Еще с древних времен, много чего написано на тему радиоэстезии (биолокации). Много кто брался за объяснение сути радиоэстезии (биолокации). Ученые констатируют, что биолокация существует, её применяют уфологи, геологи, археологи, врачи и психологи - однако по существу биолокация объявлена околонаучным проявлением психики, основанным на особенностях психологического восприятии окружающего мира......
Основным козырем сторонников около научности биолокации является серия "слепых" экспериментов по определению вида веществ оператором биолокации в закрытых боксах с помощью рамки . Статистический анализ результатов работы операторов биолокации показал, что этот метод не позволяет определять вид вещества с помощью рамки и мысленных вопросов....Отсюда и делается глобальный вывод около научности....
Известно, что человеческий организм является открытой саморегулируемой системой, целостность структуры которой поддерживается исключительно за счет преобразования материи, энергии и информации...
Попробуем взглянуть с этой точки зрения на биолокацию. Априори будем утверждать, что биолокация существует, независимо от того- явление это или психологический эффект. Для начала рассмотрим роль человеческого мозга в биолокационном эффекте.
В публикации "Парапсихология и психофизика. - 1993. - №1. - С.51-56. Физиологические механизмы биолокации
В.С.Логвинов" - Показана ведущая роль мозжечка в проявлении биолокационных реакций. Предложены физиологические механизмы, приводящие в движение индикатор (рамку) оператора биолокации. описаны основные этапы обучения оператора биолокации с точки зрения физиолога. Отмечается важность надпочечников для реализации биолокационных эффектов. У больных с удаленными надпочечниками биолокационные реакции отсутствовали. В исследованиях Гарвалика установлена локализация магниторецепторов в эпифизе и приводятся факты чрезвычайно высокой чувствительности лозоходцев к искусственно создаваемым магнитным полям - до 10-14Тл.[4]
Поскольку деятельность сенсорных систем связана с ориентацией в пространстве [4], то можно предположить, что в результате конвергенции мультисенсорной афферентации в какую-то область мозга или в ряд областей поступают сигналы, служащие для формирования пространственной картины комплекса физических полей объектов, окружающих человека. Так как данная картина не осознается, она должна быть представлена, скорее всего, в филогенетически более древних структурах головного мозга.
Наиболее крупным и напоминающим по своему строению кору больших полушарий центром заднего мозга является мозжечок, функции которого пока еще недостаточно исследованы.
Кора мозжечка, подобно коре больших полушарий, воспринимает почти все виды афферентных раздражений и, в свою очередь, оказывает влияние на многие отделы центральной нервной системы. При описании функций мозжечка прежде всего говорят о его регулирующей и координирующей роли в организации и управлении движениями [8].
Особую роль играет мозжечок в поддержании тонуса мышц и его перераспределении, участвует в координации движений, сохранении позы и равновесии тела. Считается, что мозжечок входит в комплексную систему организации и контроля движений, благодаря которой наши сложные мышечные движения выполняются подсознательно и в совершенстве [8].
Вместе с тем, имеются данные о достаточно мощном и специализированном регуляторном влиянии мозжечка на деятельность вегетативных систем, в частности сердечно-сосудистой и дыхательной. Мозжечок активно взаимодействует с гипоталамусом, лимбической системой, а также с ядрами стволовой ретикулярной формации [9]. Особо следует отметить наличие функциональных связей между сенсорными, слуховыми и зрительными проекционными полями мозжечка и корковыми специфическими зонами соответствующих анализаторов. Установлено влияние мозжечка на чувствительную сферу - температурной, кожной, зрительной, проприоцептивной чувствительности [10]. Представляет интерес и тот факт, что необычайно сильное развитие мозжечка наблюдается у электрических рыб. Гипотеза о связи злектрорецепторов с сильной гипертрофией мозжечка кажется весьма правдоподобной [11].
Дополнительным аргументом относительно роли мозжечка в проявлении биолокационных реакций является наличие синергий, регулярных содружественных локомоторных движений и движений индикатора, которые ярко проявляются у отдельных операторов. В результате работы этих операторов на местности при ее сканирующем обследовании выявляется сетчатая структура биолокационных аномалий - "сетка Карри" [3]. Основная причина периодичности реакций оператора, по-видимому, физиологическая и связана с регулярностью локомоторных движений. Восприятие влияния градиентов геофизических полей вносит коррекцию в ритм синергий, а следовательно, и биолокационных реакций.
При рассмотрении деятельности операторов биолокации с позиций уровней построения движений по Бернштейну [13] оказывается, что биолокационные реакции управляются на рубро-спинальном уровне (A), как относящиеся к непроизвольным движениям. Вместе с тем, и уровень синергий (B) также явно участвует в формировании биолокационных реакций. Мозжечок является центром, модулирующим управляющие программы на уровнях построения движений A и B. Вполне возможно, что выявятся два различных физиологических механизма, приводящих в движение индикатор. Это изменение мышечного тонуса рук (уровень A) и изменения в системе поддержания равновесия тела при ходьбе (уровни B и C).
Вышеизложенная физиологическая концепция биолокации относится главным образом к деятельности оператора с вполне сформированными навыками работы. В процессе обучения можно выделить четыре стадии. Вначале оператор овладевает способом удержания индикатора в руках, и проводится тренировка произвольного идеомоторного способа вызывать движение индикатора. Второй этап обучения проходит в процессе выработки устойчивой связи между осознаваемым стимулом (явно видимой аномалией в окружающей среде) и произвольной двигательной реакцией. На третьей стадии добиваются автоматизма, непроизвольности движений индикатора при приближении к аномалии. Только на четвертой стадии обучения может быть выработана устойчивая непроизвольная двигательная реакция в ответ на неосознаваемый стимул, скрытую аномалию в окружающей среде. Только это, собственно, и является умением проводить биолокацию. На первых трех стадиях обучения действуют иные нейрофизиологические механизмы организации биолокационного двигательного акта, нежели на заключительной стадии.
Таким образом, суть биолокации заключается в интеграции неспецифических для органов чувств сигналов внешней среды и организации своеобразного моторного акта, который является психомоторным лишь постольку, поскольку данный человек имеет навыки работы оператора биолокации.
Литература
1. Tromp S.W. Possible phisiological causes of dowsing. - Int. J. Parapsychol., 1968, Vol.10, N4, P.363-391.
2. Rocard J. Le signal du soursier. Paris: Dunod, 1962.
3. Валдманис Я.Я., Долацис Я.А., Калнинь Т.К. Лозоходство - вековая загадка. Рига, 1979.
4. Константинов А.И., Соколов В.А., Быков К.А. Основы сравнительной физиологии сенсорных систем.-Л.:1980.
5. Электромагнитные поля в биосфере.-М.:1984,Т.1,2.
6. Биогенный магнетит и магниторецепция/Под ред. Киршвинка Дж., Джонса Д., Мак-Фаддена Б.-М.:1989.
7. Harvalik Z.W. Locating the dowsing sensor-processor in the Brain./ The American Dowser, 1976, 16, P.106-108.
8. Частная физиология нервной системы: Руководство по физиологии.-Л.:1983.
9. Физиология вегетативной нервной системы: Руководство по физиологии.-Л.:1981.
10. Клиническая нейрофизиология: Руководство по физиологии.-Л.:1972.
11. Эволюционная физиология. Ч.II: Руководство по физиологии.-Л.:1983.
12. Сентогатаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы.-М.:1976.
13. Бернштейн Н.А. О построении движений.-М.:1947.
Продолжение .... <https://dzen.ru/a/ZcuTXYsDo1x6DFWD>