Сегодня мы расскажем про историю развития отечественного подводного флота на примере самой первой советской дизель-электрической подводной лодки проекта "Декабрист", а именно второй подлодки в серии с названием Д-2 "Народоволец", которая выставлена в качестве музея в Санкт-Петербурге.
Ранее мы уже писали статью про эту лодку, но тогда мы сделали упор на фотографии с минимумом истории, а в этот раз всё сделали наоборот и расскажем про вклад подводных лодок этого проекта в развитие отечественного флота, в том числе и атомного.
В этот раз у нас получилась очень большая совместная статья с нашим товарищем, работающим преподавателем истории, поэтому если вам не интересна историческая часть, то можете перейти в предыдущую статью по ссылке выше с минимумом текста и большим количеством более качественных фотографий.
Российский Императорский Флот в Русско-японскую войну:
Начало ХХ века было для российского военно-морского флота не самым лёгким, мягко говоря, временем в его истории.
В русско-японскую войну 1904-1905 гг. Российский Императорский Флот вошёл в весьма представительном количественном составе, будучи третьим по численности флотом в мире. Разумеется, соотношение морских сил именно на Дальнем Востоке было не в пользу Российской Империи, однако в целом, РИФ представлял собой весьма внушительную силу. В составе флота имелись весьма неплохие бронепалубные крейсера типа "Богатырь", удачные броненосцы "Цесаревич" и "Ретвиазан", ряд других кораблей и проектов не уступавших своим одноклассникам из флотов других держав.
Однако, как известно, "самая опасная пробоина в корабле – это дыра в голове его капитана". Объективно, Русско-японская война Россией была проиграна во многом "благодаря" огромным просчётам в командовании и армией и флотом, что привело к крайне печальным последствиям. Чего стоит только Цусимское морское сражение, о котором не очень любят вспоминать, но которое стало, без преувеличения, катастрофой для русского флота. После войны РИФ с третьего места по численности в мире переместился на восьмое, так же сильно потеряв не только в количестве, но и в качестве.
В марте 1906 г. начинается постепенное возрождение флота. Был принят указ, который наделял подводные лодки самостоятельным статусом. Они стали подводными силами флота и были выведены из класса миноносцев. Можно сказать, что именно с этого момента начинается история отечественного подплава, имеющая немало и трагических и славных страниц.
Российский Императорский Флот в Первую Мировую Войну:
В 1909 г. начинается подготовка так называемой Большой судостроительной программы, предполагавшей строительство более чем полусотни только новых вымпелов, не считая модернизации уже находящихся в составе флота кораблей. Однако, по разным причинам, программа неоднократно пересматривалась. Именно в рамках этой работы велась закладка и строительство линейных кораблей типа "Императрица Мария", линейных крейсеров типа "Измаил" и эскадренных миноносцев типа "Новик". Последние, кстати сказать, на начало Первой мировой войны считались лучшими кораблями в своём классе. И, хотя уже во время войны они стали устаревать, эсминцы этого класса служили потом и в советском флоте достаточно долго. К началу конфликта РИФ стал четвёртым по численности среди военно-морских флотов Антанты, хотя в мире, разумеется, всё ещё занимал далеко не такое высокое место.
В ходе Первой мировой войны РИФ почти не вёл наступательных операций, ограничившись в основном поддержкой наземных операций и минными постановками, и в целом оценки его действий полярно разнятся. Однако, флот снова нёс потери, причём весьма серьёзные. Гибель "Императрицы Марии" от взрыва на рейде Севастополя стала большим ударом по боеспособности Черноморского флота в частности и РИФ в целом, особенно с учётом того, что Россия в принципе не обладала большим количеством линкоров-дредноутов, считавшихся в то время основной силой любого флота. Однако ещё более страшный удар по Военно-Морскому флоту нанесла начавшаяся Гражданская война.
Военно-Морские Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии:
К 1921 г. численный состав флота, в результате гибели, захвата или интернирования, сократился настолько, что, объективно, боеспособного флота у молодого советского государства просто не было. Флот лишился 416 кораблей, из которых почти половина были боевыми вымпелами разного ранга. Один только факт говорит о многом – в составе Морских Сил республики в 1921 году не было ни одного крейсера. Обороноспособность молодой советской республики такой флот уже обеспечить не мог.
В связи с этим сразу после завершения Гражданской войны были предприняты попытки восстановления боевого потенциала флота. Из армии отзывали флотских специалистов, возвращая их обратно в ВМФ, был произведён ремонт или достройка ряда кораблей.
Реальное восстановление началось в 1924 г. 28 марта 1924 года было организовано Управление Военно-морских сил РККА, в задачи которого вошло в том числе и восстановление боевого потенциала флота. Начинается медленное наращивание численности кораблей, разрабатывается программа строительства новых вымпелов. Первыми шагами на этом пути стала достройка или ремонт уже бывших в наличии или находящихся на вервях кораблей, заложенных ранее. В октябре 1924 года таким образом приступили к восстановлению семи кораблей на Балтике и Чёрном море.
С постройкой свежих вымпелов дело было значительно сложнее. Принятая программа военного кораблестроения Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота 1926 года была ориентирована на замену устаревших кораблей, и, в частности, достройку заложенных ещё в 1915 году линейных крейсеров типа "Измаил", головной корабль серии был к этому времени готов на 65%. Выдвигались разные проекты достройки крейсера, даже проект перестройки его в авианосец. Но ничего этого не было сделано. Из-за сокращения ассигнований на военное кораблестроение в 1929 году и трудностей в работе промышленности удалось, и то частично, модернизировать всего два линкора, отказавшись при этом от ремонта линкора "Фрунзе". "Измаилы" и вовсе были отправлены на слом.
В общем и в целом, ситуация с восстановлением боевого потенциала флота была, мягко говоря, не утешительной. Однако, сказать что успехов не было совсем тоже нельзя. И эти успехи непосредственно были связаны с подплавом.
Первые подводные лодки РККА:
Первыми кораблями, спроектированными и заложенными в СССР, стали СКР типа "Ураган", заложенные в 1927 г. в количестве восьми единиц, и подводные лодки типа "Декабрист". Шесть лодок этого типа так же были заложены в 1927 г. в Ленинграде и Николаеве.
Почему именно подводные лодки стали одним из первых типов кораблей, которые стали проектироваться в СССР объяснить довольно легко. По сравнению с эсминцами, крейсерами, и, тем более линкорами, проектирование и постройка подводных лодок является задачей заведомо более простой. В условиях, когда государство еще не оправилось от последствий революций и войн начала века, распылять силы на заведомо невыполнимые проекты было бы преступлением. К тому же, эффективность свою подводные лодки доказать уже успели, и хотя "большие адмиральские звёзды" флотов европейских держав в основном относились к этому виду вооружений скептически, а то и во все с насмешкой, в целом было понятно, что подводные лодки не менее, а иногда и более, эффективны, чем другие корабли.
Впрочем, в реалиях СССР конца 20-хх. годов не всё оказалось так просто. Во главе Техбюро №4, в задачу которого вошла разработка головной лодки проекта, встал Борис Михайлович Малинин. У него в подчинении было первое время всего шесть человек. Никто из них, в том числе и сам Малинин, не имел опыта проектирования кораблей с последующим их воплощением в металле. Разумеется, инженеров Техбюро нельзя было назвать новичками, или, тем более, плохими специалистами. Но работать им приходилось в весьма сложных условиях. Как отмечал сам Борис Михайлович, маленькому коллективу пришлось одновременно решать сразу три задачи:
1) Вести разработку и постройку ПЛ, тип которой у нас в стране был до того времени неизвестен.
2) Создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой в СССР просто не было.
3) Воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников, без чего о каких-то дальнейших работах и успехах можно было даже не думать.
Несмотря на такие трудности, проект был разработан в очень короткие сроки – менее, чем за год. Уже в сентябре 1926 г. на рассмотрение начальника Морских Сил Республики было представлено два проекта кораблей разного водоизмещения.
Ввиду того, что лодкам предполагалось действовать в условиях Балтийского моря, выбор пал на проект с меньшим водоизмещением в 910 тонн. Надо сказать, что на этот проект определённое влияние оказала итальянская подводная лодка "Балилья", чертежи и техдокументацию которой Малинину удалось купить в Риме буквально "с рук". Впрочем, тогда это была нормальная для советских инженеров практика, а влияние итальянской кораблестроительной школы на советскую вообще оказалось довольно серьёзным.
Несмотря на все трудности в проектировании дело шло. В марте 1927 г. на Балтийском заводе произвели закладку первых трёх лодок серии, будущих "Декабриста", "Народовольца" и "Красногвардейца". Строительство лодок было сопряжено с не меньшими трудностями, чем их проектирование. Необходимо понимать, что в 1927 г. индустриализация ещё только начиналась, и советская промышленность не имела всех необходимых мощностей. Сталь для корпусов подлодок была взята из старых дореволюционных запасов. Множество оборудования было иностранным. Так на первых двух лодках серии стояли немецкие дизеля фирмы МАN, трубовоздуходувки воздушной магистрали системы низкого давления были родом из Швейцарии. За рубежом были закуплены фрикционные муфты, осушительные насосы, электрокамбузы, упорные подшипники гребных валов и ряд другого оборудования. Так же подлодки получили на вооружение 533-мм. торпедные аппараты, для которых не успели на тот момент ещё принять на вооружение собственно торпеды.
"Декабристы" имели двойной корпус клёпаной конструкции. Прочный корпус разделялся на семь отсеков, при этом запас плавучести лодок лимитировался двумя отсеками, носовым и дизельным, размеры которых строго зависели от габаритов, размещённых в них агрегатов и оборудования, и уменьшены быть не могли. В качестве отсека-убежища, где располагались необходимые устройства для управления общекорабельными системами погружения и всплытия, водоотливной системой, а также всё необходимое для выхода личного состава на поверхность, был выбран центральный пост.
Общее расположение отсеков после проведения всех конструкторских работ было следующим.
Первый отсек – носовой торпедный. Шесть торпедных аппаратов, шесть торпед дополнительного возимого боекомплекта. Здесь же располагалось помещение для части личного состава.
Второй отсек – первая группа аккумуляторной батареи, радиорубка и жилое помещение над аккумуляторной ямой.
Третий отсек – ещё две группы аккумуляторных батарей, над ними жилые помещения командного состава, камбуз, кают-компания и системы вентиляции.
Четвёртый отсек – центральный пост и ГКП. В нижней части отсека – уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения. Так же установлена часть оборудования воздушных систем. Над отсеком находилась рубка.
Пятый отсек – ещё один аккумуляторный. Над аккумуляторной ямой находилось жилое помещение старшин.
Шестой отсек – дизельный. Тут же находилась часть вспомогательного оборудования, а помимо этого разобщительные муфты двух гребных валов и цистерны смазочного масла.
Седьмой отсек – кормовой торпедный. Два торпедных аппарата без запасных торпед. Тут же размещались главные гребные электродвигатели и электродвигатели экономического хода, станции их управления. В отсеке находились также рулевые приводы и вспомогательные механизмы, кормовая дифферентная цистерна, в верхней части - комбинированный торпедопогрузочный и входной люк.
Экипаж лодки насчитывал 47 человек, позже был увеличен до 53 моряков.
Недостатком ПЛ типа "Декабрист" следует считать размещением основного запаса топлива вне прочного корпуса, что при поражении лодки приводило к тому, что на поверхности воды появлялся топливный след, демаскирующий субмарину. Принципиально новой системой, нигде ранее не применявшейся в отечественном подводном кораблестроении, являлась система регенерации воздуха внутренних помещений.
Аккумуляторные ямы сделали герметичными, аккумуляторы в них были размещены так, что гарантировалась их защищённость, в случаи попадания в лодку забортной воды выше палубного настила. С другой стороны, аккумуляторные ямы оказались большими, что привело к уменьшению размеров других помещений подлодки.
С дальностью и скоростью "Декабристов" ситуация получилась так же неоднозначной. Гребные винты лодок не подбирались опытным путём, поэтому не обеспечивали оптимальной скорости. С другой стороны, высокая скорость тогда не считалась главным тактическим параметром, в отличии от дальности хода. А дальность у лодок проекта получилась вполне достойной. В экономическом режиме подводного хода лодки могли идти со скоростью 2,9 узла, но при этом, находясь в своей операционной зоне "Декабристы" могли контролировать весь Финский залив.
Постройка первых лодок шла ударными темпами. Уже в ноябре 1928 г., то есть чуть больше, чем через полтора года после закладки, первая лодка серии, собственно Д-1 (будущий "Декабрист") была спущена на воду, а ещё через год лодка вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
В ходе эксплуатации первых лодок были выявлены недостатки, допущенные при проектировании. В частности, при погружении во время швартовочных испытаний, после открытия кингстонов цистерн главного балласта возникло кренение лодки.
При строительстве лодок отсутствовал весовой контроль, и они оказались перегружены, так же при погружении нарушалась инструкция заполнения балластных цистерн балластом, что ещё больше усиливало крен. В основу инструкции по погружению и всплытию был положен твердый принцип: прием главного балласта производить только одновременно во все цистерны, а в ходе швартовочных испытаний этот принцип был грубо нарушен.
В ходе одного из погружений был выявлен недостаток конструкции клапанов цистерны быстрого погружения. Были выявлены и другие проблемы, которые старались оперативно исправлять. С другой стороны, полагать, что первый в СССР проект такого уровня оказался бы идеальным, было бы как минимум очень оптимистично. В целом же проект вполне соответствовал и требованиям времени, и требованиям, предъявленным военными. Более того, некоторые тактико-технические элементы ПЛ типа "Декабрист" превысили проектное задание. Лодки обладали автономностью до 40 суток, а подводную автономность имели в 72 часа. Дальность плавания в экономном режиме достигала почти девяти тысяч миль, а при полной скорости равнялась 2570 миль. Рабочая глубина погружения составила 75 метров, полная 90. Лодка имела на вооружении восемь торпедных аппаратов, шесть из которых составляли носовую группу, и боезапас в 14 торпед. Впервые в мире ПЛ типа "Декабрист" оснащались комплектом аварийно-спасательных средств, сигнализации и связи с аварийной ПЛ, поддержания жизнедеятельности и спасения экипажа, средств подъема ПЛ на поверхность.
Новая страница истории советского подводного флота:
В мае 1929 г. начальник Технического управления ВМС РККА Н. И. Власьев представил доклад Начальнику ВМС РККА Р. А. Муклевичу "О проекте подлодок I и II очередей". Именно с этого началась новая страница в истории советского подводного флота.
Все лодки этого типа были спущены на воду в 1929-1930 гг., "Черноморская серия" вступила в строй позже, чем "Балтийская". Впоследствии именно лодки этого типа стали первыми подводными кораблями Северной военной флотилии ВМФ СССР, позднее переформированной в Северный флот. Почти все лодки, кроме погибшего в ноябре 1940 г. "Декабриста", принимали участие в Великой Отечественной Войне, совершив немало боевых походов. Всего на боевом счету ПЛ типа "Декабрист" 15 потопленных судов, и два поврежденных транспорта противника.
Если говорить конкретно о лодке Д-2 "Народоволец", то по цифирному индексу становится понятно, что это вторая лодка серии. Субмарина была спущена на воду 19 мая 1929 г., а в октябре 1931 г. вошла в состав Балтийского флота. Позже "Народоволец" включили в Экспедицию особого назначения №1 (ЭОН-1) – отряд кораблей Балтийского флота, в которую так же входили эскадренные миноносцы "Урицкий" и "Рыков", сторожевики "Ураган" и "Смерч", а так же систершип "Народовольца", Д-1 "Декабрист".
В мае 1933 г. этот отряд вышел из Кронштадта, прошёл до Ладожского озера, затем по реке Свирь боевые корабли дошли до Онежского озера. После ожидания достройки Беломоро-Балтийского канала, ЭОН-1 через его шлюзы, к июлю 1933 г. прибыла в порт Сорока на побережье Белого моря. Весь этот поход, сам по себе заслуживающий отдельного рассказа, был проделан с одной целью. Корабли ЭОН-1 вошли в состав Северной военной флотилии, сформированной циркуляром начальника штаба РККА от 1 июня 1933 г., которая положила начало Северному флоту СССР. Таким образом первые советские ПЛ типа "Декабрист" стали так же и первыми кораблями будущего Северного флота ВМФ СССР.
Первым серьёзным походом "Народовольца" должен был стать совместный с Д-1 поход к Новой Земле, намеченный на 1934 г. Однако поход с первого раза не получился. После прохода мыса Нордкап и выхода в Баренцево море лодки попали в шторм, и вынуждены были вернутся в Кольский залив. Только в сентябре 1935 г. "Народоволец" в составе дивизиона всё-таки совершил поход к Новой Земле. За этот поход командир лодки Лев Михайлович Рейснер, был награждён Орденом Ленина. После лодка участвовала в различных учениях и других серьёзных походах в северных морях.
Д-2 "Народоволец" в предвоенные годы:
В 1938 г. произошло событие, которое могло стать трагедией, но стало доказательством мастерства советских инженеров и конструкторов. 25 июня 1938 г. лодка проходила дифферентовку в Кольском заливе. Дифферентовка - приведение нагрузки ПЛ перед выходом в море к заданным значениям дифферента и плавучести. Фактически, она производится при первом погружении подлодки на малом ходу под перископом или на безопасной глубине. И вот в процессе дифферентовки "Народоволец" потерял плавучесть и "провалился" на глубину около 120 метров. Это при том, что максимальная глубина погружения лодки по проекту была на тридцать метров меньше. Тем не менее, Д-2 выдержала это испытание. Были обнаружены лишь капли воды на съёмных листах прочного корпуса.
С 1939 г. лодка проходила ремонт и модернизацию на Балтийском заводе. Именно в это время новым командиром лодки был назначен Роман Владимирович Линденберг, бывший её бессменным командующим, в том числе на протяжении всей последующей Великой Отечественной Войны.
Д-2 "Народоволец" в годы Великой Отечественной Войны:
После модернизации, в мае 1941 г. "Народоволец" должен был в составе ЭОН-11 вернутся на Северный флот. Однако этим планам не суждено было сбыться. Спустя двое суток после начала Великой Отечественной был выпущен приказ, который постанавливал задержать лодку в Кронштадте, в сжатые сроки завершить её подготовку к боевым действиям и включить в состав Краснознамённого Балтийского флота. При этом лодка оказалась в крайне тяжёлом положении, несмотря на то, что всё оборудование, которое подлежало ремонту и модернизации, уже стояло, на лодке отсутствовали дизеля.
Для ускорения ввода лодки в строй было принято решение установить агрегаты, которые не прошли ремонт, и были сняты с лодки Л-1. Это, конечно, в будущем сказалось на эксплуатации.
После завершения ремонта переход на Север для "Народовольца" оказался невозможен. Бои на суше шли уже в непосредственной близости от Ивановских порогов на Неве. Лодка всё ещё находилась в Кронштадте, часть экипажа сошла на берег и влилась в состав частей морской пехоты, сражавшихся за город.
26 сентября лодка вернулась в Ленинград и встала на стоянку у набережной Робеспьера (ныне Воскресенская набережная) где провела следующие 11 месяцев.
Первый боевой поход Д-2 "Народоволец":
В сентябре 1942 г. "Народоволец" снова ушёл в Кронштадт, и стал готовиться к своему первому боевому походу. 21 сентября лодка вышла на позицию в район западнее выходов из Ирбенского пролива, однако "первый блин вышел комом". Во второй половине дня 24 сентября северо-западнее острова Готланд лодка запуталась в противолодочной сети. При этом лодка ударилась о грунт и сильно повредила вертикальный руль. Тем не менее, благодаря смелым и профессиональным действиям моряков, уже вечером того же дня лодке удалось освободиться от сети.
29 сентября лодка форсировала Финский залив и вышла на боевую позицию. Затем был получен приказ на смену района патрулирования, в процессе исполнения которого Д-2 обнаружила немецкий конвой и совершила атаку на транспорт. Результат атаки остаётся неясным, по советским данным транспорт был потоплен, а немцы считают, что такой атаки не было.
Следующую атаку лодка совершила 6 октября, атаковав транспорт юго-западнее Истада. Атака оказалась неудачной, транспорт противника увернулся от торпед, а сама лодка во время атаки вынырнула на поверхность. 8 октября произошла очередная неудачная атака, на этот раз шведского транспортного корабля. 11 октября ещё одна атака, и снова неудачная. 14 октября очередной промах, при этом на этот раз из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка наоборот нырнула на глубину и торпеды прошли мимо цели.
Казалось, что над лодкой навис какой-то рок неудачи, Было израсходовано уже почти половина боекомплекта без всякого результата, однако всё изменилось в этот же день. В 16:33 этого же дня, 14 октября, лодка атаковала ещё один транспорт с дистанции в четыре кабельтовых одной торпедой из подводного положения. Через минуту после торпедной атаки акустик зафиксировал сильный взрыв, что стало подтверждением успешности атаки. "Народоволец" открыл свой счёт – лодка потопила транспорт "Якобус Фрицен" с грузом угля.
Однако неудачи лодки не закончились. 15 октября "Народовлец" попал в шторм и штормовала на боевой позиции, 18 октября лодка запуталась в рыбацкой сети, от которой правда быстро смогли освободиться.
На следующий день "Народоволец" поразил новую цель. Конвой в составе нескольких судов и корабли прикрытия. Несмотря на то, что прикрытие составляли не менее пяти сторожевых кораблей, командир лодки принимает решение атаковать конвой. С дистанции в шесть кабельтовых "Народоволец" выпускает две торпеды. Через минуту акустик слышит два взрыва, а за самой лодкой начинают охотится немецкие сторожевики. "Народоволец" уходит на глубину – вслед лодке сбрасываются шестнадцать глубинных бомб, которые, однако, не наносят лодке вреда. Как оказалось, "Народоволец" попал в немецкий железнодорожный паром "Дойчланд", который перевозил солдат норвежского легиона. Несмотря на то, что транспорт не удалось потопить, в результате атаки паром был повреждён и встал на ремонт, а норвежский легион не досчитался 25 человек убитыми и 29 раненными. Любопытно, что по заявлениям шведской прессы в результате этой атаки погибло не менее 600 немецких солдат.
Следующий бой у "Народовольца" произошёл 29 октября. Это случилось уже когда лодка возвращалась в базу. Д-2 была обнаружена сторожевиком противника, который погнался за лодкой и сбросил на неё целых сорок восемь глубинных бомб. Но запас невезения в походе был уже израсходован и лодка успешно ушла от атаки. Более того, позднее "Народовлец" при прохождении заграждения умудрился напороться на минреп, однако и на этот раз всё обошлось.
4 ноября 1942 г. "Народоволец" был встречен советскими сторожевиками и прибыл бухту Норре-Каппельлахт. 6 ноября лодка в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров прибыла в Кронштадт и первый боевой поход "Народовольца" закончился.
Конечно, можно подумать, что он был неудачным. Израсходовав девять торпед лодка потопила один и повредила второй транспорт. Потери противника составили около шестидесяти человек убитыми и раненными. Мало похоже на кинематографические эпосы. Однако лодка выполнила боевую задачу и нанесла противнику урон. И, самое главное, вернулась в базу.
Вечером 10 ноября 1942 г. лодка перешла из Кронштадта в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. В феврале 1943 г. командир лодки, капитан третьего ранга Роман Владимирович Линденберг был награждён орденом Красного Знамени за успехи в первом боевом походе "Народовльца".
В течение всего 1943 г. Д-2 в море не выходила. Лодка снова вернулась в Кронштадт, где проходила боевую подготовку. В 1944 г. на лодку был установлен гидроакустический комплекс "Дракон-129". Этим шифром в СССР обозначали получаемый по ленд-лизу британские станции ASDIC-129. Надо признать, что эти станции на тот момент опережали советские образцы и имели достойные характеристики. Всего в СССР прибыло семьдесят таких станций. Так же на Д-2 была установлена система беспузырной торпедной стрельбы.
Второй боевой поход Д-2 "Народоволец":
В следующий боевой поход "Народоволец" вышел 2 октября 1944 г. Поход составил 29 суток, и за это время лодка не раз сталкивалась с проблемами технического характера. 6 октября временно вышел из строя вертикальный руль, лодка посреди светового дня более получаса не могла уйти в подводное положение. 11 октября на лодке вышел из строя ограничитель вертикального руля. 19 октября водой залило шахту перископа. 20 октября вышла из строя муфта Федорицкого. Через два дня отказала цепь Галля. Всё это время лодка пыталась атаковать обнаруженные корабли противника, но ни одна атака не оказалась успешной.
Только 26 октября, западнее маяка Паппензе, "Народоволец" обнаружил небольшой конвой из трёх кораблей. Заняв подводное положение на дистанции восемь кабельтовых Д-2 выпустила две торпеды, и по данным капитана второго ранга Линденберга поразила транспорт, взрыв которого Роман Владимирович наблюдал в перископ. Считается, что Д-2 потопила транспорт "Нина", однако значительно позже было установлено, что это судно погибло на следующий день, то есть 27 октября, подорвавшись на донной мине в районе датского Орхуса.
В любом случае, корабли охранения атаковали "Народовольца", и на этот раз успешно. На лодку было сброшено всего пять глубинных бомб, но от их взрывов Д-2 несколько раз ударилась о грунт, был сильно повреждён вертикальный руль. Лодка была вынуждена вернуться в базу.
Третий боевой поход Д-2 "Народоволец":
Третий боевой поход лодки начался в декабре 1944 г. Лодка вышла из Хельсинки и снова столкнулась с техническими проблемами. Лопнул амортизатор помпы, происходило искрение дизелей и повышенное парообразование. На протяжении всего похода "Народоволец" постоянно сталкивался с противолодочными силами противника. Несколько раз лодка выходила на атаку вражеских судов, большая часть которых стала неуспешной.
Утром 18 января 1945 г. при посадке на грунт на глубине 62 метра во время шторма лодка сильно ударилась о камни. В результате удара были повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. Вечером того же дня лодка начала возвращение в базу.
Четвёртый боевой поход Д-2 "Народоволец":
Последний, четвёртый, боевой поход "Народовольца" занял 28 суток и проходил с 20 апреля по 18 мая 1945 г. В этом походе Д-2 не умножила своего боевого счёта, хотя несколько раз пыталась совершить атаки на корабли противника.
В целом участие "Народовольца" в Великой Отечественной Войне может показаться скромным. Однако, это не так. Оценивать действия Д-2 необходимо в комплексе с другими силами КБФ. Нанесённый противнику силами флота урон на Балтийском море оценивается в 581 боевой и вспомогательный корабль и в 624 транспорта. Подводными силами Балтийского флота совершено 196 боевых походов и 239 торпедных атак с использованием 479 торпед. Потоплено 149 транспортов и боевых кораблей противника. В общем и в целом, действия моряков Балтфлота оказали огромный вклад в Победу. И свою маленькую долю в этом вкладе имеет "Народоволец". Лодка ходила в походы, совершала атаки, выполняла задачи, напрягая коммуникации врага. И, что не маловажно, несмотря ни на что, лодка раз за разом возвращалась в свои базы.
Испытания для атомного флота:
Послевоенная служба "Народовольца" продолжилась на Балтийском флоте. Несмотря на уже почтенный возраст, лодка сыграла ещё одну роль в истории отечественного ВМФ.
Война очень сильно толкнула вперёд развитие техники. Подводные лодки новых типов разрабатывались и в СССР и за рубежом. Более того, благодаря развитию науки и техники появилась возможность проектировать и строить субмарины совершенного нового уровня, имеющие атомные реакторы в качестве силовой установки. Первая такая лодка была заложена и спущена но воду в США, однако Советский Союз тоже не собирался отставать в этом вопросе.
Первые советские атомоходы проекта 627 (627А) "Кит" рождались тяжело. Предстояло решить ряд сложнейших задач, которые ранее не стояли перед советскими корабелами. Атомные подводные лодки должны были иметь высокий запас автономности, в том числе и подводной, а для этого необходимо было решить проблему регенерации воздуха. С этой целью впервые был разработан комплекс систем вентиляции, регенерации и кондиционирования воздуха. Он должен был обеспечивать комфортные температурно-влажностные параметры воздуха, его регенерацию и поддержание оптимального газового состава, очистку воздуха от вредных примесей и радиационных контроль. И тут в дело вступил, казалось уже безнадёжно устаревший, "Народоволец".
В 1953 году лодка была переоборудована для испытаний. На "Народоволец" установили экспериментальное оборудование. На борт корабля поднялся испытательный экипаж, лодка вышла в море и в районе Кронштадта легла на грунт. В подводном положении лодка и её экипаж провели 1420 часов, в процессе выполняя различные работы для проверки систем жизнеобеспечения.
Очень символично, что первая советская подводная лодка помогла созданию первых советских атомных подводных лодок.
Другие лодки проекта "Декабрист":
Как уже было сказано, лодки этого проект строились двумя сериями по три лодки.
"Балтийская серия" помимо Д-2 включала в себя две лодки:
Д-1 "Декабрист". Первая лодка проекта, спущена на воду в 1929 году. Проходила службу на Балтике и Севере, приняла участие в Советско-финской войне, совершила несколько дальних походов. 13 ноября 1940 года во время выполнения учебной задачи "Д-1" затонула в Мотовском заливе, при этом обстоятельства гибели лодки остались невыясненными, а сама лодка так и не была обнаружена.
Д-3 "Красногвардеец". Эта лодка стала самой заслуженной и результативной из всех. По советским данным в ходе боевых действий и в результате девяти боевых походов, лодка потопила шесть и повредила один корабль противника. В январе 1942 лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в апреле ей присвоили звание Гвардейской. В июне 1942 года "Красногвардеец" ушёл в боевой поход, из которого так и не вернулся. Обстоятельства и место гибели корабля неизвестны.
"Черноморская серия" так же включала три лодки:
Д-4 "Революционер". Лодка принимала активное участие в обороне Севастополя в годы Великой Отечественной. Совершила несколько транспортных рейсов в осаждённый город, потопила три транспортных судна противника. "Революционер" в общей сложности совершил восемнадцать боевых походов. Из последнего, девятнадцатого, который начался 11 ноября 1943 года, лодка не вернулась. Обстоятельства и место гибели корабля неизвестны.
Д-5 "Спартаковец". Так же участвовала в сражениях на Чёрном море, как и его систершип доставляла грузы в Севастополь. Совершила шестнадцать боевых походов, потопив одно турецкое судно. Одна из двух лодок, переживших войну, продолжала службу до своего списания в 1955 году.
Д-6 "Якобинец". Этой лодке не повезло больше всех. Война застала Д-6 на ремонте в Севастополе. Лодка была подорвана экипажем, а после войны поднята и разделана на металл.
Жизнь после списания и превращение в музей:
Из боевого состава флота Д-2 (носившая к этому времени новое наименование, Б-2) была выведена в 1956 г. "Народоволец" был переоборудован в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, и в таком качестве использовался ещё долгое время. А в 1976 г. лодка была выведена из состава 25-й Бригады Подлодок Ленинградской Военно-Морской Базы.
Долгое время лодку предлагалось превратить в музей и спустя почти 10 лет, 18 августа 1986 г. наконец было подписано соответствующее постановление.
5 марта 1987 г. "Народоволец" был исключён из списков плавсредств Военно-морского флота и до июля 1989 г. на лодке шли ремонтно-восстановительные работы, выполнявшиеся на Кронштадтском и Балтийском заводах. Отсеки подводной лодки воссоздавались такими, какими они были в дни Великой Отечественной войны.
С 1994 г. "Народоволец" был открыт в качестве музея, каковым лодка является и по сей день.
Послесловие:
Подводные лодки серии I типа "Декабрист" стали важной вехой в истории отечественного кораблестроения. Проект имел недостатки, однако при всём при этом, лодки во время службы показали себя вполне достойно. Четыре корабля из шести приняли участие в Великой Отечественной войне, которую пережили только два представителя, по одному на Балтийском и Чёрном морях. "Декабристы" не были лучшими лодками своего класса и времени. Они не были самыми результативными по итогам походов. Но они стали первыми советскими подводными лодками. Именно с них началась история современного подплава, поэтому лодки по праву занимают своё место в этой истории.
Ну а напоследок ещё несколько фотографий некоторых экспонатов в экспозиции.
Часть торпедного аппарата.
Спасательный гидрокомбинезон подводника.
Торпеда без боевой части.
Контактная морская мина.
Различные снаряды и орудия.
Ну а более подробные и качественные фотографии из отсеков самой подлодки вы можете посмотреть в нашей предыдущей статье о ней.
Так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2204 1202 0111 0638
Спасибо за просмотр и до новых встреч.