В Средние века католическая церковь имела безграничную власть на территории Европы. Указам папы римского должны были подчиняться как простые люди, так и властьпридержащие. Конечно, такое положение вещей не особо нравилось знати. Да и некоторые церковные служители не всегда были согласны с решениями понтификов из Рима.
Особенно некоторых раздражало двуличие церковных служителей. На своих проповедях они уверяли обычных людей, что быть богатым плохо, что нарушать заповеди - это огромный грех. При этом сами священнослужители жили в роскоши, постоянно нарушали заповеди божьи.
Вечные поборы со стороны церкви досаждали не только крестьянам и ремесленникам, но даже главам государств.
Например, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый не раз выступал против грабительских налогов со стороны церкви. Фридрих хотел, чтобы деньги оставались в его владениях для развития территории. Тем более, что в саксонском Виттенберге стараниями курфюрста были собраны многие христианские реликвии, что привлекало в город многих паломников.
В какой-то момент должен был появиться человек, который бы возмутился церковным беспределом.
Этим человеком стал Мартин Лютер, который как раз и проживал в Виттенберге.
Мартин Лютер принадлежал к ордену монахов-августинцев. В 1510 году он посетил Рим, где был неприятно удивлен тому, как местные священники относятся к своим обязанностям. Так, некоторые римские служители за одну мессу отслуживали 6-7 обеден, тогда как сам Лютер по всем правилам за это время служил только одну.
Однако этот негативный опыт не поколебал веру монаха, хотя первые сомнения уже зародились в его душе. В ходе долгих размышлений Лютер пришел к определенным выводам, которые он изложил в 1517 году в своих знаменитых 95 тезисах, прибив к дверям Замковой церкви.
«Если человек искренне раскаивается, то он и без индульгенций получит полное отпущение грехов и освобождение от наказания.
Все верующие в Спасителя непроизвольно приобретают блага, приобретенные Иисусом Христом, обходясь без индульгенций...». (Из 95 тезисов М. Лютера)
Лютер, несмотря на тезисы, не хотел разрывать отношение с католической церковью. Его целью было указать высшему церковному руководству на недостатки. Для католической верхушки оказалось совсем неожиданным то, что многие поддержали идеи мятежного монаха. Среди тех, кто согласился с Лютером, был сам Фридрих Мудрый.
В 1520 году папа Лев Х подписал буллу об отречении Мартина Лютера от церкви. Сам же лидер Реформации прекрасно понимал, что отречение ничего не меняет в его положении. Всегда найдутся те, кто захочет избавиться от бывшего монаха-еретика.
«Перед лицом Бога Иисуса Христа, его святых ангелов и всего мира н торжественно заявляю свой протест против этой кощунственной буллы и проклинаю ее. Если папа не отменит буллу... не останется никакого сомнения, что он — враг Господа, гонитель Христа и разрушитель христианского мира, настоящий антихрист. Христос рассудит, чье отлучение останется в силе...». (Из "Против злой буллы антихриста" М. Лютер (1520))
Помощь Лютеру оказал все тот же Саксонский курфюрст Фридрих. Он попросил одного из рыцарей укрыть монаха. Рыцарь согласился на это и увез Лютера в Вартбургский замок. Здесь он поселился под именем "юнкера Йорга". Лютер отрастил волосы и бороду, так что стал почти неузнаваем.
В замке Лютер провел долгое время. И подчас он не понимал, кто он здесь: гость или узник. Одиночество сыграло с опальным монахом злую шутку: его разум начал мутиться. Да и сам замок способствовал этому: на чердаке хозяйничали филины, совы и сипухи, в подвалах было полно крыс, пол скрипел, мебель ссыхалась и пр. Неудивительно, что Лютер стал видеть то, чего нет.
Самым тяжелым для его разума испытанием была "схватка с самим Сатаной":
«Могу поведать... что в этом праздном одиночестве тысячу раз сражался я с сатаною. Куда легче сражаться против дьявола во плоти — то есть против людей, нежели против духовного нечестия в местах небесных. Часто падаю я, но десница Божья вновь подними меня».
В Вартбурге Лютер много писал. Он даже перевел на немецкий язык Библию, переложил религиозные псалмы на родной язык, заложив тем самым основы немецкой духовной песни.
Таким образом, Мартин Лютер заложил основы для процесса Реформации, что послужило поводом к началу религиозных войн в Европе.
Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.