У многих представителей авраамических религий слово эволюция вызывает острую негативную реакцию. Однако, если разобраться в деталях, то противоречия между эволюцией и креационизмом не столь радикальны. Сегодня мы поищем подобные примеры в исламе.
Исламские взгляды на эволюцию разнообразны: от теистического эволюционизма (согласно этой концепции Бог использовал эволюционный процесс в качестве инструмента сотворения мира; данная теория в настоящее время преобладает в западном богословии) до староземельного креационизма (вариант креационизма, разделяющий научную позицию относительно возраста Земли).
В начале IX веке мусульманский ученый Аль-Джахиз написал “Книгу о животных”, в которой в частности озвучил возможность последовательных видовых изменений животных, эта теория весьма напоминает дарвиновскую “теорию естественного отбора”. Первый исламский биолог также описал функционирование пищевых цепочек и рассуждал о выживании видов.
Во второй половине Х века в исламской Энциклопедии братьев чистоты была представлена самая ранняя из известных концепций эволюции видов. В основе этой теории лежали рассуждения античных философов, главным образом Аристотеля, но эти знания впервые были оформлены в единую теорию. В этом тексте утверждается, что растения возникли раньше животных, а также, что живые организмы способны адаптироваться к среде, в которой они обитают.
Однако есть и те, кто считает, что мир существует в неизменном, изначально задуманном виде. Любопытно, хотя и не удивительно, что строгие креационистские взгляды свойственны скорее современным теологам, в то время как в период Золотого века ислама выдвигались гораздо более смелые теории🐒
Современный исламский проповедник индийского происхождения, Закир Наик, отвергает теорию эволюции, называя ее бездоказательной. Сейед Хоссейн Наср, выдающийся иранский философ, которому приписывают несогласие с теорией эволюции, тем не менее признает логику в рассуждениях исламских теологов и философов прошлого:
💬 Многие мусульманские мыслители, такие, как Аль-Бируни и Ибн Сина, писали об этом, утверждая, что существуют простые формы жизни, а затем более сложные, но сложные формы жизни содержат в себе также более простые. Очевидно, люди имеют более сложную форму жизни, чем обезьяны, но обладают также некоторыми характеристиками, которые мы видим в обезьяне, но это не значит, что мы произошли от обезьян.
В ряде аспектов разделение на эволюционистов и креационистов при более детальном рассмотрении оказывается условным и каждый раз требует уточнений. Недаром в настоящее время оба эти термина получают дополнительные характеристики.
#RL_ислам