И опять, проходя мимо большой иконы святителя Нектария, не придал ей никакого значения.
Я его остановил, взял за руки и приложил их к своему лицу.
- Геронда, геронда, - воскликнул я. – Как же ты похож на святого Нектария, которому посвящена наша церковь!
По щекам моим потекли слёзы. Старец перекрестил и потом обнял меня. Я тоже набрался дерзновения и захотел его обнять. Но у меня ничего не получилось – старец стоял прямо передо мной, а обнять его у меня не получалось. Мне стало страшно, и я перекрестился. Потом говорю ему снова:
- Геронда, очень прошу тебя, я очень хочу жить, чтобы закончить этот храм и совершить в нём хоть одну Литургию. Помоги мне, чтобы я не умер.
Тогда он отошёл от меня чуть подальше, примерно туда, где его икона висит и сказал мне:
- Нектарий, сынок! Это тебе испытание, и оно скоро закончится. Ты выздоровеешь. Произойдёт чудо, о котором ты просишь и во всём мире о нём станет известно. Не бойся.
И сразу после этих слов, он исчез. Двери как были закрытыми, так и остались. София и Елены, у которых на глазах всё это произошло, были в изумлении не меньше меня.
После этого, несмотря на все неутешительные прогнозы врачей, мне становилось всё лучше и лучше, пока я окончательно не выздоровел.
© Электронное издательство Орфограф, 2024
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь