В самом сердце Санкт-Петербурга на Невском проспекте расположена базилика Святой Екатерины Александрийской - один из старейших католических храмов в России, удостоенный особого титула малой базилики. Этот титул присваивается в католичестве особым церквям Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств, либо лично Папой Римским.
Католическая община в Петербурге была основана практически одновременно с самим городом. Первоначально это был скромный деревянный храм, располагавшийся на Аптекарской улице. Петр I активно приглашал иностранных специалистов на работу в Петербург. Число иноверцев в российской столице неуклонно возрастало, и со временем встал вопрос о расширении церкви.
24 июня 1737 года деревянный храм сгорел во время пожара. Кабинет министров принял решение предоставить католической общине участок на Большой Першпективной дороге (будущем Невском проспекте) для строительства нового каменного храма. Указ о начале строительства был подписан Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года.
Руководить строительством этого важного объекта было поручено талантливому архитектору Пьетро Антонио Трезини. Однако со временем строительство затянулось на несколько десятилетий, а после конфликта с новыми властями автор проекта и вовсе оставил его и уехал в Италию, успев возвести всего два симметричных дома. При Петре III строительные работы были приостановлены. Все это время община собиралась во временном помещении, терпеливо ожидая открытия своего нового храма.
Строительство современного храма началось 9 июня 1763 года под руководством французского архитектора Жан-Батист Валлен-Деламота. 16 июля этого же года прошла официальная церемония начала строительства, во время которой чертежи были утверждены Екатериной II. От имени императрицы первый камень заложил церемониймейстер двора граф Франс Санти, со стороны Церкви - отец Иероним Пауло. Это событие было отмечено выпуском специальной памятной медали.
Первый проект Трезини был выполнен в стиле барокко, уже устаревшем к тому времени. В связи со сменой моды на архитектурные стили, проект Жан-Батиста Валлена-Деламота реализован в классическом стиле. Композиция, которую он задумал, напоминала триумфальную арку со скульптурными группами наверху и двумя башнями.
Но и в этот раз здание не было достроено до конца. Екатерина II получала жалобы, в которых утверждалось, что денежные средства, выделенные на строительство церкви, используются настоятелем для личных целей, а строительство ведется с нарушениями.
Факт нарушения строительных норм действительно подтвердился - однажды в здании обрушились строительные леса. Из-за этого строительство было приостановлено.
В результате проведенных расследований в 1779 году н строительство продолжилось под руководством итальянского архитектора Антонио Ринальди. Он внес свои коррективы в проект, изменил внешний вид церкви и внешний вид ранее построенных жилых корпусов. Отказавшись от башен и сложных скульптурных групп, он сделал рисунок фасада более строгим.
Однако и Ринальди не смог завершить начатое из-за полученной травмы. В 1783 году он покинул Россию, и строительство храма было завершено И. Минчаки (Минчиани)
7 октября (по старому стилю) 1783 года Апостольский делегат Святого престола Джованни Андреа Аркетти провел торжественную церемонию освящения нового храма, получившего имя святой Екатерины Александрийской – мученицы времен диоклетиановых гонений и покровительницы Екатерины Второй. Изначально планировалось, что храм будет освящен в честь святого апостола Петра, покровителя города.
В период Российской империи церковь Екатерины служила настоящим духовным центром для многих выдающихся деятелей столицы. Перед революцией 1917 года приход насчитывал свыше тридцати тысяч верующих.
Вокруг храма возводились здания на протяжении всего XVIII века. Среди них были не только доходные дома, но также библиотеки, школы, лицеи, жилье для священнослужителей. Так образовалась католическая община, насчитывающая несколько тысяч человек, во главе с Антонио Ринальди.
План собора выполнен в виде латинского креста, расположенного в глубине участка. Здание венчает купол на мощном барабане. Длина храма составляет 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Собор может вместить около двух тысяч человек одновременно.
После освящения храма его интерьер еще несколько лет совершенствовался: мраморный алтарь был привезен из Италии, статуи апостолов придавали торжественности убранству, императрица передала несколько картин, был установлен орган, один из самых лучших в Европе.
При входе в собор надпись на латинском языке, цитата из Ветхого Завета: «Domus mea domus orationis anno domini», что значит: «Дом мой - домом молитвы наречется».
В центре главного фасада расположена гигантская арочная ниша с двумя колоннами. Овальные окна второго яруса придают фасаду собора особое изящество. Украшением фасада является “цветок Ринальди” - две скрещённые ветви под овальными окнами, своего рода автограф архитектора.
Над фасадом расположен высокий парапет со статуями четырёх евангелистов, а по центральной оси - композиция из двух ангелов и двух херувимов, символизирующих “Поклонение Христу”. Скульптурные изображения выполнены из белого мрамора, крест же позолочен.
На стене за алтарем висела картина, подаренная Екатериной II, на которой было изображено символическое венчание Святой Девы Екатерины. Однако этот образ не сохранился до наших дней и был утерян после революции, когда храм подвергся разграблению.
Интерьер храма был украшен восемью скульптурами апостолов, а в алтарной части располагались статуи святых Петра и Павла. Над входом в часовню Благовещения находился образ святого Андрея, а над входом в комнату для хранения церковной утвари (ризницу) - образ святого Иуды Фаддея. Художественное оформление интерьера церкви было выполнено Д. Валериани, а скульптурные композиции – А. Альбанезе.
В 1897 году храм был украшен новой росписью, выполненной по эскизам архитектора Г. Д. Гримма, и витражами, созданными в рижской мастерской Эрнста Тоде.
Храм неоднократно менял своих владельцев. После постройки Екатерина II передала его во владение францисканцев. Павел I передал его иезуитам, а Александр I после изгнания последних, передал храм доминиканцам.
Собор в разное время посещали гости столицы — Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Теофиль Готье, Жозеф де Местр, Ференц Лист и другие.
В 1798 году в соборе был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский. Он был одним из фаворитов Екатерины II, которая способствовала его восхождению на престол. После восстания под предводительством Тадеуша Костюшко, Понятовский был вынужден отречься от престола и, по приглашению Павла I, провел последние годы жизни в Санкт-Петербурге.
В 1938 году, после закрытия собора, останки Понятовского были перевезены в его родовое поместье в селе Волчин и захоронены в местном костеле Троицы. После Второй мировой войны могила оказалась на территории Беларуси, и в 1988 году, по просьбе польского правительства, останки Понятовского были перезахоронены в Варшаве в костеле Святого Иоанна.
В базилике до сих пор покоятся останки выдающегося французского маршала Жана-Виктора Моро. Свою военную карьеру он начал в армии Наполеона и одержал для него немало побед. В 1804 году, однако, Наполеон обвинил Моро в участии в заговоре и сначала хотел заточить его в тюрьму, но затем отправил в изгнание. Уехав в Америку, Моро вскоре вернулся и вступил в антифранцузскую коалицию, сформированную Александром I.
Согласно легенде, в сражении под Дрезденом в 1813 году Наполеон увидел предателя в свою подзорную трубу и лично зарядил орудие ядром, которое смертельно ранило Моро. Останки Моро были доставлены в Петербург и захоронены в соборе Святой Екатерины. На месте его гибели в Дрездене был установлен памятник.
В январе 1837 года в этом соборе состоялось венчание Жоржа Дантеса и Е. Н. Гончаровой. В детстве храм посещал художник Александр Бенуа. Знаменитый архитектор Огюст Монферран был прихожанином этого храма. Здесь также прошло отпевание итальянской оперной певицы Анжолини Бозио. Среди прихожан храма были и некоторые представители российского дворянства, принявшие католичество, например, княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин и князь И. С. Гагарин.
После Октябрьской революции положение кардинально изменилось. В 1923 году настоятель прихода, Константин Будкевич, был расстрелян. Собор оставался последним действующим католическим храмом Ленинграда, где продолжал служить последний католический священнослужитель, доминиканец, Мишель Флоран. В 1938 году собор был закрыт, его убранство было разграблено, а иконы и книги оказались на свалке.
Одной из прихожанок удалось вынести из базилики алтарный крест. Всю свою жизнь она хранила его у себя дома. Сегодня этот крест установлен в обновленном соборном алтаре.
Разрушение храма завершилось пожаром в 1947 году, который нанес ущерб интерьеру и некоторым деталям внутреннего декора.
После закрытия собора там попытались создать музей этнографии. Однако эта идея не увенчалась успехом, и помещения использовались для хранения и размещения дирекции музея истории и религии. В 1977 году было принято решение провести реконструкцию здания и превратить его в органный зал филармонии. Однако в 1984 году вследствие поджога, вспыхнул еще один пожар, практически уничтоживший результаты работы реставраторов.
После пожара базилика оставалась с заколоченными окнами в течение восьми лет. В 1992 году, в крайне плачевном состоянии, храм был передан верующим. Внутреннее убранство собора удалось частично восстановить по сохранившимся описаниям и фотографиям.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: