Найти тему
¿anything goes?

В чем смысл романа "Мастер и Маргарита"?

«Дописать прежде, чем умереть!» М.А.Булгаков

«Мастер и Маргарита» - это роман, который писался тринадцать лет, ждал публикации двадцать шесть, а читаться будет, вероятно, всегда. В произведении переплетаются три мира: Ершалаим, Москва тридцатых годов и потусторонняя вселенная. Читателю необходимо пройти через своеобразный «лабиринт» из сюжетных линий, придуманных автором, чтобы дойти до истины, до самой сути произведения. И сегодня книга любима, неповторима и бессмертна, потому что «рукописи не горят», как говорил сам Михаил Афанасьевич Булгаков. Тема вины, человеческой слабости, трусости и ответственности, раскрытая автором, становится одной из ключевых в романе. Цензура и события первой половины двадцатого века, конфликт человека и государства - это «крик» самого писателя, ищущего свободы в творчестве, отвергнутого и ненужного, разочаровавшегося в жизни. Тот факт, что роман писался «в стол», прижизненно не мог быть и не был опубликован, заставляет восхищаться любовью к искусству, верой в творчество М.А.Булгакова.

Описанные Михаилом Афанасьевичем Булгаковым жители Москвы тридцатых годов - люди несвободные, скованные путами установлений правительства. Естественно, подобная ситуация негативно влияет на людей, постепенно вытесняя понятие «свобода» из их мира. Уже из первого разговора на Патриарших прудах становится понятно, что персонажи - заложники системы, не имеющие права на веру и свободу творчества. Автор показывает, что герои смирились со своим положением и не предпринимают никаких попыток его изменения. При этом исчезают определенные морали, общественные нормы, что приводит к опошлению общества. Например, Михаил Александрович Берлиоз - председатель литературной ассоциации, который является приверженцем власти , человеком, гордо опровергающим существование как Бога, так и Дьявола, самоуверенно общается с Воландом, отстаивая свою позицию. Позже гордыня и циничное безверие героя его погубят: «Но умоляю вас на прощание, поверьте хоте в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу». На самом деле, сатана в понимании М.А. Булгакова не тот, кто творит зло, а тот, кто его обнаруживает. Воланд, проведя в Москве всего четыре дня, выясняет, что люди, хоть и остаются жадными, корыстными, любят деньги, но «и милосердие иногда стучится в их сердца». Обличение пороков - вот чем занимается герой со своей свитой, ведь он «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Москвичи, продолжающие вести праздный образ жизни, погрязшие во лжи и занимающиеся обманом, оказываются наказаны. Никанор Иванович Босой - хитрый человек, берущий взятки за прописки, обвиняется в спекуляции валютой и отправляется в психиатрическую больницу. Степан Лиходеев, будучи директором театра Варьете, не занимается работой, а предпочитает веселиться и пьянствовать, за что «отправляется» в Ялту. Критику Латунскому, отрицательно отзывавшемуся о романе мастера, Маргарита устраивает погром в квартире. Так, Воланд обнаруживает и проявляет таящиеся в душах людей темные пятна распада.

-2

Автор противопоставляет вышеперечисленным персонажам героев, которые не лишены чувства ответсттвенности. Поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный отказывается от личного голоса, подстраивает произведения под власть, чтобы печататься. Герой был отправлен в лечебницу Воландом, чтобы осознать, что его творчество было плохим. Обещание героя мастеру «никогда больше не писать» является моментом осознания ошибочности своих действий и ответственности за совершенные поступки.При этом Бездомный имеет талант: он создает живой образ Христа в произведении. Мастер является еще одним героем, которому не чуждо чувство ответственности, однако он «ломается» под воздействием обстоятельств, боится общественного мнения. Критика романа приводит к страданиям персонажа, и он сходит с ума. Мастер никого не предает, не совершает зла и не идет на сделки с совестью, но он поддается отчаянию, не выдерживает враждебности людей, клеветы. Герой сдается, поэтому «он не заслуживает света, он заслуживает только покой». Маргарита в романе является образцом следования нравственной заповеди любви, доходящей до самопожертвования. Именно она поняла значение произведения, созданного мастером, именно она назвала его Мастером, именно она хотела, чтобы произведение дошло до массы людей, которые не знали ничего о Понтии Пилате или забыли о нем. Героиня спасала роман от огня и гибели, спасала возлюбленного, слепо доверившегося Алоизию.

Маргарита обещает спасти Фриду на балу и просит этого у сатаны, несмотря на то, что ее главное желание - спасти мастера. Воланд говорит, что есть два ведомства: милосердие и справедливость: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди». Маргарита не только ответственно относится к своим словам, но и проявляет милосердие: «Я о милосердии говорю<...>Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках».

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Невозможно оставить без внимания Ершалаимский мир романа. Как говорил отец А.Мень: «Главной задачей писателя было изобразить человека, «умывающего руки», который тем самым предает себя». Понтий Пилат не отстоял Иешуа, так как побоялся общественного мнения, не хотел признать свою ошибку. Кроме того, он надеялся, что освободить Иешуа попросят другие. Могущественный римский прокуратор оказывается рабом кесаря, своей должности, карьеры. Внутренняя несвобода не дает герою порвать цепи этого рабства. Пилат наказан не за то, что отправил на казнь Иешуа, а за то, что сделал это вопреки себе, своей воле и своим желаниям, из одной только трусости. Он получает бессмертие и с тех пор две тысячи лет мучается от бессонницы: «Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». Свершив зло, можно творить сколько угодно добра, но случившееся изменить уже не удастся. Совершенное невозможно искупить, если удастся, то только забыть. Образ Понтия Пилата демонстрирует слабость и роковую необратимость поступков. При этом Иешуа - арестованный, избитый и приговоренный к смерти, несмотря ни на что сохраняет свободу мысли и духа. Он гибнет потому, что люди любят деньги и за них готовы на предательство, потому, что толпа жадна к зрелищам, даже если это - чужая смерть. Мир равнодушен к голосу Иешуа, утверждающего простые истины: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти».

Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть многомерность пространства, создаваемого автором, неповторимость фабулы и композиции произведения. Переплетение сюжетных линий, параллели между мирами, герои-двойники делают роман уникальным. Завершение произведения именно такое, каким должно было быть. Несвобода победила свободу, а любовь побеждает все.