Корпоративное онлайн-образование ― тренд на рынке внутреннего обучения. Компании запускают собственные образовательные программы, однако у узкопрофильных курсов есть своя специфика. О том, как создать курс, который окупит все вложенные средства и поможет улучшить бизнес-метрики, рассказали Дарья Спиридонова, руководитель Центра корпоративных изменений и Дмитрий Сивов, директор департамента Трейдинга «Лиги Ставок».
Компании признали необходимость вкладываться в развитие человеческого капитала, особенно на фоне нестабильности: мировой рынок корпоративных образовательных услуг сегодня составляет $1,9 трлн и продолжает расти. В условиях быстрого развития технологий, обычного университетского образования недостаточно: сотруднику важно постоянно повышать квалификацию.
В целом корпоративное образование можно разделить на три категории: это курсы для развития hard- и soft-skills, а также узкопрофильные курсы для развития специфических отраслевых навыков.
Например, отрасль малогабаритной подъемной техники (Компания ARLIFT) проводит обучение своих сотрудников по управлению, диагностике неисправностей уникальной малогабаритной техники (мини-кранов, вакуумных захватов и стеклороботов), а в МГТУ им. Баумана с этого года начали готовить специалистов для нефтегазопереработки на предприятиях «Сибур». В некоторых престижных российских вузах уже существуют узкопрофильные кафедры при поддержке ведущих игроков рынка: в МФТИ ― кафедра анализа данных «Яндекса»; в МИФИ ― технологий замкнутого ядерного топливного цикла госкорпорации «Росатом», а в НИУ ВШЭ ― кафедра аудита и консалтинга PwC.
Процесс обучения строится по модели «70:20:10»: 70% времени сотрудник учится в процессе выполнения рабочих задач, нарабатывает опыт, совершает и исправляет ошибки, занимается саморефлексией; 20% занимает социальное обучение через коммуникацию с коллегами и руководителями и лишь 10% временного ресурса тратится на традиционное обучение: лекции, курсы, чтение книг и статей, посещение семинаров, митапов и вебинаров и прохождение сертификации. Именно с последними 10% связана разработка образовательных внутрикорпоративных курсов для узкопрофильных специалистов.
Мы запустили курс для аналитиков в отделе трейдинга в июле 2022 года, на первом потоке его прослушали 147 человек. За весь период обучения курс прошли до конца более 60% сотрудников, по результатам опроса 82% слушателей порекомендуют курс коллегам.
Обучение также повлияло на бизнес-показатели: выполнение KPI от плана у этой категории сотрудников выросла на 15%. Конечно, улучшение метрик зависит не только от обучения, но и компетенций руководителя, от профессиональных компетенций сотрудников, которые обучаются и готовы делать компанию лучше. Обучение ― не волшебная таблетка, но один из инструментов для роста.
Как же запустить успешный курс? Рассказываем на примере нашей программы для трейдеров.
Первый шаг. Формулирование потребности
Бизнес букмекерских компаний в первую очередь зависит от качества обработки информации. Для того, чтобы обеспечить клиенту возможность сделать ставку, компания анализирует крупный кластер факторов, которые могут повлиять на итог игры, и выводит коэффициенты на игру. При этом параметры включают в себя самые разные показатели: от вида спорта до репутации игроков в команде. Привычной практикой в бизнесе является покупка данных у поставщиков, специализирующихся на конкретных видах спорта, однако после февральских событий российским компаниям работать с иностранными поставщиками стало сложнее российскими компаниями.Создание курса предполагает наличие определенного бюджета и достойной команды: это методолог, эксперт, продакшн, менеджер по обучению. Не стоит экономить на визуале: контент должен быть качественным. Для того, чтобы обосновать затраты, важно заранее понимать, какие задачи будет решать новая программа. Образовательный курс для сотрудников с узкой специализацией важен для компании в нескольких случаях:на рынке не хватает кандидатов с необходимой подготовкой;
в компании уже сформировалась экспертиза и нужно упаковать ее в готовый курс;
компания планирует вырастить новую функцию, которую раньше закрывали партнеры внутри компании.
Для того, чтобы сделать аналитику и получение коэффициентов более устойчивыми, мы решили создать внутреннюю команду трейдеров, которая, ориентируясь на свои представления, понятия и регламенты формировала коэффициенты под события.
Второй шаг. Определение ЦА
Чтобы определить контент и подачу курса, важно еще на этапе планирования понять, на какую целевую аудиторию ориентирован курс. Образовательная программа для новичков потребует доступного языка, а курс для профессионалов может содержать сложные темы и термины, и предполагает погружение в специфическую тему.
Здесь важно ответить на вопросы:
- Для кого в первую очередь этот курс?
- Каких знаний не хватает аудитории?
- Какой язык понятен этой части ЦА?
Мы, в свою очередь, ориентировались как на новичков, хорошо разбирающихся в спорте, но не обладающих глубинным пониманием математических процессов, лежащих в основе продукта, так и на опытных сотрудников, у которых появилась возможность получить дополнительные знания и освежить имеющиеся. Все темы подаются в доступном формате ― для того, чтобы изучить базу теории вероятностей или логики, не нужны дополнительные знания, поэтому им также могут пользоваться и разработчики для того, чтобы лучше понимать, как работает продукт.
Третий шаг. Анализ существующего предложения на рынке образования
Посмотрите, как устроены курсы, которые уже есть на рынке по схожей с вашей тематике. Как они выстроены? Что уже есть? Есть ли фундаментальные, общие курсы?
Если на рынке уже есть подходящие предложения, то компании не потребуются дополнительные вложения на создание собственной учебной программы: достаточно будет серии вебинаров, затрагивающих специфические программы. В то же время, если такого продукта сейчас нет на рынке, это может стать весомым аргументом в пользу создания курса.
В том, что касается букмекерского бизнеса, то на рынке нет программ, которые обучают трейдеров основам математического анализа: фундаментальные университетские курсы уходят в сторону теории, а курсы по основам букмекерского бизнеса на популярной образовательной платформе носил слишком общий характер. Поэтому необходимо было создать собственную программу, которая помогает прокачивать профессиональные навыки для сотрудников.
Четвертый шаг. Поиск эксперта
В каждой компании, которая давно работает на рынке, формируется своя база знаний, которая требует упорядочивания. Создание образовательной программы зачастую требует структурирования того, что уже есть, общего знания, которое доступно профессионалам высокого уровня в компании.
Поэтому важно найти эксперта, который подготовит теоретическую базу и адаптирует ее для актуальных кейсов компании. При этом необходимо, чтобы создатель курса не только владел достаточным объемом знаний, но и был достаточно известен в сообществе, был признанным лидером и мог мотивировать слушателей.
Для разработки курса для трейдеров мы пригласили Владимира Полозова, старшего аналитика отдела лайв и доматч компании и признанного эксперта в сфере трейдинга с опытом более 10 лет. Он сотрудничал с rub90, Unionbet, ФК «Зенит» и 888.ru. Последние 6 лет, помимо трейдинга занимается созданием математических моделей спортивных событий и обучением сотрудников.
Пятый шаг. Разработка методология и визуал
Экспертиза ― это важно, но также необходимо понять, как именно упаковать информацию для того, чтобы она была понятна, разбить курс на отдельные темы, а также продумать систему проверки знаний.
Самый простой способ ― тестовые задания. Исследования доказывают, что примерно 73% студентов онлайн-программ используют внешние источники для того, чтобы сдать тест. Цель корпоративного образования ― дать сотрудникам возможность овладеть новым навыком. Вместе с тем список вопросов с ответами не помогает людям встроить новое знание в свою жизнь.
Решением может стать оценка через решение кейсов с последующим разбором от преподавателя. Таким образом мы мотивируем слушателей применять знания на практике и помогаем выстраивать взаимосвязи между образовательной программой и реальной профессиональной жизнью. Кроме того, через самостоятельный поиск решения слушатели глубже воспринимают информацию, что позволяет удержать компании экспертизу внутри.
Также для полного погружения и лучшего восприятия важен качественный визуал: программа построена в виде траектории обучения, материалы в ней представлены в видео- и текстовом форматах. Окончанием обучения является сдача итогового тестирования, направленного на отработку кейсов.
Шестой шаг. Мотивация
Мотивация ― одна из крупнейших проблем онлайн-образования. В среднем около 15% студентов проходят курсы до конца. EdTech гиганты полностью пересматривают систему вовлечения, внедряя элементы геймификации и социального обучения. Что может сделать компания для того, чтобы ее курсы были востребованы?
- Выделить время для того, чтобы сотрудник мог учиться на работе.
- Использовать феномен социального обучения: формировать коммьюнити обучающихся в чате, чтобы им было проще обсуждать возникающие вопросы друг с другом.
- Обеспечить организационную помощь: во время обучения у слушателей могут возникнуть сложности ― технические или даже психологические ― важно, чтобы им было, к кому с этим прийти.
- Поддержать на уровне руководства: руководителю важно «продать» курс сотрудникам и подчеркнуть его ценность для компании ― ссылаться на информацию на планерках, учитывать новые данные в работе.
Седьмой шаг. Тестовый запуск и доработка
Мы сделали курс в онлайн-формате из 22 занятий с домашними заданиями и итоговым тестом из 20 вопросов. В основе ― математической теории: предусматривает объяснение формул теории вероятности и правил логики. Также был предусмотрено общение с аудиторией: поскольку материал достаточно плотный, был организован чат для общения с преподавателем, где слушатели могут задать любые интересующие вопросы.
Программа является обязательной для прохождения новыми сотрудниками. Слушатели активно делятся обратной связью: у студентов есть возможность добавить актуальные для них блоки и мы берем эти темы на доработку. Кроме того, есть возможность назначить встречу с куратором и обсудить лично интересующие вопросы.