Сегодня моя статья будет про Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (до 1918 года - Царское Село).
Посещала я его давно, но всё как-то руки не доходили написать о нём. А еще, если честно, я не любитель дворцов "дорого-богато", возможно, потому-то и так долго собиралась написать.
Немного истории. Стоит всё-таки упомянуть о том, кто его создавал и кто проживал в этих богатых хоромах. Заложено здание было в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I, в честь которой он и называется. Эту резиденцию можно считать женской, ибо принадлежала она сначала императрицам Екатерине I, а после Елизавете и Екатерине II.
Первый дворец строился под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция Екатерины I. Завершено строительство было в 1724 году пышным праздником, на торжестве присутствовал император Петр I. Сооружение на тот момент было двухэтажное в голландском стиле «на 16 светлиц».
После, дворец неоднократно перестраивался. В 1743 году на трон взошла императрица Елизавета Петровна. Она дает поручение архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с ними был приглашен архитектор Савва Иванович Чевакинский, который осуществил расширение дворца до современной длины (325 метров).
В 1752 году дворец ждет новое изменение. Елизавета Петровна поручает знаменитому архитектору Франческо Растрелли вновь перестроить дворец. Работы длились четыре года, и так появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко. На позолоту нового фасада и многочисленных статуй ушло более 100 килограммов золота. Перед дворцом был разбит великолепный парк. В июле 1756 года состоялась презентация дворца.
Дворец до революции.
В советское время во дворце был открыт музей. В период немецкой оккупации весь ансамбль значительно пострадал. Самые ценные предметы успели вывезти в Ленинград, они хранились в Исаакиевском соборе. Парковые скульптуры хоронили в земле в деревянных ящиках. Но не всё успели скрыть и вывезти, 17 сентября 1941 года здесь появились немцы.
Страшно представить, но в стенах дворца располагались не только казармы, госпиталь, гараж, но и гестапо. Всё, что оставалось во дворцах и парковых павильонах, было разграблено, разрушено, парки превратились в места лесозаготовок и кладбища немецких и испанских солдат и офицеров.
В конце оккупации немцы хотели взорвать дворец. В разных помещениях были заложены несколько авиационных бомб, но привести их в действие не успели. Почти сразу после освобождения Пушкина, во дворце случился пожар, и от него остались только стены. Какова была причина пожара, мы уже вряд ли узнаем.
Поиском похищенных сокровищ после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов. Он был хранителем Большого Екатерининского дворца в 1935-1937 годах. Несколько раз Анатолий Михайлович выезжал в Германию, где были найдены уникальные паркеты из залов дворца, мебель, книги, бронзовые скульптуры, часть архивных документов, и много мелких предметов.
Первые залы Екатерининского дворца были открыты для посещения в 1959 году. Реставрация царскосельских дворцов и флигелей продолжается до сих пор. Многое, что мы видим на экскурсии - результат современной работы по старинным рисункам чертежам образцам.
А теперь пройдемся по залам. Посещение возможно в составе экскурсии. В холле нам выдали бейджики, наушники, и мы пошли по маршруту. Я фотографировала не во всех помещениях, надо было успеть за экскурсоводом. В некоторых местах просто невозможно было подойти и сделать фото, так много было людей. Что успела, покажу. Буду рассказывать не по порядку, а как получилось. Если кто-то заметит неточности, пишите, буду исправлять.
Парадная мраморная лестница. Мне она понравилась. Красивая, легкая, изящная.
Лионский зал. Название свое получил благодаря используемому в отделке шелку, привезенному из французского города Лион. Создавался этот зал по замыслу архитектора Чарльза Камерона.
В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебели с использованием лазурита. Сохранился паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный нацистами в Германию и возвращённый в 1947 году.
Реконструкцию Лионского зала проводили на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань была воссоздана на лионской мануфактуре «Прелль», в архивах которой сохранили образцы ткани и нитей из выполненного в 1866 году заказа русского императорского двора. Зал открылся для посещения в июне 2019 года (последний раз был открыт в 1941 году).
Самый светлый и самый торжественный зал Екатерининского дворца - Арабесковый зал. Это один из главных парадных залов, созданных для Екатерины II. Белые стены, белые пилястры, на стенах роспись – арабески. Зал кажется воздушным.
На полу огромный ковер, который был выткан во Франции. Рисунок на нем изображает победу России над Турцией.
Большой зал. От количества золота просто закружилась голова. Зал был предназначен для торжественных дипломатических приемов, балов, светских раутов.
Огромное пространство зала с большими окнами делает его очень светлым. Освещение продумано великолепно.
Площадь Большого Тронного зала 800 кв. метров. В большом зале много зеркал, вокруг них горят электрические свечи. Наша малышка не хотела уходить отсюда, её поразил простор помещения и большие окна. Спрашивала потом, а танцевали ли здесь принцы с принцессами))
Знаменитая Янтарная комната. Помещение по размеру совсем небольшое, сделать здесь фото нереально.
Комната собрана из янтарных панелей со вставками золотых элементов и зеркал. Основное убранство Янтарной комнаты было изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.
В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба - неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она была воссоздана в полном объёме руками отечественных реставраторов.
Рабочий кабинет. Здесь всё оформлено в сдержанных тонах.
Зеленая столовая. Нежный зелено-оливковый цвет стен в сочетании с белым орнаментом, хорошо смотрится. Но слишком много деталей.
Кавалерская столовая с "ложными зеркальными" окнами. Она использовалась для балов и ужинов в расширенном составе.
Особое внимание привлекают огромные изразцовые печи.
Белая парадная столовая, здесь обедала императорская семья.
Малая белая столовая выглядит более скромно, она использовалась как личные покои. Сфотографировать всю не удалось, пересеклись потоки туристов, и был полный аншлаг в этом месте.
И закончим в Китайской гостиной Александра I. Здесь шелковые обои, роспись стен, и снова много золота.
Уже на выходе из парка сфотографировала купола церкви. Храм был устроен в северном флигеле в период с 1746 по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали архитекторы Савва Чевакинский, Растрелли, Стасов. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина. В апреле 2019 года была завершена первая за полтора столетия масштабная реставрация церкви, длившаяся 4 года. Внутри не была еще, надо будет посетить.
Дворец, конечно же, рекомендую к посещению, стоит оценить работу реставраторов, труд проделан титанический. Это наша история, и её нужно хранить.
На этом всё! Кому еще интересно почитать про Пушкин, ссылки ниже.
Пушкин. Александровский и Екатерининский парк. Что посмотреть?
Пушкин. Что посмотреть кроме дворцов и парков? Феодоровский Государев собор
Пушкин. Что посмотреть кроме дворцов и парков? Казармы, Царский вокзал, Египетские ворота
Самое изящное здание Екатерининского парка. Камеронова галерея
Пушкин. Что посмотреть кроме дворцов и парков? Исторический район София и окрестности