Если вы, посещая Пушкин, оказались у Феодоровского собора, то обязательно после него пройдите еще немного в сторону Академического проспекта. Перейдя через него, вы окажетесь у Казарм Собственного Его Императорского Величества конвоя (Академический пр., 31)
История этих построек идет с царских времен. Еще в феврале 1858 года из Санкт-Петербурга в Царское Село (ныне Пушкин) был частично переведен Собственный Его Императорского величества конвой. Расквартировали его в частных домах в южной части города. Когда Николай II постоянно поселился в Царском Селе, личная охрана, включающая и конвой, была полностью переведена в город.
Поначалу для них были сооружены деревянные казармы-бараки. Новые казармы были заложены в 1914 году. Строились они по проекту архитектора В.Н. Максимова. Комплекс возведен в неорусском стиле (российский вариант искусства европейского национального романтизма конца XIX-начала XX веков).
В комплексе присутствовали жилые казармы, конюшни, помещения административного, учебного, складского назначения.
К 1916 году было выстроено два здания казарм, которые в настоящее время стоят на Академическом проспекте.
Пять трехъярусных башен со сквозными проездами под ними разделяли сотенные корпуса. Башни украшались флюгерами с изображением Георгия Победоносца и воина восточного типа с луком, символизирующего кавказское происхождение конвоя.
События 1917 года, не дали возможности завершить этот замысел. Когда разразилась Февральская революция, Максимов остался не у дел. Все его работы финансировались по распоряжению Николая II из Кабинета Его Величества и с падением монархии были приостановлены.
5 мая 1917 года Главное управление по квартирному довольствию войск предписало строительной комиссии по возведению зданий казарм Конвоя (к тому времени уже переименованного в Конвой верховного главнокомандующего) прекратить строительство.
После революции казармы были заняты Институтом молочного животноводства, переименованным позднее в Ленинградский сельскохозяйственный институт, а затем - в Аграрный институт.
Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали город. После ее окончания была проведена грубая реконструкция всей застройки. Некоторые сооружения значительно переделали, а другие вовсе снесли.
То, что мы видим сейчас, лишь в малой степени напоминает замысел Максимова. Ансамбль, задуманный архитектором, был сказочно красив.
Кое-что можно, конечно, разглядеть и сейчас.
Очень интересные окна разнообразной формы, наличники, карнизы.
В настоящее время в казармах конвоя располагается Аграрный университет.
Перед зданием в 1962 году установлен памятник В. В. Докучаеву – русскому геологу и почвоведу. Очень интересная личность, но это другая история.
Прогуляемся еще дальше и дойдем до Египетских ворот. Расположены они на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе. Внешнее оформление ворот впечатляет и вызывает сразу несколько вопросов.
Интересно, откуда возникла идея установить ворота и почему в таком стиле?
Египетские или Кузьминские ворота сооружены в 1827—1830 годах на въезде в Александровский парк Царского Села со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (Пушкин) по проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа.
Появление столь необычного стиля связано с особым заказом Николая I в память о старшем брате Александре I и его таинственном уходе.
В последние годы жизни Александр нередко говорил о намерении отречься от престола и удалиться от мира. После его неожиданной смерти в Таганроге, появилась легенда о «старце Федоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как император ещё долго жил старцем-отшельником на Урале и скончался в 1864 году.
Вот такая таинственная история, и отсюда появление «египетского стиля», связанного с мистической символикой египетской «Книги мертвых».
Башни были не только украшением въезда в город, они являлись сторожевыми помещениями. Ворота за время существования неоднократно реставрировали, а в 1980 году им был возвращен первоначальный цвет. По замыслу А. Менеласа поверхность чугуна была имитирована под песчаник.
Еще один интересный факт, связанный с воротами. Одна из башен была жилой вплоть до 1985 года, в ней проживал (до своей смерти) некто В. В. Игнатов, работавший сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот. На первом этаже были прихожая и туалет, на втором кухня и небольшая комната, на третьем тоже комната 10-12 метров. Отопление было печное, водопровод отсутствовал, за водой приходилось ходить на колонку. А самое интересное, как звучал адрес прописки В. В. Игнатова: «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».
А теперь отправимся к конечной точке нашей прогулки. Это место не менее интересное, жаль только разглядеть его, особо не получилось, обнесено забором. Речь пойдет о Царском павильоне (Академический проспект, 35 Б).
Царский вокзал сооружался в 1911-1912 гг. по проекту русского архитектора Владимира Александровича Покровского так же как и Феодоровский собор в Царском Селе. Когда-то это был роскошный вокзал, построенный специально для царской семьи.
Здание очень сильно разрушено, но даже сейчас видно, какое красивое оно было.
Напоминает сказочный дворец. Башенки, арки, орнамент, каменная резьба. Недавно началась его реставрация, надеюсь, скоро увидим его красивым.
На этом хочу закончить свой рассказ. Всем желаю замечательных прогулок, тепла и мирного неба над головой.
Спасибо огромное, что дочитали статью. Подписывайтесь на мой канал. С удовольствием отвечу на комментарии.
Пушкин. Что посмотреть кроме дворцов и парков? Феодоровский Государев собор