Найти тему
А был ли Яльчик?

Снегопад 2010 года. Новотатарка, "Ямки". Следы трамвайной линии в Плетенях

Сейчас в Казани еще один новый мощный снегопад, это при том, что старый еще не разгребли много где. И меня стало подмывать, ну вот помню я, что в 2010 "тоже было очень много снега", я помню, что в подвальное помещение с клетушками для хранения всего-всего за картофелем брата мы забрались только в апреле, раскопав полностью скрывавший проход в подвалы снег. Но есть смутное подозрение, что тогда все же меньше снега было. И я принялся листать фотоальбомы.

Гафури 5, "старомосковский проект", и предшественник хрущевок. Исторически "солебазовский дом"
Гафури 5, "старомосковский проект", и предшественник хрущевок. Исторически "солебазовский дом"

И обнаружил, что действительно, на 3 января 2010, после впечатлившего меня тогда снегопада, визуально снега было не так много. Это потом, уже неударным количеством его к марту насыпало по-тихноньку, но много. А вот на то, что изображено на фото - я залип.

Выгул сугроба снега в кузове пикапа
Выгул сугроба снега в кузове пикапа

2010 оказался визуально совершенно современным, те же красные автобусы и модели машин. А вот постройки во многом "еще те"

Гафури 50, корпус старой меховой фабрики, переделанный под офисы буквально через несколько лет. Мне его ступенчатые стены напоминали "датскость" и "немецкость", но на самом деле они как раз советские, а вот внутри него заключен мыловаренный завод ***Арасланова*** (наврал, завод Утямышева, далее "Алга", а в 1924 году в НЭП его арендует сам Утямышев), с красивым краснокирпичным корпусом
Гафури 50, корпус старой меховой фабрики, переделанный под офисы буквально через несколько лет. Мне его ступенчатые стены напоминали "датскость" и "немецкость", но на самом деле они как раз советские, а вот внутри него заключен мыловаренный завод ***Арасланова*** (наврал, завод Утямышева, далее "Алга", а в 1924 году в НЭП его арендует сам Утямышев), с красивым краснокирпичным корпусом
1932
1932

Вот это же фото процесса перестройки краснокирпичного корпуса в шлакоблочный на карте, где можно посмотреть и другие фото процесса.

Напротив - последние дни последного частного дома на Гафури
Напротив - последние дни последного частного дома на Гафури

Внезапно, я выхватил тогда на фото образ с остановки "Меховая", который я чаще встречал в детстве (за вычетом зимы, че-то редко зимой меня туда брали по делам). Силикатная двухэтажка, ныне снесенная и поезд на рельсах в конце улицы.

-6

Трамвай, кстати, настолько уже не ходил (проводов и нет, но при этом рельсы еще были там, под снегом), что киоск, кажется, поставили прямо поперек путей разворотного кольца. А за год или два до того, трамвай в виде странного 22 маршрута, как помнится, еще был.

Промышленная архитектура это красиво. Этот дом по улице Кызыл Татарстан как будто перестроен из жилого в корпус, как и угловое здание (столовая, магазин) на углу Гафури и Кызыл Татарстан тоже не совсем с нуля, и кажется его историю я узнал в фейсбуке, во время обсуждений фотографии 1930х, сделанных с минарета Розовой мечети.
Промышленная архитектура это красиво. Этот дом по улице Кызыл Татарстан как будто перестроен из жилого в корпус, как и угловое здание (столовая, магазин) на углу Гафури и Кызыл Татарстан тоже не совсем с нуля, и кажется его историю я узнал в фейсбуке, во время обсуждений фотографии 1930х, сделанных с минарета Розовой мечети.

Но увы, фотик на тот момент трехлетний, от погодных условий начал подглючивать

Это уже улица Меховщиков, и с улицы я не до конца понимаю, это вроде не Точмаш, а меховая фабрика, но какой номер цеха (каждый был в своем квартале и несмотря на весь интерес к этому, мне эти номера не запомнились, так что читатели, давайте, в комментариях напишите, какой номер цеха в пределах каких улиц был)
Это уже улица Меховщиков, и с улицы я не до конца понимаю, это вроде не Точмаш, а меховая фабрика, но какой номер цеха (каждый был в своем квартале и несмотря на весь интерес к этому, мне эти номера не запомнились, так что читатели, давайте, в комментариях напишите, какой номер цеха в пределах каких улиц был)
Водонапорочка наша любимая на перекрестке Меховщиков и Ирек
Водонапорочка наша любимая на перекрестке Меховщиков и Ирек

А когда-то вместо "конфедератки" носила на голове куб:

-10

За поворотом перед водонапоркой можно было найти старый трамвайный провод-растяжку:

А потом я дошел до "макаронки" и свернул на улицу Яшь Коч, которую я тогда почему-то называл то продолжением Новотатарки (Новотатарской слободы) или Поповкой, ну а уже в этом блоге мне напомнили название Ямки. Кстати, где-то в недрах Макаронки есть место, где когда-то в годы войны заканчивалась трамвайная линия. Я туда лазил как-то летом, и вот реально ни один артефакт не напомнил об этом. Все было перекопано в 1955-56 годах ровно на месте, где ходил трамвай, и теперь это просто пустыри дворов многоэтажек в сторону защитной дамбы и Волги.

И вот в Ямках и был исчезнувший тогда в Новотатарской дух слободы:

Я радостно фотографировал, думая, что вот вот и отсюда это все уйдет
Я радостно фотографировал, думая, что вот вот и отсюда это все уйдет
Я не знал, что спустя 12-14 лет найду осколков этого духа, конкретно такой обстановки и зимних трудностей куда больше, чем захочу, и деться мне будет некуда ))
Я не знал, что спустя 12-14 лет найду осколков этого духа, конкретно такой обстановки и зимних трудностей куда больше, чем захочу, и деться мне будет некуда ))
Именно через эту улицу я попадаю на Гафури, когда топит под мостом у Автовокзала. Обычно трудно разъезжаться, но получается
Именно через эту улицу я попадаю на Гафури, когда топит под мостом у Автовокзала. Обычно трудно разъезжаться, но получается
Но давно там не ездил, потопы повода не давали
Но давно там не ездил, потопы повода не давали

В целом, конечно, там атмосферно и в 2010 было целостнее, чем где-бы то ни было еще, хоть в Аметьево, хоть в Бишбалте. Но без особой резьбы, выдающихся домов и тп, все пролетарское по масштабу и бюргерское по ухоженности (квинтэссенция татарских слобод, на самом деле).

Но заброшенность есть уж, зады промзон и кладбища
Но заброшенность есть уж, зады промзон и кладбища

Затем я вышел мимо ТЭЦ на конец улицы Тукаевской (кстати, на карте 1926 года именно это место Поповка, а вовсе не то, где "Макаронка", и куда проезд через Меховщиков за Новотатарским кладбищем):

Вот этот мост исторический, времен начала постройки ЖД в 1916
Вот этот мост исторический, времен начала постройки ЖД в 1916

И тут я углядел, что на одной растяжке висит артефакт! Подтяжка для трамвайного провода, а трамвай там не ходит года так 1960-61, когда намыли современную улицу Техническую с другой стороны от ТЭЦ, и пробили по ней прямой путь в Борисково.

Обратите внимание, оранжевые рамки для карты 1940 года. В Новотатарской трамвай доходит до конца Гафури (уже в 1941 пойдет на Меховщиков и на "макаронку", а потом будет ходить вокруг квартала Ирек-Меховщиков-Кзыл Татарстан-Гафури, а не в самый конец). А в конце Тукаевской трамвай ходит на "Холодильник"
Обратите внимание, оранжевые рамки для карты 1940 года. В Новотатарской трамвай доходит до конца Гафури (уже в 1941 пойдет на Меховщиков и на "макаронку", а потом будет ходить вокруг квартала Ирек-Меховщиков-Кзыл Татарстан-Гафури, а не в самый конец). А в конце Тукаевской трамвай ходит на "Холодильник"

Ссылка на карту в привязке.

История, произошедшая с моей бабушкой рядом с "Холодильником":

-18

Наступили совсем сумерки и снегопад, но я не смог удержаться от фото:

-19

А затем мимо Радиоприбора:

-20

К району Азимвоской мечети. Поверьте, фото отстой, но в такую погоду там завораживающе:

-21
-22
-23

Добротный плетеневский дом на Фаткуллина, надеюсь там все также хорошо:

-24

Сама Фаткуллина, неожиданный для тех краев булвар:

-25

Пятая горбольница:

-26

Перекресток Камала и Сайдашева

-27

И вот я, сделав круг, возвращаюсь домой через станцию Вахитово:

Вновь Гафури 5, но вид с Зайцева
Вновь Гафури 5, но вид с Зайцева
Двор Гафури, 2
Двор Гафури, 2

Тот самый подвал с картошкой. Это еще не так сильно засыпало:

-30

Ну и на этом - конец :)