Найти тему
Солнце светит всем

Пушкин. Что посмотреть кроме дворцов и парков? Казармы, Царский вокзал, Египетские ворота

Если вы, посещая Пушкин, оказались у Феодоровского собора, то обязательно после него пройдите еще немного в сторону Академического проспекта. Перейдя через него, вы окажетесь у Казарм Собственного Его Императорского Величества конвоя (Академический пр., 31)

История этих построек идет с царских времен. Еще в феврале 1858 года из Санкт-Петербурга в Царское Село (ныне Пушкин) был частично переведен Собственный Его Императорского величества конвой. Расквартировали его в частных домах в южной части города. Когда Николай II постоянно поселился в Царском Селе, личная охрана, включающая и конвой, была полностью переведена в город.

Поначалу для них были сооружены деревянные казармы-бараки. Новые казармы были заложены в 1914 году. Строились они по проекту архитектора В.Н. Максимова. Комплекс возведен в неорусском стиле (российский вариант искусства европейского национального романтизма конца XIX-начала XX веков).

Из открытого источника. Авторский эскизный проект архитектора В.Н. Максимова
Из открытого источника. Авторский эскизный проект архитектора В.Н. Максимова

В комплексе присутствовали жилые казармы, конюшни, помещения административного, учебного, складского назначения.

-3

К 1916 году было выстроено два здания казарм, которые в настоящее время стоят на Академическом проспекте.

-4

Пять трехъярусных башен со сквозными проездами под ними разделяли сотенные корпуса. Башни украшались флюгерами с изображением Георгия Победоносца и воина восточного типа с луком, символизирующего кавказское происхождение конвоя.

-5

События 1917 года, не дали возможности завершить этот замысел. Когда разразилась Февральская революция, Максимов остался не у дел. Все его работы финансировались по распоряжению Николая II из Кабинета Его Величества и с падением монархии были приостановлены.
5 мая 1917 года Главное управление по квартирному довольствию войск предписало строительной комиссии по возведению зданий казарм Конвоя (к тому времени уже переименованного в Конвой верховного главнокомандующего) прекратить строительство.
После революции казармы были заняты Институтом молочного животноводства, переименованным позднее в Ленинградский сельскохозяйственный институт, а затем - в Аграрный институт.
Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали город. После ее окончания была проведена грубая реконструкция всей застройки. Некоторые сооружения значительно переделали, а другие вовсе снесли.

-6

То, что мы видим сейчас, лишь в малой степени напоминает замысел Максимова. Ансамбль, задуманный архитектором, был сказочно красив.

-7

Кое-что можно, конечно, разглядеть и сейчас.

-8

Очень интересные окна разнообразной формы, наличники, карнизы.

-9

В настоящее время в казармах конвоя располагается Аграрный университет.

-10

Перед зданием в 1962 году установлен памятник В. В. Докучаеву – русскому геологу и почвоведу. Очень интересная личность, но это другая история.

-11

Прогуляемся еще дальше и дойдем до Египетских ворот. Расположены они на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе. Внешнее оформление ворот впечатляет и вызывает сразу несколько вопросов.

-12

Интересно, откуда возникла идея установить ворота и почему в таком стиле?

Египетские или Кузьминские ворота сооружены в 1827—1830 годах на въезде в Александровский парк Царского Села со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (Пушкин) по проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа.

Появление столь необычного стиля связано с особым заказом Николая I в память о старшем брате Александре I и его таинственном уходе.

В последние годы жизни Александр нередко говорил о намерении отречься от престола и удалиться от мира. После его неожиданной смерти в Таганроге, появилась легенда о «старце Федоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как император ещё долго жил старцем-отшельником на Урале и скончался в 1864 году.

Вот такая таинственная история, и отсюда появление «египетского стиля», связанного с мистической символикой египетской «Книги мертвых».

-13

Башни были не только украшением въезда в город, они являлись сторожевыми помещениями. Ворота за время существования неоднократно реставрировали, а в 1980 году им был возвращен первоначальный цвет. По замыслу А. Менеласа поверхность чугуна была имитирована под песчаник.

-14

Еще один интересный факт, связанный с воротами. Одна из башен была жилой вплоть до 1985 года, в ней проживал (до своей смерти) некто В. В. Игнатов, работавший сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот. На первом этаже были прихожая и туалет, на втором кухня и небольшая комната, на третьем тоже комната 10-12 метров. Отопление было печное, водопровод отсутствовал, за водой приходилось ходить на колонку. А самое интересное, как звучал адрес прописки В. В. Игнатова: «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».

А теперь отправимся к конечной точке нашей прогулки. Это место не менее интересное, жаль только разглядеть его, особо не получилось, обнесено забором. Речь пойдет о Царском павильоне (Академический проспект, 35 Б).

-15

Царский вокзал сооружался в 1911-1912 гг. по проекту русского архитектора Владимира Александровича Покровского так же как и Феодоровский собор в Царском Селе. Когда-то это был роскошный вокзал, построенный специально для царской семьи.

Из открытого источника
Из открытого источника

Здание очень сильно разрушено, но даже сейчас видно, какое красивое оно было.

-17

Напоминает сказочный дворец. Башенки, арки, орнамент, каменная резьба. Недавно началась его реставрация, надеюсь, скоро увидим его красивым.

-18

На этом хочу закончить свой рассказ. Всем желаю замечательных прогулок, тепла и мирного неба над головой.

Спасибо огромное, что дочитали статью. Подписывайтесь на мой канал. С удовольствием отвечу на комментарии.

Пушкин. Что посмотреть кроме дворцов и парков? Феодоровский Государев собор