Тема света и тьмы, постоянно вызывающая противоречия из-за непонимания того, что является областью относительности, а что ясной границей в выборе действия и критерия его, может быть рассмотрена в приложении ко множеству вопросов. В частности, что есть свет и тьма в познании. И можно ли говорить о границе света и тьмы в отношении философского познания, в познании Истины. Многие протестуют против идеалов как таковых, якобы по причине недуальности Истины и Абсолюта, где всё едино и все едины.
Единое как Высшая Истина, Неизменное и Вечное, неопределяемое, невыразимое действительно является целью устремления человеческого духа. О Едином Неизменном как Реальности, в отличие от проявленного Бытия, где всё изменчиво и непостоянно, говорит Веданта.
Вся философия Веданты построена на Идее Единого, где нет ни света, ни тьмы – и что есть Истинная Действительность, в отличие от Майи – Иллюзии как Покрова Вечного. Свет и тьма, добро и зло являются в проявленном Бытии как следствие утраты первичной Гомогенности. Эта идея Веданты в Учении Агни-Йоги выражена в таких словах:
"Тьма, тьма, тьма.
Свет, свет, свет.
Без тьмы не было бы сияния света,
Ибо только во тьме свет виден.
Где находишься Ты, Владыко, –
Нет ни света, ни тьмы –
Всё Едино.
Это Тайна из Тайн,
Сокровенное из Сокровенного.
Не понятое людьми, Оно остаётся ясным;
Понятое людским разумом, Оно теряет свою прозрачность.
Таков закон.
Идите за знаменем боя" ("Зов", 327).
Последняя строка - призыв ясно говорит о пути к этой Высшей Истине. Сознание человека проходит определённые ступени в своём развитии. И успешность пути зависит именно от способности на каждом новом уровне различать добро и зло, светлое от тёмного, и выбирать – между истинным и ложным, справедливым и несправедливым, и т.д.
Путь к Единому для сознания человека пролегает через осознание света и тьмы не только как реальностей Проявленного Бытия как такового, но и как трагической, исполненной борьбы и страданий реальности нашего Земного Мира со времени появления самосознания в человеке).
Учение Будды явилось необходимостью именно в результате множества искажений и заблуждений относительно истин Веданты. Следствием спекуляций о Наивысшем и Мире как "иллюзии" стала губительная пассивность в психологии восточной, и игнорирование Истины (и Света) как таковой в психологии и философии западной – из-за кажущейся абстрактности Истины Абсолютной и ложной идеи непознаваемости Истинной Действительности.
В условиях искажения основных знаний о Бытии Учение Будды устремило внимание ищущих не на Абсолют, а на условия достижения высоких ступеней духа, сознательности в духе (Нирваны).
И главными условиями были названы "утерянные" в спекуляциях о Непостижимом достижения освобождённости ума от материальных привязанностей, являющихся причинами страданий. Указан путь достижения – путь высшей нравственности во всём (в мысли, действии, намерении, речи…). Это путь освобождения от страданий, обусловленных кармой вынужденных перерождений.
Сегодня, имея Великие Учения о духе и Действительности, множества людей, в том числе работающих в науке и философии, продолжают следовать древним заблуждениям и утверждать их в концептуальной форме. А множества других, "понаслышке" зная о понятиях великих учений, строят жизнь на "зыбких" основаниях, успокаивая себя тем, что человек – "дух вечный", и каким-то образом в бесконечности сохранит бытие и возможности развития.
Однако истина познания (она же истина развития сознания) утверждает, что существует Закон сроков... Сегодняшний человек, вооружённый знаниями как науки, так и законов Эволюции человечества, может понимать, что человек – явление не безликого движения в Космическом Цикле, и не случайное стечение условий. Самосознание человека – не самопроизвольное явление.
Хотя зарождение жизни и можно считать в каком-то смысле "самопроизвольным" процессом (жизнь свойственна Материи, и проявляется в соответствующих условиям формах непрестанно), самосознание человеческого уровня есть результат Иерархического творчества: Высшее Сознание Инициирует сознание на более низких уровнях космической эволюции. Иными словами, человек действительно "сотворён", как и утверждают религии. Однако (и это уже утерянная внешней религией "часть" истины) человек наделён высшей способностью познания и творчества, практически безграничной, но… вместе с ответственностью – в размере достигнутого сознанием уровня.
В Агни-Йоге есть параграфы, в которых прямо говорится о том, что немало людей, осознав это страшный для них факт ответственности, возрастающей с мерою роста сознания, предпочитают не устремляться, довольствуясь неким "средним" уровнем...
Что же есть свет и тьма в отношении к знанию? – Ограничения (как научного, так и религиозного толка), как бы они ни формулировались, будут явлением, сдерживающим рост сознания и духа в человечестве.
На этом утверждении, можно предполагать, сразу возникнут упрёки вроде того, что, мол, некоторые знания должны быть сокрыты ради человечества, и не всякие исследования полезны. Всё это так, но в масштабах, неподвластных человечеству. В историческом процессе человечество, а точнее, его научный "авангард", не выбирает меру познания Действительности (выбирают лишь применение знаний, светлое или тёмное – разрушающее дух, высшую человеческую природу).
Как бы не льстила себе наука, а познанием "управляют" сроки Космические (достаточно "взглянуть" на историю открытий: сознание человечества, развитие науки и культуры – единый и гармоничный процесс). На другом нашем канале "Звук и мысль" мы говорим, что искусство ничуть не менее, чем наука, имеет право претендовать на ведущую роль в познании Действительности и преобразовании Мира.
И если сегодня множество людей теми или иными путями "знают", что есть Энергия, единая и Вездесущая, и есть реальный Источник этой Энергии (и это не Непроявленное, а Коллективный Разум и Воля Космических Сил), то все попытки ограничить горизонт понимания таких истин, являются ничем иным, как тёмным явлением, поскольку в нашем полном относительности мире более прекрасное и более возвышенное будет и более Светоносным.
В этом смысле можно подумать об истине наиболее необходимого действия. Много предательств совершено из-за того, что воля проявилась как препятствующая в проявлении нового знания, "новых", более глубоких научных представлений.
Тема поистине бесконечна, аспектов множество. Возможно, постоянные читатели наших материалов захотят высказать свои мысли на этот счёт. Будем рады всем полезным идеям.
"…Утвердится во всей жизни качество прекрасное. Не останется ничего во тьме. Невежественность будет преступлением позорным. Если тьма заразительна, то и Свет привлекателен...
Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком" ("Община",10).
"Несовершенная изобретательность некоторых из вас уловила невидимые лучи и неслышимые ритмы. Грубым воображением, грубыми приборами всё же были уловлены некоторые космические токи. Но ведь глупец поймёт, что воображение может быть утончено и приборы улучшены. Исходя из самоулучшаемости, дойдёте до Беспредельности..." ("Община", 121).