Найти тему
Ян Мезинский

Что известно о «Моне Лизе»❓

Оглавление

Почему, Мона Лиза занимает столь важное место в культурной жизни? Что делает ее такой необыкновенной? Почему она породила столько писанины, столько откликов, рассказов, стихов, песен, пародий, шуток и карикатур? Что такого в Моне Лизе, что держит нас в плену? Что отличает ее от, работ предшественников, и тех, что были сделаны из подражания?

Leonardo da Vinci - Mona Lisa, 1510
Leonardo da Vinci - Mona Lisa, 1510

Влияние «Моны Лизы»

Если допустить, что её улыбка связана с фамилий Lisa Del Giocondo, "giocondita” с итальянского означает игривый. Улыбка Моны Лизы показывает её внутреннее спокойствие разума и души и психическое равновесие. Такая безмятежность ставит ее в положение, психологически превосходящее наше собственное.

Леонардо более глубоко передал внутреннюю сущность натурщицы, ощущение, ее разума и души, говоря языком современной психологии, Леонардо представил беспрецедентное психологическое измерение объекта. Внутреннее содержание души Моны Лизы раскрывается благодаря ее улыбки и взгляду.

Мона Лиза устанавливает превосходство своей позой по отношению к пейзажу на заднем плане. За ее спиной находятся гигантские горы, она сидит высоко над ними в доминирующем положением. Ландшафт изображен на уровне ее глаз, что фокусирует внимание на ее взгляде, тем самым увеличивая его влияние.

Пристальный Взгляд

До Леонардо лишь Пьеро делла Франческа приблизился к подобному, создав фреску Воскресение Христа, которая также доходит до вершины - пристального взгляда Христа.

Пьеро делла Франческа - фреска Воскресение Христа, 1460 год
Пьеро делла Франческа - фреска Воскресение Христа, 1460 год

Хотя Леонардо изображает смертного, но ее взгляд так же проницателен, как взгляд воскресшего Иисуса. Нет ничего удивительного, что Мону Лизу иногда называют светской Мадонной, уподобляя ее пресвятой деве Марии.

Мона Лиза ошеломляюща, она переворачивает привычные представления о портретной живописи. Меняет привычные отношения между объектом наблюдения и зрителем. Обычно мы считаем, что сами начинаем диалог между нами и портретом, но в данном случае происходи ровно наоборот.

Мы не в силах справиться с одухотворенным взгляд Моны Лизы, которая сидит в состоянии превосходства и спокойствия, как психологического, так и физического, как будто важность нашего взгляда уменьшается из-за яркости ее взгляда и чувствуем, что ее взгляд более значимый и глубокий чем наш собственный.

Подчиняясь Моне Лизе, мы в большей степени являемся объектом ее внимания, чем она - нашего. Если Мона Лиза вымышлена живописцем – то она в первую очередь смотрит, делая нас объектом своего изучения и мы становимся всего лишь плодом её воображения.

Что известно о Моне Лизе?

Если на портрете в самом деле Lisa Del Giocondo? Однако на эту тему существует множество спекуляций. До нас дошло достаточно много сведений о ней и её семье, она родилась 1479 году, была дочерью Antonmaria Gherardini, одного из самых выдающихся дворянских родов Итальянской Тосканы. 5 марта 1495 года вышла замуж за Francesco del Giocondo из богатой семьи торговцев шелком. Представители среднего класса редко заказывали живопись из прихоти, чаще это происходило в ознаменовании важного события, скорее всего это относится и к портрету Моны Лизы.

Весной 1503 года Francesco del Giocondo купил новый дом для своей семьи, примерно в это же время Лиза родила второго ребенка Andrea, возможно в связи с этим радостным событием счастливый муж и заказал портрет. Это было счастье для родителей так как все прошло благополучно, смертность во время родов и детская смертность была очень высока. До Лизы Francesco был дважды женат и потерял обеих жен спустя приблизительно год после свадьбы.

Весной 1503 года всё прошло благополучно, видимо спустя несколько месяцев Francesco заказал портрет жены в честь рождения ребенка и покупки нового дома, но портрету не суждено было оказаться на стене вышеуказанного дома, Леонардо был перфекционист и закончил портрет лишь спустя несколько лет, когда уже уехал из Флоренции приблизительно к 1510 году.

Лиза как мать Господа

Леонардо выполнил портрет по всем правилам Флорентийской живописи 15 века, женщину изображали сидя чтобы видна была только верхняя часть тела, примерно на четверть развернутая к зрителю, на заднем плане балюстрада с колоннами создает переход между передним планом и ландшафтом на заднем плане. Например, как на портретах Master of Santo Spirito и Lorenzo di Credi, но Леонардо идет гораздо дальше предшественников, его портрет значительно больше и фигура изображена гораздо ближе к наблюдателю.

Master of Santo Spirito, Portrait of a Woman и Lorenzo di Credi, portrait of woman
Master of Santo Spirito, Portrait of a Woman и Lorenzo di Credi, portrait of woman

Близость фигуры Моны Лизы влияет на общее величественное настроение портрета, а ландшафт на заднем плане придает пространственную глубину и атмосферу.

Горы на заднем плане
Горы на заднем плане

Зубцы гор исчезают в дали на заднем плане в зеленовато-синем небе.

Leonardo da Vinci - Madonna of the Yarnwinder, 1501-1507
Leonardo da Vinci - Madonna of the Yarnwinder, 1501-1507

Отсутствием растительности и некоторыми элементами ландшафта напоминают картину Madonna of the Yarnwinder видимо написанная немного раньше Моны Лизы, можно проследить очевидную близость между двумя этими работами.

Ercole Banci Madonna and Child, 1529
Ercole Banci Madonna and Child, 1529

Мать Господа считалась идеалом к которому должна стремиться любая благородная женщина, параллели и сходства между пресвятой девой и портретами женщин подтверждают эту гипотезу. Улыбка Моны Лизы также относится к образу Мадонны как неотъемлемая часть обычных канонов живописи конца 15 века. Её улыбка также совпадает с видением не только внешней красоты, но и наличию внутренних добродетелей. Скромная и безмятежная улыбка служит отражением её внутреннего добродетельного характера, то как она держит руки одна на другой может означать целомудрие и верность.

Положение рук одна на другой
Положение рук одна на другой

Техника и мастерство Леонардо

Леонардо демонстрирует артистическое мастерство точно передавая самые мелкие детали, тонкая вуаль покрывает голову модели, можно разглядеть каждую складку ткани на темном платье и узоры со сложной вышивкой. Он использует затемнения тем самым создает ощущение выпуклости и реалистичности, особенно этот эффект заметен на лице и руках. Освещение исходящее с заднего плана против фигуры женщины завершает формирование эффекта трехмерного восприятия изображения.

Леонардо развивает свои идеи о технике Chiaroscuro сочетания света и тени начиная приблизительно с 1490 года и возвратясь во Флоренцию в 1500 году вновь продолжает исследования. Примерно в 1505 году в своём Трактате о живописи описывает сочетание теней и света падающие спереди на лицо модели, похоже этот отрывок Леонардо применяет как раз при написании носа и подбородка Моны Лизы и для затенения её лица.

Фрагмент из трактата о живописи
Фрагмент из трактата о живописи

В портретах, написанных до Моны Лизы, художники создавали внешние формы, а Леонардо усилил эффект создавая удивительное ощущение присутствия. Используя свой легендарный стиль - sfumato (с итальянского затуманенный, неясный, расплывчатый), fumus (с латинского дым, туман).

Выполнение теней на лице Моны Лизы соответствуют методикам изложенным в трактате о живописи, но модель находится на открытом балконе, что вызывает вопрос какое освещение изобразил живописец? Реальное освещение на балконе или создал специальное состояние света которое не может существовать в реальном мире?

На портрете фигура Лизы освещена источником света расположенным выше и левее верхнего края картины. Гениально выполненное освещение лица и специально созданное световое окружение свидетельствует о важности с которой Леонардо использовал свет и тени для реализации особенных художественных целей. Благодаря созданию искусственного светового окружения Леонардо достигает уникального живописного эффекта, что служит выразительной силой данного портрета.

________________________

Благодарю вас за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить! 👋