Найти тему
68,8K подписчиков

Шумело в этот вечер Елошное, праздновали люди великое свершение, первый полёт человека в космос, испытывали гордость за свою страну

18K прочитали

Аннушка. Глава 55.

Тихая, спокойная, даже немножко сонная жизнь пришла в Елошное. В стране совершались великие дела, осваивалась целина и строились новые заводы, появлялись электростанции, выпускались трактора и машины, а здесь, в небольшом селе за Уралом время как будто остановилось.

Начало

Часть 54

Люди работали, рожали детей, пионеры помогали ветеранам войны, на поля выезжали агитбригады, но что-то значимое и большое проносилось как будто где-то там, далеко. Хотя нововведения пришли и за Урал, взять к примеру, электрификацию. В былое уходили керосиновые лампы, а кое где и лучины, яркими искрами загорелись в деревенских домах лампочки Ильича. Многие старики считали их бесовскими и плевались, запрещая проводить электричество в дом, остальные же принимали самое живое участие в копке ям под столбы, натяжке проводов. Разговоров то было, спорили мужики на конных дворах о пользе электричества, иногда до хрипоты и драк дело доходило.

Гильманшин Лукман ГИЛЬВАНОВИЧ (1913-?) «Электричество - колхозникам» 1951
Гильманшин Лукман ГИЛЬВАНОВИЧ (1913-?) «Электричество - колхозникам» 1951

А потом в Елошное привезли дизельный генератор и установили его в специальном, для него построенном, здании. В домах елошенцев выключателей не было и когда вечером во всех домах вспыхнули под потолками лампочки многие испугались от неожиданности. А попривыкнув не могли не нарадоваться ведь по сравнению с керосиновыми лампами свет электрических ламп, был как солнце. Хотя кое-кому яркий свет пришелся не по душе, Тамарка, например, враз разглядела в своей избе и прелый пол в углу и мокриц под лоханкой с помоями.

-На черта мне ваш свет сдался! -ругалась она дочь и зятя, придирчивым взглядов осматривая дом, при керосиновой-то лампе иные изъяны и не видны были, -пожару наделать хочешь? Избу спалить решили?

-Что ты, мама-отвечала ей Лиза, выкручивая лампочку полотенцем, -разве от электричества бывают пожары? Да и огонь-то в нём не зажигательный, а так для виду только!

-Да и генератор работать будет только до 12 ночи, - вторил жене Вася, - пусть молодежь потанцует в клубе.

-Всё бы пели да плясали, вот спалите избу, будете с голыми ж@пами в сарае жить,-продолжала торощиться Тамара, но бунканье её никто не слушал, молодость главенствовала, брала своё.

В целом же в селе электроэнергию подавали только в дома, клуб, кантору и на одну из ферм. Смагин добился и из района привезли первую доильную установку, «Елочку». Когда её в первый раз включили, и она загудела, доярки, а следом за ними и коровы, испугавшись, кинулись бежать. Доярки долго почем зря костерили председателя, но через неделю все: и люди и животные привыкли, а первые ещё и поняли преимущества электроэнергии. В Елошном, по гудению дойки, стали время определять, если вечером она заработала, значит время уже 5 часов.

Розовощекое солнце желтым блином катилось по небу, согревая апрельскую землю своим теплом. В доме Анны собралась большая семья, приехали Настя с Антипом и дочерью, пришли Вася и Лиза с сыновьями и маленькой дочкой, Нюра, правда без мужа, уехавшего на совещание, здесь же были Анечка и Андрей. Повод для общего сбора был выбран радостный, переезд, новенький дом, ждал свою хозяйку, Анну.

Он сверкал свежими, обтесанными брёвнами и крышей, блестевшей на солнце. Теплый, просторный, с традиционной русской печью на уютной кухне и двумя небольшими комнатами, чтобы внуки, жившие при ней, чувствовали себя комфортно. Дом был трудом всех членов семьи, занимавшихся его строительством каждую свободную минуту. Не остался в стороне и Смагин, председатель колхоза и по совместительству муж Нюры, подсобил материалами и рабочими. Анна нарадоваться не могла, родительский дом пришёл в полную негодность и держался только на честном слове.

Близкие повитухи как раз собрались на улице, вынося из старого дома пожитки и складывая их в тракторную телегу, когда репродуктор, висевший на столбе странно хрюкнул, зашипел и заговорил голосом Левитана: «Говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза…», все, привыкнув к тому, что диктор сообщал самые важные новости, напряглись. Шестидесяти четырёхлетняя Анна схватилась рукой за забор, а Тамарка, тащившаяся по улице в сторону магазина не удержалась на ногах и осела в колкий и твердый сугроб на обочине.

-Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство!

12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

Первыми на слова диктора отреагировали семнадцатилетняя Анечка и пятнадцатилетний Андрей.

-Ура! Ура!!!- закричали они, заскакав по снегу, как молодые жеребята, впервые выпущенные на солнце.

Захлопали двери домов, елошенцы выскакивали на улицу кто в чём был, держа в руках кто что: лопату, метлу, кастрюлю. Новость, такая шокирующая и не совсем понятная, застала всех врасплох. Всеобщей радость, слёзы, объятия. С криками: «Ура-а-а-а!» вверх летело всё, что было в руках у людей. Все очень шумно начали обсуждать событие: «Человек в космосе! Первый космонавт наш! Советский!!!».

На маленькую Лидочку, пятилетнюю дочь Лизы и Васи никто не обращал внимания. Она прихватила небрежно брошенный на куче вещей сломанный зонт и отважно отправилась к старой, деревянной лестнице, прислонённой к стене сарая, чтобы всем показать, кто здесь настоящий космонавт.

Перекладины на лестнице были не по-детски высокими, но она упорно карабкалась, таща за собой зонт, с помощью которого она хотела спрыгнуть вниз.

Увидела её Тамарка, успевшая подняться на ноги и сердито отряхивающая себя от снега.

-Куды зенки пялите? Ребенка угробить хотите? - закричала она, показывая на внучку, которая вылезла уже на крышу.

-Лидочка,- всполошились женщины, заохали, Лиза бросилась к лестнице, но Анна быстро заткнула всех:

-Замолчите немедленно! Напугаете! –знала она, что у стены сарая под подтаявшим снегом лежит не убранная с осени борона.

-Деточка,- спокойно обратилась она к ребенку, задрав голову, -ты чего на крыше забыла?

-Баба Аня, смотри, я космонавт! –гордо ответила та.

-Космонавт, отличный космонавт! –согласилась Анна, наблюдая, как Антип и Андрей ползут на крышу сарая, с другой стороны.

-Ты вот, что, внученька, меня подожди, я тоже космонавтов быть хочу! - отвлекала она девочку от прыжка.

-Нет, ты старая,-ответила внучка, пытаясь раскрыть зонт.

-А я конфет с собой возьму и пряников,-соблазняла Анна, -вкууусные,-говорила она, мысленно поторапливая мужиков, не решивших встать в полный рост на худой крыше и передвигавшихся по ней на коленях.

-Тогда ползи сюда, - согласилась Лидочка, зорко следя за тем, как бабушка ставит ногу в калошах на первую ступеньку, -ты вот так руками делай,-подсказала она бабушке, поднимающейся по гнилой лестнице. К счастью Антип и Андрей подоспели раньше и подхватив несносную девчонку спустили её на землю и помогли спуститься Анне.

Огорчённая тем, что полет в космос не удался, Лидочка горько разревелась, приговаривая, «космонавтов хочу быть», а взрослые, наоборот почему-то облегченно рассмеялись, обнимая и целуя её. Всё такая же недовольная Тамарка покопатила себе дальше, бункая под нос, не видя, как Антип рубит старую лестницу, чтобы больше ни у кого не возникло желания «стать космонавтом».

Вечером в новом доме Анны собрались все домочадцы, пришли односельчане. На двух сдвинутых вместе столах стояла привычная еда: варенная картошка, соленья, квашенная капуста, грибы, блины в большом количестве, булочки и пироги, был нарезан пышный хлеб, в плошках желтел мёд и разные варенья, имелось варенное кусками мясо и порезанное тончайшими ломтиками прозрачное сало. Радостные улыбки, смех, объятия, большой семье было тепло и уютно всем вместе.

-Ну, за нашу космонавтку! –произнес первый тост Антип и все зашевелились, рассмеявшись и глядя на Лидочку, сидевшую возле бабушки. Та обняла девочку и прижала к себе.

-А я всё равно стану космонавткой! –упрямо шепнула она Анне.

-Будешь, конечно будешь, детка, на-ко пирожку, подкрепись.

Искрилось и сверкало семейное застолье, приветственными криками и рюмкой встретили они вернувшегося с совещания мужа Нюры, привезшего с собой колбасы колечками и сыра.

-Поздравляю вас, ребята! -Смагин широко улыбался, -и с полётом в космос и с новосельем и,- он сделал небольшую паузу, -и с тем, что по итогам сегодняшнего совещания была дала высокая оценка работы нашего колхоза! Ура, товарищи! Ура!

-Ура! – тонко звенели рюмки, -ура! –пел граммофон, -ура! –кивала луна с высокого, угольно-черного неба.

Шумело в этот вечер Елошное, праздновали люди великое свершение, первый полёт человека в космос, испытывали гордость за свою страну, со слезами на глазах вспоминали ушедших и сгинувших в горниле страшной войны, которым было не дано, узнать об этом дне.

Спала крепким сном в новой комнате, под лоскутным одеялом, маленькая Лидочка, летала она во сне меж звезд, раскинув руки парила над землёй, а навстречу ей летели конфеты и пряники, обещанные бабушкой Аней.

Читать далее