Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "Э"; "предлог"; звуковой анализ; чтение (№ 24).

Занятие 24

Задачи: Формировать понятие «ударение», «ударный слог», «ударный звук». Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В», «З», «Д», «Г», «Ж». Познакомить с буквой «Э».

Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».

Закрепить умение составлять предложения из заданного набора слов. Познакомить с понятием «предлог».

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: буква «Э» (разные шрифты), карточки для чтения слогов, карточки для чтения слов (с «дорожками чтения» для мл. подгруппы:), фишки для звукового анализа слова; карточки со слогами, словами, предложениями.

раздаточный: фишки, карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы); для старшей подгруппы: ручки, карандаши (или ручки) красного, синего и зелёного цвета.

карточка для младшей подгруппы.
карточка для младшей подгруппы.
карточка для младшей подгруппы. другая сторона.
карточка для младшей подгруппы. другая сторона.
карточка для старшей подгруппы.
карточка для старшей подгруппы.

Ход занятия.

Для младшей подгруппы:

1. – Дети, вы знаете, что такое эхо?

- Кто-нибудь из вас слышал эхо? Где это было?

Ответы детей.

- Эхо можно сравнить с отражением в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо - это отражение звука, и мы его слышим. Эхо хорошо слышно в горах, в пустой комнате, в лесу.

- Давайте поиграем в эхо. Я буду громко произносить звуки, а вы, как эхо будете их повторять, эхо повторяет чуть тише и протяжнее. Давайте попробуем.

Воспитатель произносит отдельные гласные звуки громко и протяжно, а дети отзываются «эхом»: И, О, У, А

Если дети не поняли, как «эхо отзывается», воспитатель сама даёт образец.

- А теперь пусть эхо попробует отразить не один звук, а сочетания звуков. Я буду их читать.

На доске размещены сочетания: АУ, УА, ИА, ИО, АО.

Воспитатель указывает на сочетание, произносит его громко, дольше протягивая второй звук. Дети отзываются «эхом». Так «читаются» все сочетания.

- А теперь вы по очереди будете произносить то, что я укажу, а я буду «эхом».

Воспитатель указывает на одно из сочетаний звуков, ребёнок читает его (воспитатель побуждает после невнятного прочтения произнести громко, чтобы эхо услышало), а воспитатель отзывается эхом.

- Мы играли в «Эхо» гласными или согласными звуками? А, О, У, И – какие это звуки? (гласные).

- Как вы думаете, звук [э] гласный или согласный?

- Произнесите: эээ. Воздух свободно выходит изо рта.

- Какой первый звук в слове «Эхо»? ([э])

- Назовите первый звук в слове «экскаватор»; …Эмма, Эдик, этаж.

-Звук [э] обозначается вот такой буквой.

На доску выставляется буква «Э».

- На какую букву похожа буква «Э»? (на букву «С», только повёрнута в другую сторону, и посредине есть палочка).

На доску выставляется буква «С», чтобы дети могли сравнить.

- Давайте попробуем прочитать слова с буквой «Э».

На доску выставляется карточка со словами: эхо, это, этот, эти, Эдик (с «дорожками чтения»).

Дети сначала читают слова с помощью воспитателя, потом - самостоятельно хором, потом - индивидуально.

- Почему слово Эдик написано с большой буквы «Э» (имена пишутся с большой буквы).

- Эдик – редкое имя. Есть ли у вас знакомые по имени Эдик?

- Есть ли знакомые, у которых имена начинаются со звука [э]? (Эмма, Элла)

- Давайте разберём слово «Эдик». Сколько слогов в слове? (два)

- Какой первый слог? (Э).

- Может ли в слоге быть только один звук? (да, может; если это гласный звук)

- Назовите второй слог (дик).

- Какой первый звук в слове ЭЭдик? [э]

- Какой звук после звука [э]: ЭД'ик? ([д'])

- «Дь» - твёрдый или мягкий согласный?

- Назовите его старшего (твёрдого) братца.

- Какой звук после [д']: ЭдИИк? ([и]).

- По-моему остался ещё один звук в слове. Произнесите слово «Эдик». Сколько звуков осталось? (один)

- Какой звук в конце слова? Найдите его сами ([к]).

- А теперь выложите на парте цветными фишками слово «Эдик». Не забудьте, что гласные звуки – красные фишки, твёрдые согласные – синие, а мягкие согласные – зелёные.

- Кто быстрее и правильно выложит слово, получит приз.

Дети самостоятельно выкладывают слово.

Воспитатель контролирует выполнение задания.

Ребёнок, который быстрее и правильно справился с заданием, получает приз (например, наклейку, картинку); это может быть 1 или 2, или 3 ребёнка.

- Сейчас вы все проверите, правильно ли вы обозначили звуки. Кто найдёт и объяснит свою ошибку – тоже получит приз.

Воспитатель выставляет звуковую схему на доску. Дети сверяют свои схемы с образцом. Воспитатель побуждает всех детей найти и объяснить ошибки. В конце все дети получают призы (может быть чуть отличающиеся от «первых»).

- Сколько гласных звуков в слове «Эдик».

- Какой гласный ударный?

Воспитатель ставит ударение на звук [э].

- А если переставить ударение на звук [и]? Что получилось?

Воспитатель произносит слово с ударением на звук [и].

- Так правильно? (нет)

- Давайте поставим правильно.

Воспитатель предлагает кому-то из детей «поставить ударение правильно» и произнести слово.

2. Физкультминутка.

3. Перед детьми карточка (с.1)

- Ребята, посмотрите, вверху карточки нарисовано две картинки.

- Давайте посмотрим на первую, на вот эту.

На доску выставляется первая картинка («Дети идут в школу»).

- Что здесь нарисовано?

- Как можно сказать одним предложением, чтобы всем было понятно, что нарисовано на картинке.

- Да, давайте оставим предложение….. (Даника): «Дети идут в школу».

- Это предложение записано на карточке прямоугольниками. Посмотрите на строчку, где стоит цифра «1».

- Сколько слов в предложении «Дети идут в школу»?

- Какое первое слово? (Дети)

- Покажите его на карточке.

- Почему к первому в предложении слову пририсована палочка вверх? (так показано, что первое слово пишется с большой буквы).

- Какое второе слово в предложении «Дети идут в школу»? (идут)

- Покажите слово «идут».

- Какое слово третье?

Если дети не выделяют предлог «в» в отдельное слово, то пояснить: «Вшколу? – разве есть такое слово «вшкола», нет такого слова. Есть слово «школа». «В» - это тоже маленькое слово, оно пишется отдельно, как и всякое слово в предложении, Такие маленькие слова называются предлогами. Если мы не скажем предлог, то, послушайте, как получится: «Дети идут школу» - неправильно. А с предлогом: «Дети идут В школу». Или вот ещё предложения с предлогом «в»: «Бабушка ушла В магазин», «Кот упал В лужу».

- Значит, какое третье слово в предложении «Дети идут в школу»? (в).

- Покажите его.

- Какое четвёртое слово в предложении «Дети идут в школу»? (школу).

- Покажите его.

- В конце предложения ставится точка. Покажите точку.

- Прочитайте всё предложение, указывая на каждое слово.

Дети индивидуально «читают» предложение.

- А под цифрой «2» записано предложение, в котором говорится о том, что нарисовано на этой картинке.

На доску выставляется картинка «Медвежонок спит на диване».

- Посмотрите, сколько в нём слов. Сосчитайте все прямоугольники. (4).

- Какое в этом предложении маленькое слово – «предлог»? Покажите его? Что там написано? (на).

- Составьте предложение про мишку, чтобы оно подходило под эту запись: четыре слова, перед последним словом предлог «на».

В качестве правильных принимаются все подходящие под схему предложения.

4. – Переверните карточку на другую сторону.

- Посмотрите, какие буквы написаны вверху карточки?

- Сравните эти буквы с буквой «Э» на доске. Все ли они написаны правильно?

- Раскрасьте правильные буквы «Э». А «неправильные» - зачеркните вот так (воспитатель даёт образец на доске).

Во время выполнения этого задания воспитатель проводит индивидуальную работу – чтение предложений внизу карточки («Это Эдик. Он ходит в садик. У Эдика машина.»). Если кто-то из детей ещё не готов к чтению предложений, то ему предлагается другое задание.

После выполнения задания:

- Как зовут мальчика, который нарисован на карточке?

- Куда он ходит?

- Что у него есть?

Рефлексия.

Для старшей подгруппы:

1.- Дети, вы знаете, что такое эхо?

- Кто-нибудь из вас слышал эхо? Где это было?

Ответы детей.

- Эхо можно сравнить с отражением в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо - это отражение звука, и мы его слышим. Эхо хорошо слышно в горах, в пустой комнате, в лесу.

- Давайте поиграем в эхо. Я буду громко произносить звуки, а вы, как эхо будете их повторять, эхо повторяет чуть тише и протяжнее. Давайте попробуем.

Воспитатель произносит отдельные гласные звуки громко и протяжно, а дети отзываются «эхом»: И, О, У, А

Если дети не поняли, как «эхо отзывается», воспитатель сама даёт образец.

- А теперь пусть эхо попробует отразить не один звук, а сочетания звуков (АУ, УА, ИА)

Воспитатель произносит сочетания громко, дольше протягивая второй звук. Дети отзываются «эхом», произнося оба звука.

- Отдельные звуки или очень коротенькие сочетания звуков это отражает полностью. А вот если слово длинное, то начало слова может и «потеряться». Интересно, когда из кусочка длинного слова получается новое. Давайте попробуем.

Воспитатель произносит одно за другим слова, а дети пытаются ответить «эхом» так, чтобы получилось новое слово. При необходимости, воспитатель даёт образец.

Слова: верхушки, горизонт, кролики, минутка, коса, стрекоза, задача, поднос, экран.

- Из слова «экран» получилось слово «кран». Какой звук исчез? (э)

- Как вы думаете, звук [э] гласный или согласный?

- Почему вы так думаете?

- Вспомните слова, которые начинаются со звука [э]; их немного в русском языке (эхо, экскаватор, эскалатор, Эмма, Элла, этаж, Эдик, этот, экипаж, экономика, экскурсия, электричество, этикетка, этажерка, эмаль).

-Звук [э] обозначается вот такой буквой.

На доску выставляется буква «Э».

- На какую букву похожа буква «Э»? (на букву «С», только повёрнута в другую сторону, и посредине есть палочка).

На доску выставляется буква «С», чтобы дети могли сравнить.

- Давайте попробуем прочитать слова с буквой «Э».

На доску выставляется карточка со словами (или написаны на доске): эхо, это, этот, эти, экскаватор (с «дорожкой чтения»), этаж, экипаж, Эдик).

Дети сначала читают слова самостоятельно, «про себя», потом - хором, потом - индивидуально.

- Почему слово Эдик написано с большой буквы «Э» (имена пишутся с большой буквы).

- Эдик – редкое имя. Есть ли у вас знакомые по имени Эдик?

- Есть ли знакомые, у которых имена начинаются со звука [э]? (Эмма, Элла)

1. На доске – предложения:

Бабушка пошла в магазин.

Мама ушла на работу.

Кот сидит под диваном.

- Прочитайте «про себя» эти предложения. А потом ответите на вопросы о том, что здесь написано.

После того, как воспитатель увидит, что почти все дети прочитали предложения:

- Куда пошла бабушка?

- Кто ушёл на работу?

- Где кот? (сидит под диваном).

- Давайте прочитаем вслух.

Каждый желающий читает предложение на свой выбор (Про кого ты хочешь прочитать предложение? Где оно, на первой, второй или третьей строчке?)

2. – Давайте, поиграем в игру «Правда, или нет».

- Правда ли, что в каждом из этих предложений по три слова? (нет)

- Правда ли, что в каждом предложении четыре слова? (да)

- Правда ли, что в каждом предложении есть по одному маленькому слову – предлогу? (да)

- Правда ли, что в предложении про бабушку есть предлог «на»? (нет)

- Правда ли, что в предложении про бабушку есть предлог «в»? (да).

- Правда ли, что в предложении про кота есть предлог «под»? (да)

- Правда или нет, что «на работу» - это два слова? (да)

- Правда, что в предложении про маму есть предлог «на»? (да)

4. Физкультминутка.

5. Работа на карточке:

1) Написать одну строчку букву «Э".

2) Написать (по образцу) слова: экскаватор, этаж, экипаж. Каждое слово пишется один раз, каждая буква пишется цветом, соответствующим характеристике звука (красным, синим или зелёным).

! Пояснить и показать образец на доске, как написать «маленькую» букву «а».

Для детей, которые раньше справились с заданием:

3) Поставить ударение в словах.

4) Чтение рассказов (дифференцированные по выбору воспитателя).