Найти тему
Вячеслав Малежик

ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ: аранжировкам Дьяконова позавидовал бы сам Маккартни

Очередной день рождения… И я, практически не контролируя процесс, начинаю подводить итоги своей жизни. Причём итоги не только последнего прожитого года, но вообще итоги всех лет, которые были прожиты мной «в искусстве». Пишу чуть пафосно, но вот такие образы рождались в моем, наверное, воспалённом сознании. Все это происходило в постели перед моим отходом ко сну. Не избавившись от этих навязчивых мыслей, я вылез из-под одеяла, надел наушники, и решил полистать песни, написанные и записанные мной в разные годы. Cразу попался альбом «Ночь, ты и я». И я уплыл в далекие девяностые, когда мы работали и дружили с Валей Дьяконовым - несравненным музыкантом, очень теплым парнем и удивительно талантливым аранжировщиком.

Валентин Дьяконов
Валентин Дьяконов

А он был «мозгастый» и рукастый персонаж, который неординарно мыслил и творил в музыке (об этом Вы все знаете). Валя очень своеобразно размышлял о кино, литературе, политике и, к примеру, о летающих тарелках... Он за время работы в «Самоцветах» и «Пламени» заявил о себе как о «Самоделкине», у которого божественно звучала гитара. И, завоевав все обозримые вершины в гитаризмах, Валя решил, невзирая на ироничные взгляды коллег, собрать у себя дома профессиональную студию, с которой могла бы посоперничать разве битловая «Abbey Road». И у него получилось. Он собрал многоканальный пульт и магнитофон, разместил это в одной из комнат своей с Наташей квартире на Кантемировской. Сделал несколько пробных записей, наиграв и напев свои и битловские песни. У него все звучало!

Валентин Дьяконов, Ирина Шачнева, Вячеслав Малежик, Виктор Аникиенко
Валентин Дьяконов, Ирина Шачнева, Вячеслав Малежик, Виктор Аникиенко

А в то время мы с Валей выходили вместе на сцену в моем с группой «Саквояж» концерте. Я в те годы был плодовит (может быть даже излишне плодовит) как автор и у меня набралось порядка десяти песен, которые мне, ну, очень хотелось записать. Не помню, я ли убедил Валю записать эти мои песни в его студии или он хотел провести ходовые испытания своего пульта и магнитофона, но в один из дней я спел под гитару несколько песен, Валентин их записал и обещал сделать для них аранжемент, чтобы потом записать. Я в волнении ждал, что у него получится. Волновался ли Валентин? Думаю да, потому что в его оркестровке я почувствовал его волнение и подъем. По дороге к его дому я представлял варианты его оформления, но он мыслил совсем не так, как я.

Я был поражён его прочтением моей песни и во мне родилась совсем другая энергия, которой не было во время моего композиторствования. Песня «Жизнь Ва-банк» из цыганочки превратилось в многослойное драматическое полотно.

Практически бардовская «Любить по памяти» перековалась практически в монолог из какого-то большого спектакля о жизни. И вот сейчас, снова слушая эти, в общем-то свои старые композиции, я помолодел на тридцать лет и, практически с гордостью, размышлял о полёте, который мы совершали с Валентином, мастеря эти песни. Порой у меня даже возникал вопрос: «Неужели это мы?»

Песню «Попугай», написанную на слова А. Смогула по предложению Валентина мы решили сделать в развёрнутой стилистике маккартневского альбома «Band on the run». И аранжировка просто заставила меня спеть по рок-н-ролльному, как я представлял, философский зонг на стихи моего любимого соавтора.

— Вот это да! - удивленно прокомментировал Александр Владимирович, когда я ему показал готовую песню.

А из «Емели» я хотел сделать ещё один клон «200 лет» и «Гадания», но покрутив так и этак эту музыкальную веселую историю, придуманную Юрием Ремесником, мы под художественным руководством Валентина Михайловича смастерили этакую дискотечную штучку.

И конечно «Наше кафе», песня, которую до этого я записал с Петром Подгородецкий и Сергеем Кудишиным.

Так вот, в неё Валя сумел вложить всю свою любовь к битлам и опыт самоцветовской работы. Она получилась; мы спели ее на одном из юбилеев «Ариэля». А после нашего выступления Валерий Ярушин - лидер челябинцев, очень комплиментарно отозвался о нашем с Валей умении.

А каким же классным получился альбом «Любимые песни нашей компании», который мы с Валентином записали в 1995 году...

Жаль, что страна, наша страна, которая в эти годы «перестраивалась», а попросту ломалась, перемолола нас. Мы, спасаясь от инфляции и необходимости кормить свои семьи, не удержались рядом. Замечательный музыкант Валентин Дьяконов работал и зарабатывал в своих далях, я торил свой творческий путь. Жаль. Но все равно, подходя к своему 77-му дню рождения, я с удовольствием и гордостью вспоминаю дни, когда мы с Валей придумывали и пели неплохие песни!

Спасибо, Дружище! Без тебя эта жизнь была бы пресной!