Всё новое - это хорошо забытое старое... Или не хорошо? Вот посудите сами: с конца 60-х годов по железным дорогам России, электрифицированным переменным током ездят электровозы ВЛ80 различных модификаций. Первоначально была их целая толпа: ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ80Р, ВЛ80С - мало отличимые на неопытный взгляд, зелёные, а с приходом корпоративного стиля - красно-серые двухсекционные локомотивы.
Конечно, все эти индексы говорят знающим людям об отличиях между машинами, но принцип работы у них у всех один и тот же: коллекторный тяговый двигатель постоянного (а точнее - пульсирующего) тока питается от контактной сети через трансформатор и через выпрямитель. Но что делать, когда электровозу стукает 30 - 40 лет? Вот тут-то и приходит на помощь Новочеркасский завод с новыми электровозами 2ЭС5К по кличке "Ермак".
Итак, поехали! Первая машина была построена в 2005 году, а крайняя, с номером 590 - в ноябре 2023-го, попутно Новочеркасск выпускает такие же, но с так называемой "бустерной" секцией, которая уполторашивает мощность электровоза, но при этом не имеет кабины управления. Таких трёхсекционных монстров выпущено более полутора тысяч штук, а трудятся они почти все на дальнем востоке.
Всем хороши новые электровозы! Стильные, удобные, безопасные и экономичные... Но давайте будем честными: ведь это всё те же ВЛ80, просто в немного новом обличии. Разве нет? Тележки здесь от ВЛ65: отличаются от тележки ВЛ80 отсутствием листовых рессор и шкворня, который уступил место наклонной тяге (за техническими тонкостями лучше идите на канал Vivan755), а вот подвешивание двигателя так и осталось опорно-осевым, что увеличивает воздействие электровоза на путь. Да и сами двигатели: вместо передовых асинхронников - устаревшие коллекторники.
Хотя кажется, что конструкция тележки - это лишь то немногое, что роднит нашего героя с предыдущим поколением электровозов. Смотрите сами, как круто: вместо контакторного регулирования напряжения здесь уже стоит ВИП (выпрямительно-инвенторный преобразователь), а значит - никаких клацающих механических частей, только полупроводники, и, соответственно, микропроцессорная система управления, которая, помимо прочего, одновременно выполняет и диагностические функции... Хорошая шумоизоляция кабины, система пассивной безопасности при столкновении, удобные кресла... Всё-таки, зря я попытался доколупаться до "Ермака", локомотив-то отличный!
Да и потом - а так ли хорош он был бы с асинхронными движками и с какой-нибудь принципиально другой конструкцией тележки? Ведь под это дело локомотивным депо, привыкшим к различным ВЛ-ам потребовалась бы другая оснастка, другой уровень подготовки ремонтников и далее по списку, а РЖД предпочитают тратить деньги на возведение пятиметровых заборов в лесах, на театр безопасности, на даром никому не нужные конкорсы там, где ходят полторы калеки... А не на технические новинки. Так что не видать нам принципиально новой техники, как своих ушей. Но давайте посмотрим на то, что у нас есть!
А есть у нас локомотив 4ЭС5К, который я назвал "Ермак-здоровяк"! (Но на самом деле он - просто "Ермак", как и его младшие братья, а я вот решил его таким образом выделить). В нём целых две бустерных секции, и таким образом, этот "четырёхкомнатный" слонопотам выдаёт мощность в 13120 кВт, уступая в этом показателе только электровозу 2ЭС10, работающему в три секции, с его мощностью 13200 кВт. Первый 4ЭС5К был построен в 2014 году, а на сегодняшний день выпущено их 72 штуки.
Забыл рассказать вам, что значат эти таинственные буквы и цифры в обозначениях. Итак, 4ЭС5К:
4 - количество секций
Э - электровоз
С - секционный (состоит из нескольких секций)
5 - номер модели, который, не отражает его технических особенностей
К - с коллекторными двигателями
Почти все "Ермаки-здоровяки" тусуются на Дальневосточной железной дороге, несколько штук ошиваются в окрестностях Магнитогорска на Южно-Уральской, а 6 февраля 2024 года один из них оказался и вовсе в Москве, на станции Люблино! Правда, ехать своим ходом он здесь не сможет, так как в проводах на территории Москвы напряжение постоянное. При этом, занесло в Москву не абы какой 4ЭС5К, а самый новый, построенный 9 января 2024 года, носящий номер 072! Наверное, едет в Щербинку на испытания. Далековато стоит, с платформы не рассмотреть... Придётся спускаться к нему.
Как видите, и морда и окраска локомотива отличаются от тех, что представлены на предыдущих фотографиях, ведь в октябре 2023-го Новочеркасский завод стал ставить на свою продукцию обновлённую маску: первый четырёхсекционник с ней имеет номер 061, первый "тройник" - 1411, а двухсекционник пока в принципе построен всего один - номер 590.
Я дошёл до конца платформы, спустился по лестнице и самым наглым образом подошёл к электровозу поближе, чтобы рассмотреть это чудо техники... Они придумали ему новую схему окраски! Вот это я понимаю - корпоративные цвета! Ведь согласитесь - даже красный и серый могут смотреться красиво, если каждому локомотиву разработать индивидуальную цветовую схему... А не как сейчас, когда, словно сову на глобус, одно и то же натягивают и на древний ЧС4Т что на новёхонький ТЭП70БС...
В электровозе 4ЭС5К-003, по которому я лазил в 2015 году, когда он стоял у нас в депо Москва-Пассажирская-Курская, одна из секций была оборудована спальным купе - прямо как в пассажирском вагоне! И в этом купе было, как и в пассажирском вагоне, квадратное окошко с форточкой... Новый же Ермак-Здоровяк я обошёл вокруг несколько раз, но подобного окошка не обнаружил... Значит, таким его заказал перевозчик.
Как вам экстерьер новинки? Лично мне определённо нравится окраска, а вот насчёт самой маски моё мнение пока не сложилось, но в одном я точно уверен: разнообразие - это всегда хорошо! Хитрые узкие глазки, агрессивный дизайн - это, конечно, современно, но на мой взгляд, лучше круглофарой морды и пятиконечной звезды пока ничего не придумали... Предлагаю Новочеркасску в порядке эксперимента выпустить "Ермак" с мордой, напоминающей вот это. А ещё с нового локомотива исчезло обозначение серии и номера, отлитое в металле. Возможно, это было излишеством нехорошим, но наклейки выглядят менее весомо (хе-хе, я подобрал слово вместо заморского "солидно").
4ЭС5К за свою мощь получает от меня 9 карьерных самосвалов из 10! Сделанный в России 400-тонный мастодонт со стильной мордой, развивающий мощность в 13120 киловатт способен разогнаться до 110 километров в час, что для грузовых поездов - ещё как много!
И пускай в его основе лежит давно устаревший ВЛ80 и чуть менее устаревший ВЛ65. Ведь именно благодаря своей схожести с предыдущими поколениями локомотивов наш герой стал успешным, многочисленным и очень полезным электровозом. Не зря же в 2011 году один из преподавателей МИИТа рассказал нам на лекции историю о том, как какой-то супер-новый локомотив не смог пойти в серию именно потому, что был чересчур новым для своего времени.
Другие обзоры поездов на канале:
Если у вас есть возможность и желание, становитесь, пожалуйста, спонсорами моего канала. За небольшую ежемесячную плату вы получите доступ к эксклюзивному контенту (обзоры городов без цензуры, закулисные видео, и так далее - подробности по ссылке). Дзен порезал мне показы, а я, признаться честно, очень хочу, чтобы моё хобби приносило в семью поменьше убытков.
А если у вас нет страницы Вконтакте - то приходите на Бусти.
Всё, что движется - телеграм канал, в который несколько транспортных авторов с Дзена, включая меня, дублируют ссылки на свои публикации. Подпишитесь, чтобы не потеряться!