Найти тему
4K-Monitor.ru

📚 ЯРКОСТЬ И КОНТРАСТНОСТЬ. ВЛИЯНИЕ И ВАЖНОСТЬ ПРИ ВЫБОРЕ МОНИТОРА

Оглавление

Мы продолжаем рассказывать про различные параметры дисплеев, которые оказываются крайне важными при выборе. На этот раз мы решили посвятить отдельный материал двум самым популярным среди них: яркости и контрастности.

Оба параметра давно и цепкой хваткой взяты в оборот со стороны производителей мониторов, которые делают на них крайне большой акцент в рекламе и презентации своих продуктов. Растиражированные клише, ввод в заблуждение, создание десятков мифов относительно яркости и контрастности, и всё это на протяжении многих лет – то, чему посвятили огромную долю своего рабочего времени маркетинговые отделы компаний.

После десятилетий «массированной атаки сознания» совершенно не удивляют покупатели, желающие, чтобы их новый монитор был максимально ярким, коэффициент контрастности должен быть не ниже 3000:1 (а иначе картинка будет блеклой), а желательно - стремился к бесконечности. Вместе с тем, такие потребители готовы самостоятельно жертвовать здоровьем своих же глаз, работая с яркостью подсветки, выставленной на 100 %, одновременно и, в обязательном порядке, трогая значение «Контраст/Контрастность» в меню монитора с целью добиться «идеальных результатов точности цветопередачи». Как бы не так…

В своей работе мы ежедневно сталкиваемся с различной интерпретацией обоих параметров и, как правило, большинство из них оказываются ложными. Покупатели ориентируются на устоявшиеся в интернете правила выбора, которые можно встретить в 90+ % источников, первоисточник у которых, не редко, один и тот же. Так потребители и приходят к тому, что оценивают и выбирают мониторы совсем не так, как это стоило бы делать.

В этом материале мы постараемся развенчать все мифы про оба параметра и расскажем, как действительности стоит относится к заявленным показателям яркости и контрастности и что это всё значит для реального использования. А начнём мы, пожалуй, с яркости.

ЯРКОСТЬ МОНИТОРА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ

Яркость монитора (она же яркость подсветки монитора, в случае с LCD) - это параметр, который определяет количество света, излучаемого экраном. Она измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2) и может варьироваться от 100 до 1000+ кд/м2 у большинства современных моделей при указании типичных или максимальных значений. Также вы можете встретить упоминание яркости, выраженное в нитах (нит, nit) – можно и так, ведь это взаимозаменяемые единицы измерения.

Яркость монитора – ключевой параметр, который влияет на комфортность работы за экраном. Она определяет, насколько хорошо мы видим изображение на экране в различных условиях освещения.

-2

Если яркость монитора недостаточна, то при ярком свете из окна или от источников освещения в комнате изображение на экране может стать неразличимым или тусклым (малоконтрастным). Это может привести к усталости глаз и снижению концентрации внимания из-за необходимости проведения постоянных попыток зрительной адаптации. В этом случае пригодится монитор с более высокой максимальной яркостью.

С другой стороны, если яркость монитора слишком высока, то при слабом освещении (что случается гораздо чаще) или в темноте изображение может быть слишком ярким и вызывать дискомфорт для глаз из-за постоянной необходимости удержания напряжения глазных мышц. Высокая яркость монитора может вызывать дополнительную (излишнюю) нагрузку на глаза – провоцировать усталость глаз, сухость и раздражение, особенно при длительной работе за компьютером.

-3

Также стоит отметить, что яркость монитора может влиять на качество цветопередачи, но исключительно индивидуально – в соответствии с особенностями организма отдельно взятого пользователя. Если яркость слишком высока, то цвета могут выглядеть неестественно насыщенными или перенасыщенными. Если же яркость недостаточна для внешних рабочих условий, то цвета могут выглядеть блеклыми и ненасыщенными.

Отдельной строкой следует отметить, что яркость подсветки монитора НЕ влияет на сигнал, который передается от компьютера к монитору. Сигнал, который передается от компьютера к монитору с видеокарты (GPU), содержит информацию о цвете, яркости и контрастности изображения, но не содержит информации о яркости подсветки монитора. Это одно из самых важных утверждений, которое следует для себя отметить в этом материале. Оно же – жизненно необходимое для правильного понимания происходящего с картинкой на экране.

Яркость подсветки монитора регулируется независимо от сигнала, который передается от компьютера. Это делается с помощью встроенных в монитор настроек или программного обеспечения, которое позволяет пользователю изменять яркость подсветки (применимо для LCD).

Если после регулировки яркости подсветки вы увидели больше деталей в тенях и светах, то причиной тому является лишь изначально неправильно подобранная яркость подсветки для ваших рабочих условий, а не какие-то другие настройки дисплея и его качество в целом. Такой принцип работает и в том случае, если вы, наоборот, стали видеть мало деталей.

В обоих случаях крайне вероятен и другой вариант (на опыте автора – самый популярный среди всех возможных) – вы просто не дали своему организму достаточное время для проведения полной зрительной адаптации, которая может длиться от минуты до получаса, а иногда и того больше.

Также стоит учитывать, что яркость подсветки монитора может влиять на энергопотребление устройства и его срок службы. Чем выше яркость, тем быстрее устройство выйдет из строя (по крайней мере, в теории) и тем быстрее могут проявиться дефекты подсветки, вследствие неравномерного износа светодиодов.

Пока же из вышесказанного можно сделать один главный вывод – правильно выставленная яркость монитора - это важный шаг для обеспечения комфортной работы за компьютером, сохранения здоровья глаз и продления жизни купленного дисплея.

ЯРКОСТЬ МОНИТОРА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА УСТАЛОСТЬ ГЛАЗ

Высокая яркость монитора, установленная на такой уровень в неподходящих для этого условиях, может вызывать усталость глаз, особенно если вы проводите много времени перед экраном. Это происходит из-за того, что яркий свет провоцирует активную работу глазных мышц и соответственно может вызывать напряжение глаз и утомлять их.

Вместе с тем и низкая яркость монитора, не соответствующая рабочим условиям, провоцирует дополнительную нагрузку на глаза из-за невозможности полной зрительной адаптации, которая в таких условиях происходит по визуально более яркому пространству вокруг. Ваша цель – визуально уравнять эти яркости либо установить яркость на мониторе чуть выше. Так вы выйдите на оптимальный уровень, сохраните оптимальную контрастность изображения на экране и сбережёте своё здоровье.

Также важно помнить о правильной позе при работе за компьютером. Рекомендуется держать монитор на расстоянии не менее вытянутой руки, а при сильном увеличении рабочей диагонали (свыше 40 дюймов со стандартным соотношением сторон 16:9) увеличить это расстояние вдвое.

-4

Следует учитывать и яркий внешний свет, а также светоотражающие объекты в рабочем помещении, которые могут создавать паразитные блики и отражения на экране вашего монитора, которые могут вызывать нагрузку на глаза. Также блики могут затруднять чтение текста или снижать комфорт просмотра и работы с изображениями и видео.

КОНТРАСТ, КОНТРАСТНОСТЬ И КОЭФФИЦИЕНТ КОНТРАСТНОСТИ – А ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?

Эти термины давно перемешались в головах потребителей. Большинство считают, что это всё – одно и тоже. Правда же в том, что так считать – большая ошибка. Правда же звучит следующим образом.

Контраст — это перепад (изменение) яркости участков изображения. Он может быть полноценным и неполноценным. Других вариантов не дано.

Контрастность — это соотношение изменения яркости к изменению яркости сцены. Определяется она тангенсом угла наклона характеристической кривой (гамма-кривыми), построенной в логарифмических координатах. Несколько более простое для понимания определение контрастности звучит следующим образом – это темп (скорость) перехода от глубоких теней к высоким светам.

Визуальная контрастность изображения может быть низкой и высокой, адекватной и неадекватной в общих представления о нормальности изображения. Визуальный облик картинки на экране, как следует из описания термина, зависит исключительно от установок так называемых гамма-кривых, но при условии корректно установленной яркости монитора в соответствии с внешними условиями.

-5

Коэффициент контрастности - это отношение максимальной яркости белого цвета к минимальной яркости черного цвета на экране монитора в условиях зафиксированной яркости подсветки (актуально для LCD). По данному параметру невозможно судить о визуальной контрастности изображения на экране, поскольку данный параметр, ещё раз напомним, определяет исключительно отношения яркостей между ДВУМЯ доступными цветами на экране монитора – белым и чёрным. А их, как вы понимаете, на конкретном изображении может не быть вовсе, да и остальных оттенков существует десятки миллионов.

Именно этот параметр производители указывают в технических характеристиках своих изделий и именно коэффициент контрастности, за последние 20 лет, запутал всех потребителей. Если вы работаете с монитором в двуцветном режиме (чёрный и белый), то вы, безусловно, можете ориентироваться на данную характеристику. В случае же если вы не занимаетесь постоянной и продолжительной оценкой качества монитора по его глубине чёрного поля (его низкой яркости) и максимальной яркости на белом, то рассматриваемая характеристика должна стоять на одном из последних мест по важности при выборе дисплея.

А ВОТ И ВИНОВНИК! ГАММА И ГАММА-КРИВЫЕ – ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНТРАСТНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ну а теперь о главном. Гамма - это параметр, который определяет реальную контрастность изображения на экране монитора с помощью так называемых гамма-кривых, определяющих ту самую скорость перехода от тёмных участков к светлым. В упрощенном варианте объяснения она измеряется в единицах гаммы и может варьироваться от 1,0 до 3,0 и более. Многим же читателям знакомы такие классические значения, как 2.2 (современный стандарт), 2.4, гамма sRGB (приближена к 2.14) и очень старый стандарт для MacOS – 1.8.

-6

Гамма влияет на контрастность изображения следующим образом: если гамма слишком низкая, то изображение может выглядеть блеклым и неконтрастным вследствие быстрого темпа перехода от тёмных участков изображения к светлым. Если же гамма слишком высока, то изображение может быть слишком контрастным и вызывать визуальный дискомфорт для глаз вследствие, в некотором роде, неадекватности картинки.

-7

Кроме того, гамма влияет и на общее качество цветопередачи. Если гамма слишком высока, то цвета могут выглядеть неестественно насыщенными или перенасыщенными. Если же гамма недостаточна, то цвета могут выглядеть блеклыми и ненасыщенными.

-8

Впрочем, теория – это хорошо, но на практике производители не говорят о точности установки гаммы. Лишь изредка указывают возможные варианты установки гаммы через меню монитора, но никаких образом не подтверждают точность установки указанных значений. Поэтому в ходе тестирования мониторов мы делаем большой акцент на гамма-кривых, как в различных заводских режимах цветопередачи, так и отдельных режимах установки гаммы. Ищите данные замеры в наших материалах и сможете сделать выводы о точности настройки различных моделей мониторов среди представленных в продаже.

PHOTOSHOP, LIGHTROOM, CAPTUREONE И ДРУГИЕ. ТОНОВАЯ КРИВАЯ, ГАММА И РАБОТА С ЭКСПОЗИЦИЕЙ. ПРИЧЁМ ЗДЕСЬ ВСЁ ЭТО?

Данный подраздел обязан быть в статье подобного рода для понимания истинных возможностей любого монитора на вашем столе. Многие пользователи знают о существовании таких инструментов коррекции изображения, как тоновая кривая, смещение гаммы и регулировка экспозиции по участкам гистограммы (белые, света, тени, чёрный), встроенные в подавляющее большинство редакторов графики.

-9

Данные инструменты хорошо знакомы всем пользователям программных продуктов от Adobe, Corel, BlackMagic и других лидеров рынка. Встречаются они повсеместно и в куда менее популярных приложениях, но, тем не менее, продолжают оставаться базовыми инструментами для цветовой коррекции изображений.

Если вы знаете, как работают эти инструменты (а если не знаете, то проверьте самостоятельно при первой возможности), то можете провести параллель с уже затронутыми гамма-кривыми, встроенными в монитор и задающими контрастность изображения на его экране. Принцип работы максимально схожий. Вы меняете режим гаммы в мониторе -> меняются гамма-кривые -> меняется контрастность изображения. Единственное отличие от регулировки тоновой кривой и других инструментов в ПО заключается в том, что для мониторов существуют определённые стандарты, которым они должны соответствовать для правильной цветопередачи, а при художественной обработке изображений таких стандартов нет.

Главной же мыслью данного подраздела является следующая аксиома: если вы считаете, что монитор Х не может продемонстрировать контрастное изображение (вследствие каких-либо проблем и/или особенностей установленной матрицы – в вашей же теории), то просто отредактируйте тестовое изображение через любой графический редактор до необходимой кондиции. Получилось ли сделать изображение контрастным? 100 % - мы уверены в этом. Что это значит? Это значит, что проверяемый монитор не имеет технических сложностей для воспроизведения качественного (точного, правильного) изображения. И его всего лишь надо откалибровать в соответствии с определёнными стандартами. Ничего сложного. Всё решаемо.

-10

Аналогичная история и с очень контрастным изображением, при взгляде на которое вы не видите различимость деталей в тенях. Это совершенно не говорит о том, что монитор плох. Куда вероятнее, что он просто плохо настроен, либо у вас выставлены неверные параметры в настройках драйвера видеокарты. Но есть и другой вариант – сама проверочная картинка отредактирована таким образом, что деталей в тенях нет и все они превращены в одну сплошную «чёрную кашу» - так бывает у любителей художественной обработки в варианте «люблю, когда максимально контрастно».

Если же отталкиваться от проверочных изображений (специально разработанных либо хорошо знакомых вам фотографий, где вы уверены в их изначально корректной обработке), то излишний контраст также можно поправить только настройками монитора и/или его полноценной калибровкой. Главное же всегда помнить, что реальную контрастность изображения на экране задают не цифры из технических характеристик монитора, а его фактическая настройка и, конечно, воспроизводимый контент, который сам по себе может быть отредактирован в соответствии со своеобразным замыслом автора/редактора.

ЗРИТЕЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – ОСНОВА ВСЕХ ОСНОВ

В ходе написания нескольких предыдущих разделов мы далеко не раз затронули такое понятие, как «зрительная адаптация». «Что это такое?» - спросите вы, отвечаем - это процесс, в ходе которого глаза приспосабливаются к изменению уровня освещенности. Этот физиологический процесс позволяет нам видеть одинаково хорошо как при ярком свете, так и в темноте.

-11

Наиболее явно процесс зрительной адаптации происходит при выходе из тёмного подъезда на улицу в яркий солнечный день, когда ваши глаза сначала ослепляет от ярких солнечных лучей, но уже через несколько минут вы можете комфортно передвигаться в городе без использования светозащитных очков. А вторым, известным всем примером, служит отсутствие различимости деталей при резком подъёме с постели глубокой ночью, а также последующая зрительная адаптация, позволяющая со временем ориентироваться в пространстве и различать малейшие перепады яркости всех объектов в помещении.

-12

Более подробно этот процесс можно объяснить следующим образом: когда мы переходим из ярко освещенного помещения в темное, наши глаза начинают адаптироваться к новым условиям. Это происходит благодаря изменению чувствительности сетчатки глаза. В темноте зрачки расширяются, чтобы пропустить больше света, а палочки - фоторецепторы, которые чувствительны к слабому свету, начинают работать активнее. В результате мы начинаем видеть лучше в темноте.

-13

Обратный процесс происходит, когда мы переходим из темного помещения в ярко освещенное. Зрачки сужаются, чтобы защитить глаза от избытка света, а колбочки - фоторецепторы, которые чувствительны к яркому свету, начинают работать активнее. В результате мы начинаем видеть лучше при ярком свете.

Зрительная адаптация - это автоматический процесс, который происходит без нашего сознательного участия, но который может занимать некоторое время, особенно при резком изменении уровня освещенности. Именно поэтому никогда не стоит делать выводы о достаточности или недостаточности установленной яркости монитора в первые секунды (и даже 1-2 минуты) просмотра. Дайте своим глазам и организму время на полную адаптацию и всегда учитывайте уровень внешней освещённости. Помните о том, что яркость монитора не должна сильно превышать уровень внешней освещённости, но и одновременно не должна быть ниже его. Именно поэтому при работе в светлом офисе с большими окнами «в пол» следует отдать своё предпочтение мониторам с высокой максимальной яркостью. Если же вы работаете дома, в условиях с искусственным внешним светом, то в большинстве случаев максимальной яркости в 200-250 нит будет предостаточно – с 2-3-кратным запасом от реально необходимого вам уровня.

-14

Раз пошла речь про уровень внешней освещённости, то дадим определение и этому понятию. Уровень внешней освещённости - это мера количества света, которое попадает на поверхность от внешних источников света. Он измеряется в люксах (лк, lx, lux) и зависит от многих факторов, таких как время суток, погода, географическое положение и так далее.

Следует отметить, что зрительная адаптация напрямую связана с яркостью монитора. Когда мы смотрим на яркий экран, наши глаза адаптируются к этому уровню освещенности. Если же мы переводим взгляд на что-то менее яркое, например, на белый лист бумаги, то нам может показаться, что он слишком яркий или даже слепящий. Это происходит потому, что наши глаза еще не полностью адаптировались к более низкому уровню освещенности.

С другой стороны, если мы смотрим на что-то темное или слабо освещенное, а затем переводим взгляд на яркий экран, то нам может показаться, что экран слишком яркий или даже слепящий. Это происходит потому, что наши глаза еще не полностью адаптировались к более высокому уровню освещенности.

Таким образом, зрительная адаптация играет важную роль в восприятии яркости монитора. Если этого не знать или забыть про её существование, то можно не только столкнуться с последующими проблемами со зрением, а также постоянно чувствовать дискомфорт при работе за компьютером, но и сознательно увести свой выбор в сторону неправильного – когда высокая яркость (450-600+ нит) вам абсолютно не требуются (и не будут никогда использоваться), либо когда минимальная яркость устройства окажется недостаточной для комфортной и продолжительной работы за ПК.

УСЛОВИЯ ВНЕШНЕЙ ОСВЕЩЁННОСТИ. НОРМЫ, СТАНДАРТ ISO И РЕКОМЕНДАЦИИ

Внутренняя освещённость помещения также может влиять на уровень внешней освещённости. Например, если в комнате включены яркие лампы, то уровень внешней освещённости может быть выше, чем если бы в комнате было темно.

Уровень внешней освещённости важен для определения оптимальной яркости монитора. Если уровень внешней освещённости высокий, то монитор должен быть ярче, чтобы изображение на экране было хорошо видно. Если же уровень внешней освещённости низкий, то монитор может быть менее ярким, чтобы не вызывать дискомфорт для глаз.

Оптимальный уровень внешней освещенности для работы за компьютером зависит от многих факторов, включая индивидуальные предпочтения и условия работы. Однако, в целом, рекомендуется, чтобы уровень освещенности в помещении был достаточным, но не слишком ярким.

-15

Некоторые специалисты рекомендуют, чтобы уровень освещенности в помещении, где работает компьютер, составлял от 300 до 500 люкс. Это примерно соответствует уровню освещенности в офисе или в комнате с большим окном. На практике же автора данного текста можно сделать вывод, что у многих потребителей освещённость рабочего места находится в диапазоне от 80 до 200 люкс, чего также оказывается более чем достаточно. Более того, во многих случаях пользователи не ощущают никаких проблем при внешней освещённости на уровне 40-80 люкс – такой уровень, к слову, входит в один из стандартов ISO, о котором будет вестись речь ниже.

Также важно учесть, что свет должен быть равномерно распределен по всему помещению. Не должно быть слишком ярких или темных пятен, которые могут вызвать дискомфорт для глаз.

Кроме того, рекомендуется избегать прямого солнечного света, который может отражаться от экрана и вызывать блики, особенно если вы используете монитор с полуглянцевой или глянцевой рабочей поверхностью (многие устройства Apple, LG UltraFine 4K и 5K и некоторые другие модели). Если это невозможно, то можно использовать шторы или жалюзи для регулирования уровня освещенности и полного исчезновения возможных бликов.

Теперь немного про основной стандарт, используемый в индустрии, в котором можно подчерпнуть некоторые рекомендации по настройкам мониторов и рабочим условиям.

-16

Стандарт ISO 3664:2000 "Оценка цвета и просмотр цвета - Требования к условиям освещения" устанавливает требования к условиям освещения для оценки и просмотра цвета. Этот стандарт применяется в различных отраслях, включая полиграфию, текстильную промышленность, автомобильную промышленность, производство красок и лаков, а также в других областях, где требуется точная оценка и просмотр цвета.

Стандарт определяет следующие требования к условиям освещения:

  • Уровень освещенности: Рекомендуется, чтобы уровень освещенности в помещении, где происходит оценка и просмотр цвета, составлял от 500 до 1000 люкс.
  • Цветовая температура: Рекомендуется использовать источники света с цветовой температурой около 5000 К (дневной свет).
  • Равномерность освещения: Освещение должно быть равномерно распределено по всему помещению, чтобы избежать ярких или темных пятен.
  • Отсутствие бликов: Рекомендуется избегать прямого солнечного света или других источников света, которые могут отражаться от экрана и вызывать блики.
  • Отсутствие мерцания: Освещение должно быть стабильным и не мерцать, чтобы избежать искажений в восприятии цвета.
  • Отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения: Источники света не должны излучать ультрафиолетовое или инфракрасное излучение, которое может вызвать искажения в восприятии цвета.

Соблюдение этих требований позволяет обеспечить точную оценку и просмотр цвета, а также минимизировать ошибки и несоответствия в процессе работы, особенно при проведении цветопробы – сравнения физического отпечатка на бумаге с изображением на экране монитора.

Отдельной строкой хотелось бы отметить, что в стандарте указаны и рабочие характеристики экрана, а также условия внешнего освещения, актуальные при оценке и просмотре цвета с экрана монитора. В этом случае рекомендуется находиться в помещении с нейтральными стенами (серыми, тёмно-серыми), с основным осветителем D65 (6500К – нейтральный белый), освещение рабочего окружения должно быть меньше или равно 64 люкс, но желательно, чтобы меньше или равно 32 люкс. В этом случае рабочая яркость монитора должна находится на уровне 75-100 нит – не выше!

На нашей практике это абсолютно адекватные требования. А такая рабочая обстановка и условия внешнего освещения встречаются, как ни странно, достаточно часто, особенно у профессиональных фотографов и, особенно, видеографов. Люди где-то на подкорке головного мозга понимают как правильно и создают необходимые условия и без знания стандартов. Но, увы, случаются и обратные ситуации, когда «профессионалы» требуют максимальной яркости (по принципу – «чем выше, тем лучше!»), но в последующем жалуются на проблемы со зрением и повышенной усталостью… Так что везде нужно знать меру, а иногда ещё и понимать физиологию, знать технические процессы и отделять злободневный маркетинг от реальных фактов.

«НЕ ТРОГАЙ!» РЕГУЛИРОВКА КОНТРАСТНОСТИ В МЕНЮ МОНИТОРА – ВРАГ №1

Многие потребители серьёзно считают, что с помощью параметра «Контраст/Контрастность» в меню монитора можно улучшить качество цветопередачи монитора и, к постоянному удивлению автора, считают своей первоначальной обязанностью изменить заводское значение. А зря! Это большая ошибка.

-17

Смеем вас заверить, что в 99,9 % случаев регулировка данного параметра не требуется, а любое отхождение от номинального (заводского) значения ухудшит рабочие параметры монитора и/или резко испортит цветопередачу. Под последним мы подразумеваем потерю различимости крайних светлых оттенков и раннее перенасыщение картинки. Такая картинка будет обладать неадекватной контрастностью и завышенной визуальной насыщенностью.

В случае же снижения контрастности в настройках монитора вы перекрываете максимальный световой поток за счёт изменения положения жидких кристаллов даже при поданном сигнале RGB 255/255/255. Чем ниже вы устанавливаете значение контрастности, тем раньше и сильнее жидкие кристаллы (в случае с LCD) перекрывают световой поток.

Дополнительно это провоцирует понижение коэффициента контрастности и ограничивает динамический диапазон. Данным методом можно воспользоваться лишь в случае, когда точность цветопередачи вас не волнует и есть необходимость в дополнительном снижении минимальной яркости (к примеру, для более комфортной работы при плохом внешнем освещении). Если же изначально монитор полностью удовлетворяет вашим требованиям на диапазон регулировки яркости подсветки, то никакого смысла в изменении параметра «Контрастность» точно нет.

НАСТРОЙКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДРАЙВЕР ВИДЕОКАРТЫ – ВРАГ №2

Те, кто не доходят до встроенных настроек монитора, предпочитают регулировать контрастность через драйвер видеокарты. Отметим мы и здесь бессмысленность данного действия, по крайней мере, если вас интересует хоть какая-то точность цветопередачи и визуальная адекватность изображения на экране.

Повышение контрастности через драйвер видеокарты приводит к резкому пропаданию различимости крайних светлых полутонов и соответственно ограничивает рабочий динамический диапазон, ведь часть оттенков начинают сливаться в один единственный (как правило, белый, максимально насыщенный красный, зелёный или синий).

-18

Снижение же контрастности через драйвер видеокарты приводит к ограничению динамического диапазона в верхней границе, а также резкому снижению коэффициента контрастности – разница между чёрным и белым (который уже таковым не является и заменяется оттенками серого) быстро снижается.

Единственный адекватный вариант для более-менее корректной регулировки контрастности изображения на экране является воздействие на параметр "Гамма" в настройках драйвера GPU, но в небольших пределах. Так вы можете скомпенсировать недостаточно корректно выставленные гамма-кривые у самого монитора, но сделать это с высокой точностью у вас всё равно не выйдет. Поправить ситуацию может лишь полноценная калибровка с воздействием на каждый отдельный цветовой канал в ходе высокоточных аппаратных измерений.

КОГДА НИЧЕГО НЕПОНЯТНО ИЛИ «ДАЙТЕ КОНКРЕТНЫЕ ЦИФРЫ!»

«Много текста и ничего не ясно! Назовите конкретные цифры!» - могут возразить некоторые читатели данной статьи. Понимаем, а поэтому дадим свою оценку заявленным и реальным показателям яркости и коэффициента контрастности у настольных мониторов.

-19

Яркость:

~10-25 кд/м2 – идеальный уровень для работы в отсутствии внешнего освещения (но помните, что полное отсутствие внешних источников освещения – очень плохо и не рекомендуется);

~30-50 кд/м2 – комфортный уровень для продолжительной работы при слабом внешнем освещении (ночник рядом или за монитором);

~80-120 кд/м2 – уровень яркости, предусмотренный различными стандартами для рабочих условий с адекватным уровнем внешней освещённости (от 32-64 до 100-200 люкс)

~160-250 кд/м2 – уровень адекватной яркости для продолжительной работы в светлом помещении без прямых источников внешней подсветки, направленных в сторону экрана;

~300-450 кд/м2 – хороший запас яркости для сохранения визуально контрастного изображения для работы в светлом помещении с прямым доступом к естественным источникам освещения (солнечная сторона и большие окна, без занавесок и жалюзи);

~500-600+ кд/м2 – необходимый уровень яркости для сохранения относительно высокого визуального контраста изображения на глянцевом/полуглянцевом/стеклянном экране в светлом помещении с прямым доступом к естественным источникам освещения (солнечная сторона и большие окна, без занавесок и жалюзи);

~1000+ кд/м2 – требуемый уровень яркости для корректного воспроизведения высококачественного HDR контента в форматах HDR10+/DolbyVision.

Коэффициент контрастности:

-20

Менее 100:1 – отнесите такой монитор на помойку или оставьте для комфортной работы с текстом и прочих задач, не требующих точной цветопередачи;

~300-500:1 – в условиях высокоточной настройки монитора, уровень при котором возможна полноценная работа с цветом без каких-либо ограничений (за исключением настоящего HDR);

~600-1000:1 – реальный коэффициент контрастности подавляющего большинства TN+Film и IPS-решений (в том числе полупрофессиональных и профессиональных, иногда за сотни тысяч рублей), предоставляющий все возможности для полноценной работы с цветом практически на любом уровне (исключением является HDR-грейдинг);

~2000-5000:1 – уровень, при котором можно рассчитывать на более глубокий чёрный цвет, но на визуальный контраст подавляющей части воспроизводимого на экране контента этот никак не повлияет (из-за того, что «нулевой чёрный» на нём просто может не использоваться);

~15000-1500000:1 – тот случай, когда у вас не возникнет претензий к глубине чёрного поля, как и к визуальному ряду на экране в условиях качественной настройки монитора.

ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ МОНИТОРА:

В этом подразделе речь пойдёт про основные заблуждения при выборе монитора, связанные с двумя изучаемыми в этом материале параметрами. Постараемся дать краткие комментарии на самые популярные запросы от пользователей и покупателей.

«МНЕ НУЖЕН САМЫЙ ЯРКИЙ МОНИТОР»

Вам нужен «самый яркий монитор» лишь в том случае, если такой монитор использует глянцевое/полуглянцевое покрытие матрицы, а использоваться он будет в очень светлом помещении с прямым доступом к естественному освещению (солнечная сторона, большие окна без штор и жалюзи). Для всех остальных условий использования (с адекватным уровнем внешней освещённости) такой монитор не требуется, ведь адекватным рабочим уровнем яркости являются значения в 80-120 кд/м2, которые может обеспечить фактически любой дисплей на рынке. Помните, что высокая яркость подсветки не меняет сигнал, поступающий с видеокарты, а поэтому никаких визуальных изменений быть просто не может. Излишне высокой яркостью вы лишь создадите высокую нагрузку на свои глаза и ничего кроме.

«МНЕ НУЖНА МОДЕЛЬ С САМОЙ ВЫСОКОЙ КОНТРАСТНОСТЬЮ!»

Реальная визуальная контрастность изображения зависит только от точности заводской настройки монитора, а точнее от выставленных в мониторе гамма-кривых. Дополнительно на визуальный контраст также влияет рабочее покрытие матрицы и уровень внешней освещённости в помещении, где находится монитор. По указанному же в характеристиках монитора коэффициенту контрастности можно лишь сделать предварительный вывод о возможной глубине чёрного поля и сравнить модели между собой – сделать вывод о разнице яркости чёрного в одинаковых условиях (это очень важно!).

Выбирать же монитор по указанному в ТХ коэффициенту контрастности и рассчитывать, что модель с коэффициентом 3000:1 априори продемонстрирует более контрастное изображение, чем модель с коэффициентом 1000:1 – самое большое ваше заблуждение. Почему? Об этом мы подробно поговорили в предыдущих разделах.

«ЧЕМ НИЖЕ МИНИМАЛЬНАЯ ЯРКОСТЬ, ТЕМ ЛУЧШЕ»

Низкая минимальная яркость может являться существенным преимуществом монитора, если предполагается его использование в помещении без внешних источников освещения либо с единственным и слабым. В целом же мы настоятельно рекомендуем, чтобы в рабочем помещении были какие-либо источники подсветки для более корректной зрительной адаптации к изображению на экране и снижения нагрузки на глаза.

Если же условия внешнего искусственного освещения в помещении стабильны во времени, уровень освещённости находится в диапазоне 30-200 люкс, то никаких особых требований к низкой яркости экрана быть не должно. Достаточно будет 75-80 кд/м2 для комфортной продолжительной работы. Это тот уровень, на который способен практически любой качественный монитор.

«У *VA КОНТРАСТНОСТЬ ВСЕГДА ВЫШЕ, ЧЕМ У IPS И TN+FILM»

Если вы привыкли оценить контрастность монитора исключительно по воспроизведению чёрного поля, а также изображениям, где присутствуют крупные участки с «нулевым чёрным» (RGB 0/0/0) на фоне куда-более ярких деталей, то да – практически любой *VA-дисплей окажется более контрастным, чем классический представитель лагеря IPS.

Если же говорить про более реальные условия оценки, то практически любой *VA из-за своих особенностей и подхода производителей к заводской настройке подобных моделей, окажется менее контрастным, чем любой IPS. В этом у нас нет никаких сомнений, поскольку за почти 10 лет работы мы успели поработать и оценить около тысячи различных моделей. В этом нет сомнений и у большинства наших покупателей и просто пользователей, которые решили посетить нашу демо-зону. Приходите и вы, чтобы убедиться в этом самостоятельно.

«ИДЕАЛЬНЫЙ КОНТРАСТ. OLED – НАШЕ ВСЁ!»

Мониторы и телевизоры, выполненные по технологии OLED (W-OLED, QD-OLED) действительно способны вызвать «ваууу-эффект» при воспроизведении качественного контента благодаря следующим факторам:

  • использование глянцевого покрытия у части представителей сегмента. Само по себе это уже насыщает картинку и делает её визуально более привлекательной, контрастной;
  • подобные решения часто настроены не совсем корректно: контрастность завышена, глубокие тени превращены в одну сплошную “чёрную кашу”. Выглядит такая картинка эффектно, но о точности цветопередачи речи здесь не идёт;
  • возможность полного выключения органических светодиодов для воспроизведения «нулевого чёрного», а также попиксельное управление яркостью в случае любого OLED – фактор, обеспечивающий беспрецедентное воспроизведение HDR контента и точное локальное управление яркостью.

Но вместе с тем, есть у OLED и свои ограничения и особенности, которые мешают сделать картинку идеально верной:

  • низкая стабильность цветопередачи – наличие различных неотключаемых функций типа APL/ABL, которые стараются снизить вероятность выгорания и уменьшить тепловыделение/энергопотребление, но вместе с тем постоянно регулируют яркость (глобально и локально) в зависимости от отображаемого контента на экране и, в частности, количества светлых участков;
  • отсутствие у части современных OLED мониторов верхнего поляризационного слоя, что приводит к резкому снижению визуального контраста (высветлению чёрного, появлению на нём паразитного фиолетово-розового оттенка) в светлых помещениях либо при появлении ярких источников внешнего освещения рядом – пока что от этого страдают только QD-OLED-варианты;
  • использование грубых матовых покрытий матрицы у W-OLED – для визуального контраста и комфортности работы это, однозначно, минус, но, почему-то, в компании LG посчитали иначе – причиной, вероятно всего, является низкая максимальная яркость таких панелей из-за чего требуются подобные ухищрения;
  • особая структура пикселей, которая ухудшает качество прорисовки шрифтов и создаёт дефекты/артефакты изображения – производители стараются решить эти проблемы с помощью все новых поколений OLED, а пользователи в надеждах пробуют исправить данные физические особенности с помощью различных методов программного сглаживания (работает так себе, снижается резкость изображения).

Другими словами – OLED могут быть очень разными и, уж точно, не такими идеальными, как их представляют многие потребители. Во многих случаях качественные LCD могут оказаться более разумным выбором, чем современные OLED. Тут есть над чем хорошенько задуматься.

«БУДУЩЕЕ ЗА MICRO-LED C ВЫСОКОЙ ЯРКОСТЬЮ И КОНТРАСТНОСТЬЮ»

О технологии Micro-LED, как аналоге и альтернативе OLED, мы слышим последние 3 года, а воз и ныне там. Технология остаётся крайне дорогой, а потому и применяется в крайне ограниченном количестве устройств, за которые просят баснословные деньги. К тому же, чисто технически, кроме меньшей вероятности выгорания светодиодов, других явных преимуществ на фоне OLED матриц последних поколений (и особенно будущих – которые выйдут в 2024-2025 годах) у Micro-LED нет вовсе. Так что потенциально лучше рассматривать современные OLED за куда-более адекватные деньги и жить здесь и сейчас. Если же вас продолжают пугать истории про выгорание, то можем отметить тот факт, что по результатам почти годового тестирования портала RTings, современные жидкокристаллические модели с продвинутыми вариантам Mini-LED-подсветки “выгорают” более выражено, чем последние поколения OLED. Есть, конечно, некоторые неприятные данные и по новым QD-OLED, но это тема для отдельной статьи.

ВЫВОДЫ

С выходом данного материала мы очень надеемся, что количество покупателей, выбирающих свой новый монитор по таким параметрам, как яркость и контрастность станет меньше. Следует переориентироваться на другие – более важные характеристики, которые помогут сделать выбор более верным.

Рассчитываем мы и на то, что количество пользователей, которые узнают о понятии зрительной адаптации увеличиться, а это значит, что станет меньше тех, кто через 5-10 секунд после снижения яркости до адекватного уровня, вдруг, резко, возвращают её к заводскому (как правило, максимальному) значению.

-21

Теплятся надежды и о том, что бесполезных игр с параметром «Контрастность/Контраст» в меню монитора тоже станет меньше, ведь никакой реальной пользы в вопросах точности цветопередачи от его регулировки нет.

Также мы отдаём себе отчёт в том, что соревноваться с «адской машиной современного маркетинга» - практически невозможно, а поэтому наш рассказ и данные советы в этом материале могут быть восприняты в штыки… Но что же – это право каждого читателя. Но если вы человек думающий, то поймите одну простую вещь – мы уже давно всё проверили за вас, подтвердили все теории на сотнях примеров мониторов и тысячах потребителей, а поэтому знаем о чём говорим!

Мы надеемся, что эта статья оказалась для вас полезной, а для «закрепления материала» и комфортного выбора подходящего для вас монитора, мы предлагаем вам посетить нашу демо-зону по адресу: г. Москва, Спартаковский переулок 2с1, подъезд 4, первый этаж, офис 3.

Специалисты компании 4K-Monitor подскажут наилучшие варианты под ваши запросы и возможности, а вам останется лишь сделать свой правильный выбор.