Наряду с британским джазом, с его невероятным стремлением к поиску новых возможностей в развитии джаза и использованию африканских, карибских и многих других музыкальных традиций, и скандинавским джазом, с присущими ему меланхолией, сплином и прочей смурью, польский джаз стал одним из важнейших и интереснейших явлений на современной европейской, да и в целом, мировой джазовой сцене. Польский джаз сочетает в себе и стремление к новаторству, и меланхолию, и уважение к джазовой традиции, и интерес к своей музыкальной истории, выраженный в использовании славянских народных мотивов и великого наследия польской классической музыки.
Если вести отсчёт от альбома Astigmatic, единственного джазового альбома пророка современного польского джаза Krzysztof Komeda, выпущенного в 1965 году и по праву считающимся одним из самых важных и впечатляющих альбомов польского джаза всех времён, то за прошедшие десятилетия многие сотни отличных джазменов выковали славу польского джаза и сделали его действительно уникальным явлением.
Я не буду погружаться в историю польского джаза - она крайне обширна, к тому же в сети есть много достойного материала по этой теме, кому будет интересно, без труда найдёте что почитать. Мы же лучше познакомимся с наиболее интересными современными польскими джазовыми исполнителями, я периодически буду делать посты о них. Сегодня познакомимся с несколькими из этих исполнителей, совершенно разных по стилю, но эта "разность" и является олицетворением современного польского джаза.
Anna Maria Jopek - одна из ведущих польских джазовых вокалисток. Отучившись в Варшавской музыкальной Академии по классу фортепиано, она затем поступила на джазовое отделение Манхэттенской музыкальной школы в Нью-Йорке. Выпустила несколько прекрасных альбомов на польском и английском языках и выступала со многими известнейшими джазовыми музыкантами: Pat Metheny, Branford Marsalis, Gonzalo Rubalcaba, Makoto Ozone и др. Альбом 2002 года Upojenie (https://songwhip.com/pat-metheny/upojenie), записанный совместно с великим Pat Metheny, получил статус "платинового диска".
Вот как сказал о ней сам Pat Metheny: "Полминуты прекрасной музыки Anna Maria были лучшей музыкой, услышанной мною за несколько лет. Она — удивительна, она — необычна, она — редкостный музыкант. Она уникальна, своеобразна и отлична от всех. Она не имеет себе равных, Anna Maria сверкает в своих работах, как бриллиант!»
Skalpel - польский электронно-джазовый дуэт двух диджеев Marcin Cichy и Igor Pudło, которые часто привлекают к записи своей музыки исполнителей, играющих на аккустических инструментах. Как говорят некоторые, они "засэмплировали" весь польский джаз - просматривая коробки с виниловыми пластинками старого польского джаза, они выбирали известные и малоизвестные композиции для создания своих сэмплов, начиная от Krzysztof Komeda и Zbigniew Namysłowski, и заканчивая никому не известными музыкантами.
Их дебютный альбом 2002 года был крайне тепло встречен джазовыми критиками и слушателями. В прошлом году Skalpel записали альбом со своими лучшими композициями в сопровождении биг-бэнда - Skalpel Big Band Live (https://songwhip.com/skalpel3/big-band-live).
Продолжение следует...
P.S. Недавно вышли новые джазовые альбомы:
Vijay Iyer, Linda May Han Oh, Tyshawn Sorey - Compassion (https://songwhip.com/vijay-iyer/compassion-2) - альбом без особых экспериментов и новых идей, но такие большие мастера не могут выпустить проходную вещь - отличный альбом знаковых музыкантов на современной джазовой сцене.
Fabiano do Nascimento & Sam Gendel - The Room (https://songwhip.com/fabiano-do-nascimento/the-room) - несуетный и тёплый альбом бразильского гитариста и отличного американского саксофониста: джаз, нео-классика и босса-нова - что ещё нужно для февральского вечера?
Nye Banfield - Trails and Traces (https://songwhip.com/nye-banfield/trails-and-traces) - дебютный альбом молодого британского саксофониста, связывающего в единое произведение джаз 60-х годов и современный джаз.