Этот Сезанн, о котором вы меня спрашиваете, есть жемчужина исключительного качества, и я уже отказался из-за него от трехсот франков; это одна из моих самых ценных вещей, и ... я бы отдал свою последнюю рубашку за эту картину
писал Поль Гоген (1848–1903), владевший «Натюрмортом с компотьером, фруктами и бокалом», своему другу художнику Шуффенекеру в июне 1888 года.
В письме жене в июне 1885 года он же писал:
«Я храню у себя двух Сезаннов; они редки в своем роде, потому что он так мало закончил своих работ, и когда-нибудь они будут очень дорого стоить»
Эта картина — одна из самых ранних из так называемого конструктивного периода, а также одна из самых законченных.
Живопись Поля Сезанна (1839–1906) претерпело значительные изменения со времен «Черных часов».
Предметы, особенно фрукты, имеют четкие контуры и моделируются только цветом; передняя и верхняя часть сундука и стена позади вместо того, чтобы встречаться под прямым углом, продолжаются друг в друга, вопреки правилам перспективы.
Компотьер искажен вдвойне: чаша его вытянута влево и приподнята сзади.
Но композиция настолько хорошо организована, убедительна и едина, что этот разрыв с правилами традиционной перспективы заметен только при внимательном рассмотрении.
Тщательное изучение сезанновских отражений на чаше и салфетке, а также отсутствие черных и коричневых оттенков в тенях показывают, чему он научился у импрессионистов.
Он не порвал с движением, он вышел за его пределы.
Используя предоставленную ему свободу, художник незаметно разработал совершенно новую систему изображений.
Энтузиазм Гогена по поводу картины легко понять.
Он купил её примерно в 1884 году, когда еще был несколько неуверен в себе, но в натюрмортах Сезанна он нашел успешное воплощение тех идей, начало которых стало проявляться в его собственном творчестве.
Сезанн, несомненно, был источником вдохновения для Гогена.
Эта картина появляется на заднем плане его портрета Мари Дерриен 1890 года.
А также именно её выбрал Морис Дени (1870–1943) для своей картины «Посвящение Сезанну».
Вместо того чтобы поместить бюст художника в центр композиции, как это сделал Анри Фантен-Латур (1836–1904) в его «Посвящении Делакруа», Дени поместил Сезанна на мольберт в окружении Одилона Редона (1840–1916), Эдуара Вюйара (1868–1940), коллекционера и критика Андре Меллерио, Амбруаза Воллар, Поля Серюзье (1864–1927), Поля Рансона (1864–1909), Альбера Русселя, Пьера Боннара (1867–1947), его самого и мадам Дени.