Найти в Дзене
Великий Гуру

Кострома и Купала, они же Артемида и Апполон, и наши "гуси-лебеди" как варианты описания всё того же тримурти...

А так же другие боги-родственники и супруги в разных традициях.

Низведение богов с небес, или божественные близнецы.

Абсолютная истина.

Ключ второй.

Глава 4.3.

Супруги-родственники, такие, как уже упомянутые Исида и Осирис, они же – близнецы-братья – это ипостаси всё той же тройственности, собственно две летние ипостаси Единого Божества – природного ежегодного цикла. Именно потому, что они «родились» от одного родителя – как правило, собственно от верховного Бога, то они – брат и сестра, олицетворение неба, солнца, и земли, плодородия. А так как небо «оплодотворяет» землю – струями дождя и солнечными лучами – то небо и земля – и их мифические воплощения – условные мифические «супруги». Именно в кавычках, потому что это – метафора. Изначально, по крайней мере. Иштар и её супруг Таммуз, египетские Исида и Осирис, Нут и Геб, Тарх и Тара у тюрков, Идзанаги и Идзанами у японцев, и так далее – почти во всех древних мифологемах эта пара есть. И почти во всех этих мифах присутствует смерть обоих супругов или хотя бы одного, с чудесным спасением и воскрешением погибшего, как я показал выше на множестве примеров. Люди же воспринимали эту метафору почему-то как реальность, понижая, тем самым, значимость этих богов, и стремились подражать им, низводя божественные метафоры до своего примитивного человеческого уровня. Именно отсюда привычка жениться на своих родственников у правителей древних египтян и некоторых других народов, и некоторые другие «дикие» для нас обряды, описывать которые не хочу из-за этических соображений.

По всей видимости, как раз по этой причине в культе богов древних народов, не приемлющих инцест/близкородственные связи, этот миф видоизменился. У индусов это Яма и Ями, они же у шумер Гильгамеш и Энкиду, Фрейр и Фрея у скандинавов. Всем известные Ромул и Рэм, равно как библейские Каин и Авель – всё те же братья, чаще - близнецы, где – отметим – один из них так же трагически погибает – от рук своего брата. Вернемся к ним позже.

У славян инцест так же строго запрещен, а потому и боги – супруги не могли быть братом и сестрой. Даже и метафорически. А потому этот миф на Руси появился в виде весьма трагической истории Костромы и Купалы.

Совсем упрощенная версия этого мифа повествует о том, что один из близнецов - Купала – мальчик – заслушался песни птицы Сирин и, после того, как уснул под её пение, был унесен гусями-лебедями в Навь - загробный мир – то есть, умер для нашего мира. Его сестра Кострома поздно обнаружила пропажу брата и потому с горя бросилась в воду и так же в итоге погибла. Этот миф хорошо известен нам по сказке о братце Иванушке и сестрице Алёнушке. Иванушка не послушал сестру, превратился в козленочка и был похищен колдуньей – хранительницей входа в подземный мир, а Алёнушка, не найдя брата, утонула. Но оба были спасены «добрым молодцем», победившим злую колдунью. Вторая версия этого же мифа, так же со счастливым концом – всем известные «Гуси-лебеди». Расширенная версия этого мифа гораздо более интересна и ещё более драматична – унесенный в загробный мир Купала и потерявшая брата Кострома таки встретились, но из-за проклятия Велеса, которому Кострома отказала в женитьбе, не узнали друг друга, а потому – влюбились, но узнав, что они брат и сестра – таки опять оба погибли.

О чем на самом деле этот вариант прямо-таки древнейшего варианта Ромео и Джульетты: Кострома – олицетворение весны и начала лета, периода цветения, воплощение юности – римская богиня Юна, давшая имя Июню. В начале-середине июня у славянских народов проводились праздники, посвященные её проводам – символические похороны Костромы. Так же как и Масленицу, образ Костромы в виде огромной куклы из трав и соломы сжигали, провожая её в загробный мир. Возможно, отсюда и имя этой богини – Кострома, ласковый вариант - Костробунька. По легенде, она очень любила сполохи огня и подолгу смотрела на костер. В самом её имени читается составное «Костро+Ма»= «мать костров», как вариант происхождения её имени. В мае и сегодня часто жгут костры для спасения цветущих растений от поздних заморозков, добавьте сюда и сегодня традиционное сжигание травы и старых веток, ну и, конечно же, многочисленные костры ритуальные, в конце апреля, в мае и июне проходит целая череда ведических праздников с обязательным разжиганием костров.

Костра – с ударением именно на последнюю букву – это у славян ещё и одеревеневший стебель растений, сухой и твердый. Основа для изготовления разного рода тканей и веревок – льняной ткани из льняных стеблей, пенька – изделие из стеблей конопли, так же изготавливали ткань и из «кострамы», то есть, отвердевших стеблей и крапивы, других растений. Отсюда ещё одна очевидная версия имени Кострома=Кострама=Кастрома=Кастрама – от собственно костры/кастры – основы растения, стебля, который как раз к середине июня начинал твердеть, деревенеть, то есть – превращаться в собственно «костру» - «костяную» жесткую структуру, аналогия с костью и этимология от этого же слова очевидна – костра – «костяной», окостеневший стебель растения. Отсюда, собственно Кострама=Кострома как опять период временной, олицетворенный в некоей деве-богине Костроме/Костраме. И как раз из этой самой кострамы – стеблей растений, либо из соломы и изготавливали символическое изваяние - чучело – Костромы, которое символически же и хоронили по древней традиции – то есть, сжигали. И само слово «костер» согласно этимологам Шанскому и Фасмеру есть производное от слова «костра» - те самые одеревеневшие части растений, идущие на изготовление пряжи, тканей или веревок. Возможно, как раз из-за традиции сжигания этой самой «костры» на празднование дня Костромы.

Купала ещё более интересный персонаж этого эпоса. Его время наступает с конца июня – с момента летнего солнцестояния – 22 июня – самый длинный день в году, после которого начинается уменьшение светового дня – «солнце поворачивает на зиму». Собственно, это астрономическое событие и отображено в мифе о Костроме и Купале. Ибо Купала – производное вовсе не от слова «купаться» или «купель», нет, здесь этимология так же обратная, ибо имя Купала происходит от слова «купол», верхней точки подъёма солнца в своём годовом движении.

В эти дни – а солнцестояние длится несколько дней – традиционно проводят массу обрядовых действий, в основном у воды и с водой – топят коня – в жертву водяного, проводят массовые купания – то есть – ритуальные действия как раз как символ поклонения и почитания Купалы и Костромы – в голом виде юные девушки – как служители Костромы – и юноши – как олицетворение Купалы, пускают венки по воде, иногда – с зажженными свечами. Собственно, от названия главного персонажа этих мистерий – Купалы – и пошло название ритуала омовения в водоёмах, ставшее позже собственным термином – «купание» и «купель» как место именно этой мистерии. Так же как слово «костер» по мнению известных этимологов есть производное от костры – твердых стеблей растений, и, по моему уже мнению - от традиции сжигания костры на праздник Костромы.

Как ни удивительно, но подобную же мистерию до сих пор проводят в …Китае. Это один из «номерных» - официальных! - праздников в Китае – праздник двух пятерок или праздник драконьих лодок. Проводится этот праздник в начале лета, дата «плавает» по отношению к нашему, европейскому – солнечному - календарю, как и весь китайский – лунный - календарь, но всегда приходится именно на начало лета – как и мистерии Костромы и Купалы. И так же, как и наши мистерии, китайцы проводят этот праздник у воды – пускают по воде завернутые в листья тростника рис со свечкой/фонариком или красной ниткой сверху – аналог наших венков на Ивана Купалу. Далее, на воде устраивают состязание гребных лодок – подобного у нас уже нет, но игры у воды и на воде – присутствуют. И, самое главное, это собственно мифология этого праздника: якобы древний мудрец и поэт Цюй Юань, узнав о вторжении в пределы родного государства войск соседнего царства Цинь, от горя, стыда, и в знак протеста взял да и бросился в реку. Якобы видевшие это сограждане бросились на лодках его спасать, но так и не нашли его. Почему в знак уважения и отправляют теперь по воде листы тростника или коленца бамбука с порцией еды, с привязанной сверху красной ниткой – для отпугивания водного дракона. То есть, некий мудрец/поэт/любимец общества, утопился, и теперь в знак уважения к нему, собственно, и проводятся теперь все эти ритуалы и игры у воды и на воде. И именно в дни, близкие ко дню летнего солнцестояния. Как по мне, так это почти точная копия празднования/мистерии «утопления»/«самоубийства» нашего родного Купалы, с пусканием венков по реке с зажженными свечками или без них, и с играми на воде. Скорее всего этот ритуал каким-то образом был занесен носителями этого мифа, мифа о Купале, культа солнца, часть которого – празднование летнего солнцестояния – Купалы – либо во время перехода в древние Иран и Индию, либо уже оттуда попал в Китай, был китайцами переосмыслен, Купала «получил» имя Цюй Юань, и стал у китайцев поэтом и мудрецом…

Странно читать мнения некоторых историков, утверждающих, что культа Купалы и Костромы на Руси не было, что он якобы заимствован у белорусов – и стал известен на Руси только в 17 веке. Этих горе - историков не смущает тот факт, что в честь Костромы ещё 900 лет тому назад на Руси назван город. Не важно, название ли это местной речушки, давшей название городу, или имя города потом перешло и на имя реки, ибо на первых российских картах того же 17 века река Кострома имеет совсем другое название. Не важно. Важно, что на Руси почти тысячу лет назад это имя знали и почитали, не смотря на то, что христианство на Руси уже было принято. И уж тем более удивительно, что эти историки не принимают тот факт, что один из главных летних праздников по-прежнему носит имя Купалы, христианские священнослужители лишь добавили к нему имя Иван и провозгласили, что праздник посвящен Иоанну Предтече. Вот только 22 июня никак не связано с Предтечей, реально жившим, кстати говоря, на границе Иудеи и действительно обезглавленным царем Иродом. Но встреча Спасителя с Иоанном произошла зимой, чему и посвящен зимний праздник Крещения, а вот летний праздник-мистерия летнего солнцестояния просто переименован первыми греческими священниками на Руси в Ивана Купалу. Хотя имя Купалы и им полностью удалить не удалось.

«Купол», верхняя точка подъёма солнца в своём годовом движении – одна из 4 важнейших точек движения солнца, и потому – жизненно важная для жителей нашей планеты, особенно для жителей приполярных, неизбалованных солнцем областей.

От слова «купель» почти нет родственных слов – собственно «купаться» да «купальник», и всё. Тогда как слово «купол» в русском языке имеет целое семейство слов – это и «купа» - верхняя часть деревьев, и «копна» - куполовидный высокий стог сена, и даже «копоть», и «копить» - то есть создавать «купол» - запасы чего-либо в виде виртуальной куполообразной кучи. Думаю, что глагол «копать» так же производное от «купола».

«Уйдя» на юго-запад – через южных славян – или ранее, через общий индоевропейский центр в Малой Азии - «купол» как верхняя точка стал известен у греков и римлян; отсюда и «капитель» как верхняя – примыкающая к куполу – часть колонны, и головной убор «коппола» более известная у нас теперь как «кепка» или «капюшон». Отсюда разного рода оконечности типа «мыса»-«cape» в разных языках. У индусов одно из основных украшений Шивы/Рудры Разрушителя – это ожерелье из черепов - капаламала, а один из его атрибутов – чаша из черепа – капала, ибо у индусов «капала» это «череп». А череп – это кости верхней части тела человека, то есть опять – купол=верх. Капалабхати – одна из важных очистительных практик в пранаяме, буквально означает «череп сияющий».

Собственно Купала и Кострома так же хорошо известны и грекам, и римлянам, под именами Кастор и Поллукс. Но – уже как братья, но - всё ещё близнецы. Хотя один из греческих мудрецов после якобы длительных размышлений в некоей пещере заявил, что на него снизошло откровение, что Кастор – девушка…

У римлян есть как минимум три известных мне варианта мифа о братьях Касторе и Поллуксе/Поллидевке, пересказывать их не буду, там так же есть и трагический вариант с гибелью одного из близнецов, и увековеченных в созвездии Близнецов – астрологически это опять всё тот же май-июнь. В их именах четко видим узнаваемое «Кострома»=Кастор, и чуть изменённое «Купала» минус первое «Ку»= «Поллукс».

Именно так у греков – учителей римлян – Купала преобразовался во всем известного…Аполлона.

Не знаю уж почему, но «К» у греков и римлян почему-то не в почете, её иногда заменяли на «С», иногда она становилась непроизносимой или от неё вовсе избавлялись. Эта «традиция» прослеживается до сих пор в словах английского языка, произошедших от латинских – к примеру, в словах «knot» - «узел» или «knock» - «стук» первая «к» не произносится….

Вторая «у» так же вполне закономерно была заменена на «а». И, таким образом, Купала стал Аполло. Более подробно об этом – в одной из моих следующих книг.

Характерно, что матерью Кастора и Поллукса считается Леда, а Аполлона - богиня Лета, одна из возлюбленных Зевса. Отец Аполлона – как и положено, верховный бог Зевс. Есть у Аполлона и сестра-близнец, но с именем уже неузнаваемым – Артемида/Артемис, с Костромой мало созвучно, если только очччень отдалённо, через удаление всё той же первой «К», и тогда да, их имена схожи - Артемис=(К)астрома=Кострома, и атрибуты те же – богиня вечной красоты и целомудрия. Атрибуты Аполлона так же говорят сами за себя: бог света/солнца, греки его поселили в Гиперборее – то есть – в приполярной области, передвигался Аполлон на повозке, запряженной лебедями – вот вам и те самые «гуси-лебеди», унесшие Купалу. Ну и их мать Леда/Лето – собственно наше лето - период года, когда у славян эти двое – Кострома и Купала, они же Кастор и Поллукс/Артемида и Аполлон – и почитались, это их время. Потому абсолютно логично, что их мать – Лето/Лета/Леда, славянское Лада – так же богиня любви и красоты, весны и весенних полевых работ, её дети в нашей традиции – близнецы Лель и Леля – мальчик и девочка – то есть всё те же Кострома и Купала, но в другом «воплощении», в другом варианте.

И так же абсолютно логично, что, встретившись 22 июня, эти близнецы расстаются – заканчивается период Костромы/Лели – она символически «умирает», за неделю или две до летнего солнцестояния, с сожжением её куклы из соломы. А Лель/Купала – «купол» солнечного движения – так же начинает движение к «смерти» - и – так же «умирает» в водах.

«Смерть» солнца-Купалы именно в водах – четкое указание на то, что, во-первых, мистерия Купалы родилась в приполярных областях. Там, где солнце действительно «пропадает» с неба на несколько суток – «умирает» - уходит под землю или в воду – «тонет», как и Купала. И чем выше широта – тем на более долгий промежуток времени. Это во-первых. Во-вторых, «смерть» - и последующее «воскрешение» солнца из воды указывает на некие острова или полуостров в этой самой приполярной/заполярной области, ибо для жителей северного полушария солнце в зените всегда на юге, и в самый короткий день «уход» солнца под воду - собственно «смерть» солнца/Купалы – можно наблюдать только если южнее находится некое водное пространство, залив моря или крупная река. Тогда и последний в году/в лето заход солнца как начало полярной ночи, и его первый восход будут именно на юге и именно из воды.

И тогда мы и приходим к той самой родине тех самых ариев-авестийцев - Скандинавия и/или острова Северного Ледовитого океана. На выбор.

Тех ариев-авестийцев, которые с некоего севера уйдя на юг, вначале – в Сибирь и на Урал, далее на Алтай, потом в Переднюю Азию и север современного Китая, а оттуда в итоге на восток, в Индию, и на запад, через Анатолию – в Грецию, и даже – по заявлениям историков и генетиков – на север Африки. И основали там новые цивилизации, сходные по религии и по языку, и даже – генетическим составом жителей. Неся с собой изначально устные, измененные временем и местными традициями, но одни и те же мифы о едином Боге – природе, воплощенном в триединстве годового цикла – в трех богах – как правило, двух братьях, олицетворяющих зиму и весну – смерть и возрождение, и третьей - сестре – плодородие = лету. Отсюда, в том числе, многочисленные «братья-близнецы», основавшие различные города, вроде Рима, и даже целые царства, где один из братьев обязательно убивает или теряет второго своего брата. Миф о Каине – один из вариантов…

Устная традиция считалась у ариев – ранних авестийцев и ранних индусов - единственно правильной, ибо письменность изначально была сложна в нанесении и исполнении. И потому использовалась либо в кратких священных текстах – надгробиях или заклинания, и считалась частью магии, или её разновидности, в основном численное выражение рун/букв в торговле, в основном для учета и подсчетов, и потому считалась чем-то низменным. А больших текстов-эпосов тогда по этим причинам не записывал – это было и сложно выполнимым занятием, и вроде бы как не нужным – устная традиция была священна, устно передавались и так называемые «тайные знания», и собственно исторические эпосы или священные мифы. Причем каждый рассказчик мог привнести в них своё видение этих произведений устного творчества. Чем и был разрушен миф о Едином Боге. Распавшись на множество мелких культов почитания отдельных ипостасей Единого Бога, эти культы низвели этих богов-клонов до уровня человеческих страстей, понизив значимость культа Единого Бога до простых примитивных суеверий, разрушив веру. Что не удивительно, ибо без единого мифа, единого текстового носителя за много веков устный миф о едином боге разделился на множество самостоятельных, породив множественные политеистические культы, с разными, но схожими сюжетами и разными, но схожими именами богов.

Самое яркое подтверждение этому можно и до сих пор наблюдать в Англии и других странах Западной Европы. Казалось бы, строжайшая инквизиция выжгла там всё «язычество», но оставило его на самом видном месте.

Да, я про Рождество….