В праве Древней Руси, зафиксированном в Русской Правде, сохранились любопытные пережитки родоплеменного строя, такие как минорат (преимущество в наследовании у младшего из сыновей), повлиявшие на формирование русского наследственного права.
В первобытнообщинном строе института наследования в современном понимании попросту не было, потому что наследовать было особо нечего. Украшения были слишком личными, принадлежащими владельцу и зачастую не могущими быть от него отторгнутыми, в том числе и после смерти. Орудия труда - охоты и рыбной ловли, могли быть изготовлены любым членом первобытной общины, и в принципе, должны были быть изготовлены непосредственно самим владельцем. В коллективном владении и пользовании рода находились очаг и жилище.
Наследование в более-менее близком к современному виде начало появляться при развитии родоплеменных отношений и появлении нового хозяйственного уклада – подсечно-огневого земледелия. При котором, поле для посева (лядо) расчищалось вырубкой и сжиганием леса, после чего сев производился прямо в золу, между оставшимися пнями и корнями.
Земледелец подбирал, на основе своего опыта, примет и не в маловажной степени суеверий, подходящий участок в лесу, отвечающий необходимым требованиям: порода и возраст деревьев, рельефа местности, освещение солнцем. Далее снизу у деревьев подсекалась кора, и в таком виде участок оставлялся на сушку. За 5-10 лет деревья высыхали и валились ветром. С широким распространением железных инструментов земледелец мог уже не дожидаться ветровала. Срубленные деревья высыхали быстрее, чем подсеченные, — за 2-3 года. Лучшие деревья отбирались для хозяйственных нужд, оставшиеся равномерно распределялись, и участок выжигался.
После сжигания леса лядо использовали под посевы до 3 лет на песчаных почвах и до 8 лет на суглинках. Затем лядо запускалось и вновь зарастало лесом, чтобы через 25-40 лет использоваться повторно для организации новой подсеки.
Посев на свежем пожоге давал урожай зерновых сам-30 (то есть в 30 раз больше, чем посеял), а то и сам-50. На пахотном же поле в средневековье отличным урожаем считался сам-9, хорошим сам-6, а обычным — сам-4.
Хозяйство велось силами родовой общины, как правило, имевшей не одно лядо в лесу, а несколько на разных стадиях обработки. Община жила вся вместе в одном постоянном поселении только зимой, на весну-лето-осень переселяясь во временные жилища поближе к обрабатываемым участкам. Но и без того подсечно-огневое земледелие способствовало регулярному переносу поселений, в поисках подходящего леса, каждые 15-20 лет.
Вот в таких-то условиях и складывался архаичный минорат. В силу естественного хода вещей старшие дети вырастали, становились более самостоятельными и один за другим обзаводились собственными домами и семьями, разумеется, не выходя из общины. Тогда как младший ребёнок просто оставался с родителями. По смерти отца он продолжал жить в том же доме, в котором жил и прежде, когда у старших братьев уже были свои дома. При этом младший сын исполнял необходимые поминальные обряды, содержал мать и незамужних сестер, которых ещё и должен был выдать замуж. Этот стихийно сложившийся порядок был широко распространен и закрепился в обычаях.
Это первоначально никого не смущало, так как обрабатываемая земля была и оставалась коллективной родовой собственностью. Потому и принцип старшинства в наследовании не был обязательным. Тогда как в самой общине он соблюдался, и непосредственное её руководство осуществлялось наиболее опытными и старейшими членами.
Так как главное условие для подсечно-огневого земледелия – обилие свободной земли, не всегда было выполнимо, то наряду с подсечно-огневым земледелием развивалось и подсечно-переложное земледелие. При котором, участок земли использовался, пока он сохранял плодородие. После истощения почвы земледелец переходил на новое место, оставляя прежний участок на 8-15 лет без обработки для восстановления плодородия почвы естественным путём за счёт роста природной растительности (перелог). После истощения и другого участка, земледелец возвращался на «передохнувший», и расчищал его выжиганием выросшей растительности. В дальнейшем периоды перелога и возделывания земли сократились до двуполья, при котором обрабатывалась только половина участка, а другая половина находилась под паром, с ежегодным их чередованием. Переход к пахотному земледелию привязывал земледельца к полю, на котором нужно было регулярно производить какие-либо работы с ранней весны до поздней осени. Что приводило к новым имущественным и наследственным отношениям.
При подсечном земледелии периодичный перенос поселения порождал необходимость основывать новое поселение, перевозить имущество, проводить ранние стадии расчистки лесного участка, а так же параллельно с этим давал возможность заниматься охотой, рыболовством, бортничеством, а то и торговлей. Что позволяло старшим сыновьям быстрее и легче встать на ноги, выделяется в собственный дом, в то время как младший сын был либо слишком мал, либо помогал по хозяйству в отчем доме.
Но с переходом к оседлому земледелию старшие сыновья оставались в родном селении. В нём они строили свои дома и обзаводились семьями. Пока семейное поле обрабатывалось сообща, это не было проблемой. Однако после смерти отца они становились главами собственных семей. Для содержания, которых требовался источник дохода – пахотное поле и инструменты. Которые теперь становится необходимыми для ведений сельхоз работ. Если при подсечно-огневой системе земледельцу было достаточно топора с бороной-суковаткой (вершиной ели с сучками). То при переложном земледелии земледельцу уже требовалась хотя бы соха для пахоты, и тягловый скот, который было необходимо содержать зимой.
Возникающие наследственные разногласия регулировались до поры, до времени сложившимися обычаями, положения которых закрепились в Русской Правде и стали отличительными чертами русского наследственного права.
Самая главная такая отличительная черта русского права – к наследованию допускаются все сыновья. Принцип первородства в порядке частного наследования совершенно не прижился. Каждый сын получал равную долю от наследуемого имущества. Делимого по взаимному соглашению братьев или по решению князя, который посылает своего детского делить детей, в случае возникновения судебной тяжбы.
По древнейшему русскому праву, супруги не наследуют друг другу, и до ХХ века самого понятия «совместно нажитого имущества» не существовало, но и тот и другой супруг пользуются пожизненно или всем имуществом семьи, или вдова выделенной частью этого имущества. Если конечно она вновь не выйдет замуж и не уйдёт со своим личным имуществом в другую семью, оставив унаследованное детям первого мужа.
В Русской Правде, перечисляется наследование лишь дома или двора, товаров, холопов, скота. О наследовании земли в Русской Правде вообще не упоминается, очевидно, в силу того, что земля находилась в родовой собственности.
Родоплеменные первобытные основания наследственного права проявляются в наследовании только родными сыновьями умершего; дочери умершего к наследованию не призывались, получая от своих братьев лишь приданое. Так как род продолжают сыновья, дочь же выйдя замуж, уходит в другую семью. Если не было законных наследников, то наследство переходило к представителю общественной власти.
И хотя порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, всё отличие состояло в том, что имущество боярина, в случае отсутствия сыновей, переходило не к князю, а к дочерям боярина. А вот имущество смерда, по общему порядку, в случае отсутствия сыновей, становится выморочным и поступало в распоряжение князя, который при этом обязан был снабдить дочерей умершего приданым.
Наследование могло осуществляться по закону (обычаю) или по завещанию (ряду). Но по внутренней сущности того и другого между ними нет существенной разницы. «Ряд» это завещательное распоряжение для распределения имущества между готовыми (законными) наследниками. «Ряд» заключается в словесной форме с общего согласия членов семьи.
Но воспоминания о старых добрых временах, когда старшие сыновья основывали свои независимые хозяйства и младший сын оставался в доме отца, приводило к преимущественному праву младшего сына на отчий дом при разделе, который входил в состав следующей младшему доли.