Найти в Дзене
Живописные истории

Поль Сезанн «Натюрморт с компотьером, фруктами и бокалом»

Этот Сезанн, о котором вы меня спрашиваете, есть жемчужина исключительного качества, и я уже отказался из-за него от трехсот франков; это одна из моих самых ценных вещей, и ... я бы отдал свою последнюю рубашку за эту картину

писал Поль Гоген (1848–1903), владевший «Натюрмортом с компотьером, фруктами и бокалом», своему другу художнику Шуффенекеру в июне 1888 года.

В письме жене в июне 1885 года он же писал:

«Я храню у себя двух Сезаннов; они редки в своем роде, потому что он так мало закончил своих работ, и когда-нибудь они будут очень дорого стоить»
Поль Сезанн «Натюрморт с компотьером, фруктами и бокалом», 1879/82 гг.
Поль Сезанн «Натюрморт с компотьером, фруктами и бокалом», 1879/82 гг.

Эта картина — одна из самых ранних из так называемого конструктивного периода, а также одна из самых законченных.

Живопись Поля Сезанна (1839–1906) претерпело значительные изменения со времен «Черных часов».

Предметы, особенно фрукты, имеют четкие контуры и моделируются только цветом; передняя и верхняя часть сундука и стена позади вместо того, чтобы встречаться под прямым углом, продолжаются друг в друга, вопреки правилам перспективы.

Компотьер искажен вдвойне: чаша его вытянута влево и приподнята сзади.

Но композиция настолько хорошо организована, убедительна и едина, что этот разрыв с правилами традиционной перспективы заметен только при внимательном рассмотрении.

Тщательное изучение сезанновских отражений на чаше и салфетке, а также отсутствие черных и коричневых оттенков в тенях показывают, чему он научился у импрессионистов.

Он не порвал с движением, он вышел за его пределы.

Используя предоставленную ему свободу, художник незаметно разработал совершенно новую систему изображений.

Энтузиазм Гогена по поводу картины легко понять.

Он купил её примерно в 1884 году, когда еще был несколько неуверен в себе, но в натюрмортах Сезанна он нашел успешное воплощение тех идей, начало которых стало проявляться в его собственном творчестве.

Сезанн, несомненно, был источником вдохновения для Гогена.

Эта картина появляется на заднем плане его портрета Мари Дерриен 1890 года.

Поль Гоген. Портрет Мари Дерриен
Поль Гоген. Портрет Мари Дерриен

А также именно её выбрал Морис Дени (1870–1943) для своей картины «Посвящение Сезанну».

Морис Дени «Посвящение Сезанну», 1900 г
Морис Дени «Посвящение Сезанну», 1900 г

Вместо того чтобы поместить бюст художника в центр композиции, как это сделал Анри Фантен-Латур (1836–1904) в его «Посвящении Делакруа», Дени поместил Сезанна на мольберт в окружении Одилона Редона (1840–1916), Эдуара Вюйара (1868–1940), коллекционера и критика Андре Меллерио, Амбруаза Воллар, Поля Серюзье (1864–1927), Поля Рансона (1864–1909), Альбера Русселя, Пьера Боннара (1867–1947), его самого и мадам Дени.

Анри Фантен-Латур «Посвящении Делакруа»
Анри Фантен-Латур «Посвящении Делакруа»