Большинство импрессионистов пренебрегали натюрмортами в своей живописи, но для Поля Сезанна (1839–1906) этот жанр занимает важное место в его творчестве.
Натюрморты, предшествующие его импрессионистскому периоду, написаны в том же тяжелом импасто, подчеркивающем контраст, что и другие работы шестидесятых, но отличаются подчеркнуто статичным характером.
Состав и обращение с краской указывают на то, что Сезанн был знаком с Эдуардом Мане (1832–1883), а также Франсуа Бонвеном (1817–1887) и Антуаном Воллоном (1833–1900).
«Чёрные часы» имеют мощную и точную структуру, подчеркиваемую вертикальными и горизонтальными линиями.
Как и в большинстве натюрмортов Сезанна, предметы легко узнаваемы, но их подбор очень необычен, если не сказать своеобразен.
Это единственный пример часов, хотя и без стрелок, в творчестве Сезанна (те же часы появляются, едва различимые, в «Алексис, читающий Золя»).
Невозможно отрицать символическую ценность часов, особенно с учетом того, что в тот же период он ввел черепа в другие свои композиции (которые снова появляются в его творчестве лишь в нескольких работах, написанных незадолго до смерти художника).
Это своего рода современный vanitas.
Картина, вероятно, была написана в доме Эмиля Золя, поскольку часы и маленькая ваза над ними фигурируют в уже упомянутой «Алексис, читающий Золя», которая обычно датируется 1869–1871 годами.
Сезанн подарил «Черные часы» Золя, своему другу детства, которого он регулярно видел в Париже в 1868-70 годах.
Художник всегда считал эту картину важной, и в 1878 году именно её (хотя она уже имела мало общего с его новым стилем) Сезанн решил представить на очередной выставке импрессионистов, которая правда так и не состоялась.