Найти тему
"Хомо люденс"

Самые интересные грустные фантазеры – герои кино СССР

Фантазер – это вам не просто «балабол». Это человек с развитым интеллектом и креативностью. То есть… с большой фантазией.

В разных странах в различных фильмах время от времени показывают таких креативщиков. И каждый раз забавно смотреть, какой национальный колорит могут приобретать эти милые выдумщики. Давайте сегодня остановимся конкретно на фантазерах советского кино его золотой эпохи.

Самым легендарно известным печальным фантазером стал, безусловно, Дон Кихот. Он был придуман в Испании, однако «обкатан» на сценах и экранах многих стран, включая нашу.

В кино СССР похождения этого псевдо-рыцаря снимали:

  • в 1957 г. – Григорий Козинцев. Там, между прочим, в главного героя воплотился Николай Черкасов, прославившийся по ролям Александра Невского и Ивана Грозного;
  • в 1968 г. – Александр Белинский. Заглавную роль в его картине «Дон Кихот ведет бой» сыграл Леонид Дьячков;
  • в 1977 г. – Глеб Селянин. В его кино-притче «Кому нужны Дон-Кихоты?» старались ответить на вопрос, поставленный в названии этой работы;
  • в 1978 г. – Сакен (Сатыбалды) Нарымбетов. Тут получилась еще одна кино-притча – на сей раз на под-тему «Дон Кихот моего детства»;
  • в 1988 г. – Резо Чхеидзе. Испано-советское «Житие Дон Кихота и Санчо» поставил грузин. Самого рыцаря там сыграл Кахи Кавсадзе, наиболее прославившийся по роли Черного Абдуллы в «Белом солнце пустыни»;
  • в 1997 г. – Василий Ливанов. Он же сам снялся в роли заглавного героя в этой картине «Дон Кихот возвращается». Его дуэт с Арменом Джигарханяном в роли ироничного, но верного Санчи Пансы стал просто блистательным.

Если вы не видели эту картину, рекомендую к просмотру. Это то самое замечательное советское кино, которое мы обожаем, но которое еще не засмотрено «до дыр», как наиболее известные советские фильмы.

Кадр из советского фильма Ливанова о Дон Кихоте
Кадр из советского фильма Ливанова о Дон Кихоте

Дон Кихот, безусловно, был фантазером грустным, ведь он:

  • так хотел совершать подвиги – но верили в их реальность лишь он один да его помощник (причем этот – видимо, лишь частично);
  • столь жаждал защищать «униженных и оскорбленных» – однако люди смеялись ему вслед;
  • слишком мечтал прославить даму сердца – а никто, включая саму даму, не принимал его всерьез.

Да и был ли полностью в уме этот псевдо-рыцарь? Чем больше вдумываешься в его подвиги – тем больше понимаешь: вряд ли. Ведь, если бы он хотел на самом деле помогать людям и вершить подвиги – мог бы найти достойную для этого почву и в собственном времени.

Но есть в психологии каждого фантазера какой-то моторчик, который толкает его на поступки, словно бы сам он – не от мира сего...

В картине Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» 1979 г. показали выдумщика вполне современного. Он был более-менее вписан в общество своего времени. У него даже профессия была самая приземленная – стоматолог.

Однако товарищ обладал весьма буйным воображением. Так, девушку, в которую он (вроде бы?) влюбился, он потчевал рассказами о том, что все мы происходим от пришельцев из иных миров. И желание вернуться в тот мир якобы терзает человечество.

Что и говорить: девушка от него ушла. Но в Фарятьева вдруг влюбилась ее сестра… Впрочем, сам он этого не понял. И даже не услышал, как она признавалась ему в чувствах.

На грани эпох – в 1986 г. – Карен Шахназаров снял «Курьера». И фильм, и главный герой, и мама этого героя получились в полном смысле слова постсоветскими.

Иван фантазировал бессистемно и часто неожиданно для самого себя. Поэтому и попадал постоянно в «ситуации» и в «переплет». И других людей в них втягивал.

Казалось бы, снимал Шахназаров комедию. Но она получилась очень грустной, поскольку рассказывала о тотальном одиночестве.

Кадр из фильма Шахназарова «Курьер»
Кадр из фильма Шахназарова «Курьер»

Еще один похожий рассказ о фантазере-одиночке (несмотря на жену) – картина Родиона Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей» 1980 г.

Там неприспособленный к реальному миру (хоть и имеющий вполне земную профессию) герой мечтал о грациозных, прекрасных птицах.

Было у него и много других желаний. Но постоянно получалось как в известной песне Армена Григоряна, написанной примерно в то же время: «Все наши мечты повстречали смех».

Не зря односельчане и даже собственная супруга звали его Бедоносцем…

Да и фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» 1983 г. показал грустную историю человека с буйным воображением.

Герой с самыми простыми именем и фамилией – Сергей Макаров – переживал кризис среднего возраста.

Каждый человек переживает этот кризис не как встречающееся у почти всех явление, а как персональный апокалипсис.

Вот и в системе жизненных координат Сергея постоянно происходили сбои. В результате он вместо того, чтоб, говоря языком психологов, сублимировать (т. е. перенаправлять энергию в полезное русло), «выкидывал коленца».

Казалось бы, у него было всё – семья, работа… Но человеку не хватало чего-то важного.

Дело дошло до того, что на массовой встрече Сергей раскачался на «тарзанке» и прыгнул в озеро… Все решили, будто он утонул, его кинулись спасать. Но Сергей появился с другой стороны со смехом: мол, я пошутил…

Финальная же сцена и вообще получилась максимально пронзительной. Из-за этого хочется назвать кино Балаяна фильмом некоммуникабельности и одиночества (по аналогии с характеристикой трилогии Микеланджело Антониони).

Кадр из фильма Балаяна
Кадр из фильма Балаяна

П. с. Читайте о подтипе – самых интересных веселых фантазерах советского кино, на близкие темы – о самых грустных советских мультиках и еще о самых печальных советских комедиях, ну и на закуску – о самых слезливых актрисах СССР. :)

#кино #культура #кино СССР #СССР #психология #юмор #советское кино #фильмы