Найти в Дзене
Киноотражения

Слава, обернувшаяся кошмаром. Почему фильм «Герой наших снов» на самом деле не про сны, а про реальность?

Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли
Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли

Главный герой - профессор зоологии Пол Мэтьюс, работающий в университете, обычный преподаватель, семейный, ничем не примечательный человек. Дочки-подростки считают его нудным и скучным, как и его студенты, слушающие его лекции в пол уха. К своим пятидесяти с лишним годам, Пол так и не выпустил ни одной научной публикации, хотя разрабатывал некоторые темы еще в аспирантуре. Одну такую тему про колонии муравьев беззастенчиво крадет и публикует бывшая однокурсница Пола, да не где-нибудь, а в научном журнале Nature. Но вместо того, чтобы добиться справедливости, Пол умоляет ее вписать его в соавторы. Таким образом, герой Николаса Кейджа предстает жалким и немощным, алчным до славы, но абсолютно посредственным человеком.

И вдруг, совершенно неожиданно, Полу Мэтьюсу предоставляется возможность, о которой он мечтал. Он приобретает славу, но не в научном мире, а у широкой аудитории обычных людей. По неизвестным причинам Пол начинает сниться большому количеству знакомых и совершенно незнакомых людей. Люди рассказывают ему свои сны, где он чаще всего выступает в качестве случайного свидетеля чужих сновидений, он просто проходит мимо их трагедий. Пола задевает, что даже во снах людей он ничего особого не делает, не принимает участия в событиях, просто бесстрастно наблюдает. Но тем не менее, герой становится настоящей знаменитостью и получает предложения о публикации его собственной книги и участии в крупных рекламных компаниях. Студенты валом валят на его лекции, но не для того, чтобы слушать рассказы про инстинкты животных, а чтобы поговорить о своих снах и сфотографироваться со знаменитостью. Новую силу приобретают его интимные отношения с женой, а другие женщины дарят его своим вниманием.

Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли. В образе Фредди Крюгера герой позирует фотографу в попытке вернуть утерянную популярность.
Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли. В образе Фредди Крюгера герой позирует фотографу в попытке вернуть утерянную популярность.

Однако, воспользоваться всеми открывшимися возможностями знаменитости Пол так и не успевает, потому что сны людей в один момент оборачиваются кошмарами с его участием. Теперь он не просто проходит мимо, а преследует и убивает тех, кому он снится. Реакция общества в одночасье меняется с обожания на отвращение и даже агрессию. И Пол Мэтьюс вынужден прочувствовать на себе все последствия «незаконно» обретенной им славы.

Сюжет этого фильма удивительно напоминает линию из фильма Вуди Аллена «Римские приключения» (2012), где герой Роберто Бениньи также по неизвестным причинам просыпается однажды знаменитым и всем есть до него дело. Герой дает интервью, появляется в телепрограммах, за ним следят папарацци, но в одночасье он перестает интересовать публику, опять же, по совершенно необъяснимым причинам.

Роберто Бениньи в фильме "Римские приключения" (2012), реж. Вуди Аллен. Герой не может справится с потерей славы и всеми способами старается вернуть внимание вчерашних фанатов.
Роберто Бениньи в фильме "Римские приключения" (2012), реж. Вуди Аллен. Герой не может справится с потерей славы и всеми способами старается вернуть внимание вчерашних фанатов.

Но, если у Вуди Аллена ситуация доведена до абсурда и является лишь поводом посмеяться над быстротечностью славы и любой «звездности», то у Кристоффера Боргли не так уж и важно, как герой попал в такую фантастическую ситуацию, главное для режиссера, как его герой переживает все осязаемые последствия славы. Боргли словно издевается над своим героем, проводя его по всем страданиям жизни "после славы". Мы видим болезненный процесс принятия на себя не своей роли. Наблюдаем через какие унижения и неприятности герою приходится пройти, чтобы соответствовать этой роли, удержать ее, чтобы продолжать жить не своей жизнью. Это безумное желание в конце концов разрушает настоящую жизнь героя, которая казалась ему такой скучной жизнью неудачника, но, по сути, была вполне счастливой и гармоничной.

Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли
Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли

В центре исследования фильма «Герой наших снов» лежит тема стадных инстинктов поведения общества. Общество людей сравнивается с группой животных: и теми, и другими движут инстинкты выживания. В одной из первых сцен Пол Мэтьюс объясняет своим студентам принцип выживания зебр: им нужна их окраска для того, чтобы слиться в стадо, чтобы хищник не мог выбрать жертву в этом полосатом месиве. Но как только одна зебра отделяется от стада, она тут же становится объектом охоты, потому что она контрастно выделяется на фоне саваны. Все следующие события фильма как будто подтверждают эту мысль, что отличаться от большинства опасно, только на примере человеческого социума. Общество сначала забавляется необычным феноменом Пола Мэтьюса, но лишь до той поры, пока он нейтрален в снах. Как только он начинает принимать активное участие в каждом чужом сне, всеобщий интерес обращается в ненависть и травлю. Мэтьюс в одной из сцен почти как мученик побивается камнями своими же студентами (аллюзия на мученичество Св. Стефана), это отражается в другой сцене из его сна, где Пола преследует охотник с его же лицом и стреляет в него из лука (мученичество Св. Себастьяна). Фильм напоминает нам как общество проявляет нетерпимость к инаковости, как в нем наказываются попытки дифференцироваться из массы, особенно когда у человека нет лидерских качеств и сильной воли противостоять обществу. Мученика из героя так и не получается, общество клеймит его агрессором, ненужным элементом, и изгоняет.

Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли. Отсылка к мученичеству Св. Себастьяна.
Николас Кейдж в фильме "Герой наших снов" (2023), реж. Кристоффер Боргли. Отсылка к мученичеству Св. Себастьяна.

Самое интересное, что герой не имеет никакого отношения ко всеобщей пандемии снов с его участием. Он не делает для этого ничего. Но попадая в эту нелепую ситуацию, он проходит трансформационную рамку: вкушает плоды внимания и славы; пишет, наконец, свою собственную книгу; приобретает новый сексуальный опыт; не справляется с искушениями, испытывает стыд; проходит через унижения публичного покаяния; и приходит в конце к одиночеству и остракизму. Без вины наказанный герой теряет всё и только тогда понимает ценность своей прошлой тихой жизни.

Фильм очень резонирует с современными явлениями отмены известных личностей за их высказываемые мнения (по политическим вопросам) или из-за обвинений в домогательствах 20-летней давности (Кевин Спейси и др). Создателями высмеивается не только жестокость и недальнозоркость обывателей, легко сбивающихся в стадо, людей, часто меняющих свое мнение в пользу большинства в результате давления СМИ и рекламы, не способных к состраданию и критическому мышлению, но также высмеиваются и сами «отмененные» люди, пытающиеся задобрить публику извинениями за несуществующие проступки и словить хайп даже на черном пиаре.

В фильме показано множество сцен из снов разных людей: кто-то переживает драму, кто-то видит кошмары и спасается бегством, у кого-то рушится мир в день апокалипсиса, а кто-то переживает свои эротические фантазии, где неизменно присутствует герой Николаса Кейджа. Сны и реальность в фильме стилистически никак не отличаются друг от друга, поэтому зритель не всегда сразу понимает, в каком пространстве находится герой. Нам приходится самим ориентироваться в этих лабиринтах. И это здорово!

Тематика и стилистика фильма местами очень напоминает фильм «Все страхи Бо», о котором я писала в предыдущей статье. И в этом нет ничего удивительного, ведь продюсером фильма выступил режиссер Ари Астер («Все страхи Бо», «Солнцестояние»). Выпускающая кинокомпания та же, что и у «Бо», основанная в 2012 году A24, известная работами с авторским кинематографом и подарившая миру «Всё везде и сразу», сериалы «Грызня», «Эйфория» и т.д. Николас Кейдж был номинирован на «Золотой Глобус» за роль Пола Мэтьюса.

Если вы уже видели фильм «Герой наших снов» на экране, поделитесь своими впечатлениями в комментариях!

Похожие статьи:

#кино #фильм #рецензия #смыслфильма #геройнашихснов #николаскейдж #ариастер #А24 #кристофферборгли #фильмыоснах #культураотмены #вудиаллен