Найти в Дзене
"Хомо люденс"

6 самых печальных советских комедий

Оглавление

Парадокс, но факт: некоторые комедии не только веселые, но и грустные.

Есть даже такие фильмы, где в титрах указано: «комедия», по факту же они вызывают слезы. Или идут под грифом «сказка – ложь, дав ней намек», т. е. нацелены на то, что зрители должны не веселиться, а задумываться.

Назовем 6 самых ярких примеров советских комедий, которые на самом деле были печальными.

1. «Джентльмены удачи» 1971 г. режиссера Александра Серого

Наверняка вы удивились, увидев данный фильм в этаком списке. Но давайте вдумаемся в его сюжет чуть глубже, чем привыкли.

А копни мы глубже – мы найдем массу печального:

  • с Доцентом. Вот задумайтесь: с чего пошла такая кличка? Может быть, ее дали за то, что герой на самом деле когда-то был работником вуза… а потом пошел «по наклонной». Как ни крути – его судьба была искорежена;
  • Василием Алибабаевичем. На самом деле таких героев брали с собой при побегах из тюрем далеко не ради того, чтоб помочь им тоже бежать. Таких – вот именно таких милых, но слегка бecтолковых, простецких, доверчивых ребят – брали, что называется, «на мясо». Чтоб добежать до места, не имея денег на покупку еды.

Уж извините, такова се ля ви. Остается лишь догадываться, что было бы с Васей, случись такая история в реальности;

  • Xмыpем. Сцену, когда он хотел пoвecиться, зрители восприняли поверхностно. А ведь за ней стояла большая драма. И, между прочим, Георгий Вицин в этом фильме предстал в новом, непривычном для него амплуа – не Труса, стоящего под началом его друзей в комедиях Леонида Гайдая, но серьезного героя, умеющего постоять за себя.

Да и семью, потерявшую его, остается только пожалеть;

Кадр из советской комедии «Джентльмены удачи»
Кадр из советской комедии «Джентльмены удачи»
  • соц. группой «джентльменов удачи» в целом. Ведь показанные в фильме герои – одни из многих. А монолог лже-Доцента «украл – выпил – в тюрьму, романтика!» звучал в кино далеко не комедийно. Вспомните – герой Савелия Крамарова даже плакал при этом…

2. «Афоня» 1975 г. режиссера Георгия Данелии

Эта советская комедия, только выйдя на широкие экраны, стала лидером проката – за 1-й же год ее посмотрели 62,2 млн зрителей. Публика любит ее до сих пор.

Однако многие у экранов не столько смеются, сколько грустят, а в описаниях этой картины всё чаще называют ее трагикомедией.

Как и многие фильмы Георгия Данелии, этот стал печальным. Взять хоть:

  • похождения главных героев. И сам Афоня, и его друг Федул были просто непутевые ребята, которые постоянно пили и отлынивали от работы;
  • судьбы персонажей, в том числе в будущем. Ну, не исправляются на 100% такие товарищи, как Афоня. Поэтому его жене – а нам явно дают понять, что они с Катей будут вместе, – придется с ним довольно туго. Муж будет время от времени уходить в зaгyлы.

Причем больше всех жалко Катю. Она пронесет влюбленность в Афоню через всю жизнь. А он будет максимум – благодарен ей за это, глубоких же чувств у Афони к этой девочке не будет.

Кадр из советской комедии «Афоня»
Кадр из советской комедии «Афоня»

3. «Мимино» 1977 г. Георгия Данелии

Это один из самых известных фильмов Данелии – и одна из самых печальных комедий СССР.

Валико планировал изменить жизнь – завоевать сердце прекрасной девушки, из вертолетчика местных авиалиний перейти в большую авиацию… Однако у него ничего не получилось.

Он вернулся в родное село к вертолетам и, видимо, к местной девушке, которая его давно любила…

Казалось бы, герой попал в свою среду.

Однако и мечта не была исполнена. И девушка, хоть и любила его, но так высоко не летала, как стюардесса международных авиалиний. Да и будет ли Валико сам ее любить? Вряд ли. Тут действует принцип «сердцу не прикажешь». Разве что по другому принципу: «стерпится – слюбится».

4. «Суета сует» 1979 г. режиссера Аллы Суриковой

Конечно, нам весь фильм старались показать, как весело герои пытались вернуть свое счастье… и в финале, пройдя через «суету сует», муж с женой вновь вернулись «на круги своя»…

Но будут ли они счастливы?

На вопрос дочки о том, не брезгует ли мама мужем, побывавшим «там», Марина Петровна ответила: мол, он «там» уже был и знает, каково «там», и больше «туда» не уйдет.

Однако этот ответ выглядел простым самоутешением. И еще попыткой «держать лицо» перед дочкой.

Да и женщину, к которой уходил этот муж, тоже жаль: она-то, хоть и была отличной хозяйкой, в итоге осталась одинокой...

5. «Карнавал» 1981 г. режиссера Татьяны Лиозновой

В этом фильме, который большинство считают комедией, печальны судьбы всех героев:

  • мамы Нины. Женщина была одинока, растила дочку одна, потом болела..;
  • отца Нины и его новой семьи. Судя по тому, как отец вел себя с Ниной, он испытывал перед ней вину… а значит, не самым радужным образом «присутствовал» в своей новой семье.

Что уж говорить о том, какие не самые приятные чувства испытывала его жена от появления этого внeбpaчного «сюрприза»;

  • Никиты и его супруги. Да-да, несмотря на то, что этот парень был явным «мажором», в глубине души счастья от своей жизни он не ощущал. Иначе зачем бы ему нужны были Нина и прочие знакомые девочки, с которыми иногда так приятно провести время… а потом вернуться в семью.

О чувствах его жены при этом мы вообще молчим;

  • Ремизова – отца Коли. Судя по всему, мужчина так и останется одиноким;
  • самой Нины. Мечту «попасть в артистки» она не осуществила, в папе разочаровалась, да и в людях по большому счету разочаровалась тоже… в целом из формата «летающих» вернувшись к формату «рожденный ползать».
Кадр из  комедии СССР «Карнавал»
Кадр из комедии СССР «Карнавал»

6. «Кин-дза-дза!» 1986 г. Георгия Данелии

Да, фильм многие воспринимают как «прикольный». Причем далеко не все в нем понимают всё.

Но в целом он рассказывает грустно о грустном:

  • в обще-социальном плане в самых разных ракурсах демонстрирует упадок, запустение;
  • в индивидуальном плане показывает изменения характеров персонажей. Оба главных героя, попав в другую точку Вселенной, трансформировались, и не во всем к лучшему.

Конечно, многое по ходу сюжета менялось и к лучшему. Например, насквозь прагматичные инопланетяне в итоге фильма решились (причем даже с риском поплатиться за это) помочь дяде Вове и Скрипачу вернуться домой.

Но вообще, как ни парадоксально звучит, это был фильм об одиночестве; о том, что даже полеты в межзвездном пространстве и контакты с иными цивилизациями не могут дать человеку полноценные теплоту, душевность и радость…

П. с. А какие комедии кажутся печальными вам, дорогие читатели?

П. п. с. В продолжение темы читайте о самых грустных советских мультиках, а также о самых слезливых актрисах СССР.