Найти в Дзене

Очевидное невероятное: Приколы нашего городка по мотивам Кира Булычева

«Великий Гусляр» – это один из лучших циклов Кира Булычева наравне с приключениями Алисы Селезневой. Но их отличие не только в том, что формат Алисы – это повести, а у Гусляра – по большей части рассказы (хотя повести тоже найдутся). Алиса – это взгляд в будущее. Гусляр – памятник своему времени, не самым большим городкам, типа Великого Устюга. И, конечно, тем простым, но интересным людям, что в них жили. Поэтому, адаптируя Булычевскую нетленку в формат сериала, надо, конечно же, перенести действо в наше время и сделать его про чиновников! По крайней мере, так решили создатели сериала «Очевидное невероятное». Итак, в небольшом городке (снималось в Астрахани) старого мэра отправляют в отставку, а взамен присылают помоложе из Москвы. Радует, что новый чиновник хотя бы родился и провел юность в этом городе. А не радует (по крайней мере, остальных бюрократов), что Великий Гусляр – это зона аномалий. Сюда постоянно прилетают инопланетяне, сваливаются артефакты, меняющие миропорядок и творя
 Okko
Okko

«Великий Гусляр» – это один из лучших циклов Кира Булычева наравне с приключениями Алисы Селезневой. Но их отличие не только в том, что формат Алисы – это повести, а у Гусляра – по большей части рассказы (хотя повести тоже найдутся).

Алиса – это взгляд в будущее. Гусляр – памятник своему времени, не самым большим городкам, типа Великого Устюга. И, конечно, тем простым, но интересным людям, что в них жили.

Поэтому, адаптируя Булычевскую нетленку в формат сериала, надо, конечно же, перенести действо в наше время и сделать его про чиновников! По крайней мере, так решили создатели сериала «Очевидное невероятное».

Итак, в небольшом городке (снималось в Астрахани) старого мэра отправляют в отставку, а взамен присылают помоложе из Москвы. Радует, что новый чиновник хотя бы родился и провел юность в этом городе. А не радует (по крайней мере, остальных бюрократов), что Великий Гусляр – это зона аномалий. Сюда постоянно прилетают инопланетяне, сваливаются артефакты, меняющие миропорядок и творятся прочие чудеса.

Как в эпоху интернета удается это прятать – никто не объясняет. Так или иначе, местные чиновники стараются скрыть от мэра, что творится на самом деле.

Вот такой вот натянутый сюжет, по крайней мере в начальных сериях.

 Okko
Okko

Первая серия открывается с песни Аллы Пугачевы, что почему-то резко обрывается. Впрочем, она прозвучит в другой серии уже посредине. Вообще, в саундтреке полно старых советских композиций. Это логично, по своему опыту убедился, что чем меньше город, тем старше песни крутят.

Вяжутся эти композиции с происходящим на экране с переменным успехом. Например, «Земля в иллюминаторе» хорошо звучит на фоне космических сцен (да, будут и такие!). В третьей серии включили «Белую ночь» Салтыкова – и это тоже плюс. В общем-то да – саундтрек, это пока что лучшее в сериале.

Адаптацию нельзя назвать полной отсебятиной – каждая серия с разной степенью достоверности основана на конкретном рассказе (иногда отрывке повести). Но как это трактуется – разговор отдельный.

Итак, в одной повести главный герой Корнелий Удалов демонстрировал жене устройство по обмену телами. Но жена отказывается возвращаться в собственное обличье и идет пить с мужиками пиво. А Корнелий Удалов, запертый в ее теле, тихо плачет на кухне.

Забавно? Мило? Пожалуй. А теперь давайте поглядим, как аналогичный момент провернули в здешнем сериале:

Итак, на Гусляр внезапно выпадает дождь из шариков, что меняют людей телами. И по ходу дела один мужик меняется телом с женщиной, берет старика в теле юноши под ручку и тащит его в ресторан, и этот парень пытается того (в женском обличье) поцеловать… Вот такой вот гендерный конфуз!

В другой раз глава местного ТСЖ чинит молотом космическую технику… Подобное было несмешно еще в американском «Армагеддоне», на секундочку, 98-го года. Хотя нет, дальше по сценарию с этим инструментом связан туповатый, но забавный эпизод черного юмора.

К слову, черного юмора как-то с избытком, чего у Кира Булычева не наблюдалось. Коллеги мэра то распилить его на части хотят, то дырку в голове просверлить… То просто избавиться любым способом.

Третья серия – это более или менее подробная экранизация рассказа «В продажу поступили золотые рыбки» (и, соответственно, ремейк короткометражного фильма по мотивам). И вот какое дело, ключевые моменты (однорукий пожарный, водка из-под крана) оставили, а полюбившихся героев убрали. Напихали отсебятины в духе, что некоторые рыбки говорят на подростковом сленге. Хорошо, что не на фене!

Я не скажу, что сериал прямо хуже некуда. Найдутся приятные моменты – в четвертой серии про путешествия во времени показывают парк аттракционов в старом стиле.

 Okko
Okko

Просто выпирает отечественная сериальная школа – «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня» – вот это все. Актеру, что мэр, Карлсона бы играть, который «КарлОсон» Сарика Андреасяна.

Про ценности местных героев говорят следующие ситуации – глава ТСЖ, отправляясь в прошлое, чтобы избавиться от мэра, советует пенсионерам накупить для обогащения долларов на пенсию. А жена этого чиновника – конечно же прыгает в прошлое, чтобы по старым ценам закупиться шмотками, да еще и подружек берет с собой. То, что по сути она расплачивается фальшивыми деньгами, что тогда напечатаны не были, ее не волнует.

Короче, сплошная меркантильность. Ну и как же про сюжетную линию, где не могут поделить жену? Супруга местного главы ТСЖ когда-то встречалась с мэром, и теперь у них время от времени что-то вспыхивает. В параллельной временной линии они даже поженились и обзавелись детьми.

Вообще, не все потеряно. Сезон еще не окончен, может дальнейшие серии будут лучше…

Лично у меня вот какая идея возрождения Великого Гусляра. Пускай в следующих сериях местные герои отправляются в прошлое и встречают там полюбившихся книжных Корнелия Удалова, Сашу Грубина и прочую честную компанию. А что? На оригинальных персонажей походит разве что местный пожилой ученый – каким-то таким был профессор Минц в рассказах. Так что старые и новые персонажи – не перемешаются. А там глядишь и давнишняя атмосфера возродится!

Другое дело, не очень похоже, что создателей сериала волнует мнение рядовых читателей Кира Булычева…

P.S. Почему сериал снят в анаморфном формате 2.35:1 мне тоже непонятно. Ведь у большинства зрителей экраны с отношением сторон 16:9. Претензия на кинематографичность? Кто знает...

Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас есть обзор на другую, более удачную, экранизацию Кира Булычева "Подземелье ведьм". Также у нас есть статья про кинофильмы, которые Кир Булычёв считал лучшими. Другие кинообзоры всегда можно найти в отдельной рубрике.