Найти в Дзене

Работа с текстом на уроке английского, миф и реальность

Учителя и репетиторы, как вы работаете с текстами? То есть, как учите детей работать с ними? Не хочу сказать, что я не умею пользоваться теми методиками, которым нас обучали. Но по-моему, они перестали работать. Вот почему.

Фото из учебника FF 2
Фото из учебника FF 2

Начну с того, как обычно веду уроки я, если по программе нужно пройти какой-нибудь текст.

Перед текстом, обычно, даны слова, которые будут встречаться во время чтения. Мы их и так, и сяк повторяем. Читаем по очереди, читаем-переводим, переписываем в тетрадь с переводом, составляем короткие предложения, чтобы ученики запомнили лексику в контексте. Отрицаем и задаём вопросы. Пишу на доске, чтобы потом дети называли слова рус-англ или англ-рус. По-моему, мы делаем всё, чтобы хоть немного выучить эти 6-7 слов.

Далее прослушивание аудио. Во время этого задание: следить и подчеркнуть все непонятные слова. Иногда текст слушаем повторно.

И как вы думаете, какие слова в первую очередь подчёркивают ученики? Те, что были перед текстом. Те, что мы записали, проговорили. Те, с которыми составили утвердительно-отрицательно-вопросительные предложения.

Когда спрашивают изученное и повторенное 10 раз слово, я говорю: Давайте вернёмся к первому упражнению, там есть оно? Долго ищут. Находят. Перевода только не помнят. Хорошо, говорю, давайте искать в тетради, мы же записали? Долго ждут, не желая открывать тетради (ОПЯТЬ, видите ли, надо что-то искать). На мою четвёртую просьбу смотрят свои записи. Через минутку-другую находят искомое слово, но перевод ПРАВИЛЬНО называют только со второго-третьего раза.

Спрашиваю: Есть ещё непонятные слова в тексте?

Молчат.

Я-то по-русски спрашиваю, на языке, которым владеют все, вообще все без исключения. То есть, ученики - не гости из какого-нибудь зарубежья, чтобы в ступор впадали от такого вопроса.

А я ещё раз:

Есть непонятные слова в тексте, или вам всё понятно?

Молчат. Ни кивка, ни мотания головой, никакой реакции. Пустой взгляд в текст или занятие другими делами: ронять ручку, рассматривать картинку, искать карандаш, открыть Roblox в телефоне, переглядываться. Но чаще первое - пустой взгляд в пустоту. Сквозь текст.

Хоть на видео записывай урок. Как только не изменяю вопрос:

Вот вы прослушали текст, теперь нам нужно понять, о чём идёт речь. А для этого вы должны определить, все ли слова из текста понимаете? Скажите, все ли слова знакомы? Или есть те, которые вы видите впервые?

Они видят. Но только и исключительно те, что были разобраны в первом предтекстовом упражнении. То, что уже разобрали. Именно их и называют неизвестными. А про другие - молчат. И так по 7-12 раз. Представляете? Никакой реакции. Теряется по 5-7 минут драгоценного времени, пока кто-то из учеников изъявит желание "включиться" и что-то соизволит выдавить из себя.

Тогда говорю:

Ну, молчание - знак согласия. Наверно, вам в целом всё понято, тогда попробуем перевести текст.

И только тут начинают спрашивать, как переводится то или иное слово. И обязательно кто-то по 3 раза спросит про то слово, которое было разобрано ещё в самом начале.

Я впервые за 12 лет работы вижу такой кошмар. Что это, если не кошмар? Ни с доски, ни с книги списать не могут. Списанное - прочитать не в состоянии. А если и прочитают - перевод не могут правильно сказать.

Хотя всё это есть! Я не спрашиваю того, что мы не проходили.

Я понимаю, сильному ученику не нужен репетитор. Но никогда ещё не было такого, чтобы ученик никак не реагировал на вопрос. Обычно, если кто-то что-то не знает, спрашивает. Хотя бы говорит так:

На пятой строчке третье слово не понимаю.

А нынче мои ученики строчки найти не могут. Посчитать количество слов тоже. Цифры до пяти не видят. НЕ ВИДЯТ.

- Видишь цифру 2?

- Вижу.

- Покажи, где упражнение 2?

Тыкают в 5 или 6-е упражнение.

И это 2-3-4 класс.

Такой провал меня очень огорчает. У меня уже глаз дёргается. Я не знаю, как сообщать о таком родителям. Думаю, они и так всё понимают. А тут я ещё со своими комментариями и замечаниями.

Может, есть другие способы работы с текстом? Напишите, если вы знаете, как "расшевелить" детей и вывести на диалог хотя бы на русском языке? Чтобы они реагировали на вопросы, а не делали вид, что их хата с краю...