Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Бельмондо, Делон, Депардье: три звезды французского кино

Оглавление

Жан-Поль Бельмондо (1933 - 2021)

- Наверное, я угадал нужный момент: пришел со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке, и меня приняли. Для кино началось новое время... - так говорит Жан-Поль Бельмондо о своем первом большом успехе - главной роли в легендарном фильме одного из лидеров «новой волны» Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», вышедшем на экраны мира на рубеже 1960-х.

Картина эта давно уже стала классикой. И герой Бельмондо - обаятельный проходимец, маргинал и бунтарь, с бесшабашной обреченностью играющий со смертью, - теперь не шокирует публику. Стали привычными и годаровские «рваный монтаж», акцентированные небрежности композиции, ракурсов и освещения, импровизация в диалогах и ситуациях, снятых «скрытой камерой», пришедшие на смену «академическому» реализму «папенькиного кино» 1940-х – 1950-х. Фильм разделил судьбу всех подлинных открытий, рано или поздно идущих в тираж. И вот уже в 1980-х Джим Мак-Брайд снял цветной римейк под тем же названием, перенеся действие в Америку и пригласив на главную роль Ричарда Гира...

Однако эти 30 с лишним лет Жан-Поль Бельмондо вовсе не стремился «стричь купоны» с фильма Годара. Год за годом он упорно оттачивал свой профессионализм, оставаясь любимцем публики.

Он родился в семье скульптора. С детства увлекался спортом: бокс, футбол, фехтование. Выступал в труппе бродячего цирка, где исполнял смертельный номер, проезжая на мотоцикле по канату, натянутому под куполом «Шапито»... Затем - учеба на актерском факультете парижской консерватории, работа в театре, которая не принесла ему славы.

Случайно оказавшись на съемочной площадке короткометражного фильма «Мольер», Жан-Поль начал свою актерскую карьеру. Сыграл несколько эпизодических ролей в картинах братьев Марка и Ива Аллегре, в «Обманщиках» маститого Марселя Карне. Но лишь десятая кинороль Бельмондо - в фильме «На последнем дыхании» - оказалась для него выигрышным билетом. Сотрудничество с Годаром продолжилось в картинах «Женщина есть женщина» и «Безумный Пьеро», где его партнерами были Анна Карина и Жан-Клод Бриали.

Шумный успех имели роли Бельмондо в фильмах известных европейских мастеров Клода Шаброля, Клода Сотэ, Питера Брука, Жана-Пьера Мельвиля. Один из «отцов» неореализма Витторио Де Сика пригласил его быть партнером Софи Лорен в психологической драме «Чочара», рассказывающей о жизни простых итальянцев в тяжелые военные годы. Уже тогда Бельмондо обозначил широту своего актерского диапазона: в «Чочаре» его герой был интеллигентен, добр, способен на сильное и глубокое чувство, в чем-то даже застенчив...

Разумеется, были и менее заметные работы. «Назовите актера, который снимался бы только в шедеврах! - резонно замечает Бельмондо в одном из интервью. - Если соглашаешься лишь на выдающиеся роли, то за всю жизнь сыграешь два-три раза».

Что же касается любви к яркому развлекательному зрелищу, то она была искренней. Жану-Полю нравилось обходиться без дублеров в опасных трюках. Тут его не остановила даже тяжелая травма во время очередной автомобильной кинопогони. Поэтому путь от звезды «новой волны» к звезде криминального жанра был у Бельмондо коротким. Еще в историко-приключенческой ленте Филиппа де Брока «Картуш» он закрепил имидж своего героя - мужественного, смелого, удачливого обладателя мускулистого торса, остроумного покорителя женских сердец, неудержимого в достижении цели (похожий образ Бельмондо сыграет и в фильме «Супруги второго года» Ж.-П.Раппено, действие которого происходит во времена Великой французской революции).

Почувствовав в де Брока режиссера, способного дать ему необходимый коммерческий успех, Бельмондо снялся у него в приключенческой комедии «Человек из Рио», где его герой волею случая попадал из Франции в экзотическую Бразилию и по ходу дела с успехом побеждал массу необаятельных противников.

Спустя 10 лет Филипп де Брока и Бельмондо остроумно спародировали сюжеты и героев подобных лент в «Великолепном». Бельмондо сыграл здесь две роли - писателя бульварных детективов Франсуа Мерлена и бесстрашного агента «бондовского разлива» Боба Сен-Клера. Парадокс заключался в том, что Боб был литературным детищем самого Франсуа. А тому до супермена было ох как далеко. Обремененный бесчисленными долгами, «творящий» свои «бессмертные шедевры» в тесной квартирке на окраине Парижа, бедняга Франсуа поочередно воевал то с водопроводчиками и электриками, не желавшими наладить работу санузла и электросети, то с маниакальным упрямством ломающейся пишущей машинки, то со скрягой издателем, для которого выплата аванса в сотню франков была равносильна самоубийству...

Враги Франсуа представали на страницах его романов в самом мерзком виде. Великолепный Боб легко - в коротких перерывах между телефонными звонками и бесчисленными амурными похождениями - разделывался с мыслимыми и немыслимыми безобразиями на Земле...

При этом насмешка над штампами зрелищных боевиков ничуть не мешала Бельмондо органично чувствовать себя в лирической линии любви неудачника Франсуа и студентки университета (Жаклин Биссе).

- Супермен, на мой взгляд, - явление грустное, - словно комментируя «Великолепного», сказал как-то сам Бельмондо. - Его ничто не трогает, он лишен недостатков, которые и придают нашей жизни неподражаемую прелесть...

Быть может, по этой причине Жан-Поль Бельмондо с годами играет своих мужественных героев - гангстеров или полицейских - со всё большей ироничностью. И если в гангстерских лентах «Борсалино» Жака Дере и «Взлом» Анри Вернея это было не столь заметно, то в «Наводчике» Филиппа Лабро и в «Полицейском или бандите» Жоржа Лотнера Бельмондо откровенно и с явным удовольствием давал понять, что на экране - всего лишь развлечение, зрелище, игра по правилам жанра.

Роже - герой «Наводчика» - зарабатывал себе на хлеб, выдавая полиции нарушителей закона. Ради осуществления «голубой мечты» - покупки маленького островка среди теплого южного моря - он вынужден выслеживать странного убийцу-маньяка по кличке Ястреб. Оба они - Роже и Ястреб - были заняты рискованным делом, требующим нервного напряжения, силы, ловкости, изощренного ума, безукоризненного владения оружием. И действовали похожими методами. Роже с обезоруживающей улыбкой раздевал наивных английских туристов, чтобы переодеться после побега из тюрьмы, до полусмерти избивал водителей грузовика, принявших его за бандита. Загадочный Ястреб (Бруно Кремер), убивая своих жертв, тоже улыбался, правда, гораздо печальнее и слабее. Но одному из них повезло меньше. Таковы правила игры...

B «Полицейском или бандите» Бельмондо играл уже на грани комедии. Его герой, полицейский комиссар Стан Боровиц, временами ведающий себя за итальянского мафиози, фланировал по Ницце в ослепительно-белом костюме и с не менее ослепительной улыбкой.

Под пульсирующие ритмы электронной музыки вспыхивали стоп-кадры с применением вариоэкрана и рапида, начинался феерический канкан лихих трюков и погонь... Движения Боровица были ленивы, вызывающе небрежны, с лица не сходила чуть усталая усмешка. С недругами он разделывался весьма своеобразными способами: с одного снимал штаны, другого вовсе раздевал догола, третьему делал «парную» в термошкафу...

Если борьба с преступностью законными средствами невозможна, герой Бельмондо, как и во многих других криминальных лентах, шел напролом. Благо, револьверно-спортивных способностей у него для этого хватало...

Правда, затем юмор у героев Бельмондо стал нередко окрашиваться горечью. Словно его неуязвимых и отважных «фликов» начала разъедать ржавчина «последнего дыхания». Таков его майор Жосс из «Профессионала» Жоржа Лотнера, погибший в неравной борьбе с государственным насилием. Таковы и персонажи полицейских триллеров Жака Дере «Маргинал» и «Одиночка». Погружаясь на дно преступного мира, действуя порой по его жестоким и безжалостным законам, герои Бельмондо все чаще вызывали ассоциации с маятником хорошо сработанного часового механизма. Получив когда-то заряд жизненной энергии, они по инерции продолжают борьбу...

Говорят, что в этих ролях Бельмондо повторяется, без конца играя одну и ту же роль. Однако магия личности большого актера настолько велика, что вот уже несколько зрительских поколений получают наслаждение от его игры. Да и жанровым однообразием творчество Бельмондо не страдает. Еще в конце 1960-х он в паре с Бурвилем сыграл в забавной комедии Жерара Ури «Мозг». Лихо закрученная интрига этой картина была связана с дерзким ограблением спецпоезда, перевозившего миллионные денежные запасы... НАТО. Впрочем, на этом политическая линия фильма исчерпывалась, а Бельмондо получал отменную возможность насмешить публику забавными гэгами...

Успешно прошли по экранам мира и другие комедии с участием Бельмондо. В «Неисправимом» Филиппа де Брока он играл пройдоху-афериста. В «Чудовище» Клода Зиди, как и в «Великолепном», ему достались сразу две роли - изнеженного и капризного киноактера и его отважного дублера-каскадера. В «Незадачливом» Жоржа Лотнера персонаж Бельмондо - мелкий мошенник и авантюрист, переносился из Парижа в Венецию, с палубы комфортабельного теплохода - в номера шикарного отеля, из графского замка - на скоростные автострады...

В снятой в духе лучших французских водевилей «Веселой пасхе» Ж.Лотнера герой Бельмондо безуспешно пытался внушить своей жене (Мари Лафоре), что его очаровательная восемнадцатилетняя ночная гостья (Софи Марсо)... брошенная им когда-то родная дочь.

... Робер Энрико, Жерар Ури, Жак Дере, Анри Верней, Филипп де Брока, Филипп Лабро, Хозе Джованни, Клод Зиди, Жорж Лотнер - неплохой описок самых кассовых режиссеров Франции! Но параллельно у Бельмондо были съемки и в картинах мастеров «авторского кинематографа» - Луи Маля («Вор»), Франсуа Трюффо («Сирена Миссисипи»), Клода Шаброля («Доктор Пополь»), Алена Рене («Стависки»).

С одним из своих фильмов - драмой Клода Лелуша «Баловень судьбы» - Жан-Поль Бельмондо приезжал в конце 1980-х годов в нашу страну. На сей раз история его героя была, по-видимому, навеяна судьбой известного актера, композитора и певца Жака Бреля, незадолго до своей кончины ушедшего из кино и отправившегося подальше от мирской суеты на далекий океанский остров...

Бельмондо сыграл в «Баловне судьбы» отца взрослого сына, что, вероятно, не представляло для него психологической сложности. Его наследник Поль, проявив фамильное упорство, решил, по-видимому, добиться самостоятельного успеха. Во всяком случае, он уже победил на европейском чемпионате по автогонкам...

Киновед Александр Федоров

-2

Ален Делон (8.11.1935)

Миллионы франков, заплаченные за полотна Матисса и Модильяни. Две виллы во Франции и одна в Швейцарии. 18 любимых породистых собак. Активная благотворительность. Орден Почетного легиона, полученный лично от президента...

Трудное детство с играми у тюремной стены. Жребий солдата колониальных войск в Индокитае. Работа грузчиком на рынке, официантом, платным танцором второразрядных дансингов...

И все это в судьбе одного человека, имя которого известно всему миру. Поистине Ален Делон сам стал кузнецом своего успеха. Вместе с Жаном-Полем Бельмондо он вот уже много лет не спускается со звездного Олимпа.

Кстати, и сниматься они начали почти одновременно, обратив на себя внимание небольшими ролями в криминальной комедии Марка Аллегре «Будь милой и молчи». И хотя в дальнейшем им тоже доводилось работать рядом - в масштабном киноромане Рене Клемана «Горит ли Париж?», рассказывающем об освобождении Франции от нацистов, или в гангстерской ретро-фильме Жака Дере «Борсалино», каждый из них шел своей дорогой.

Дорога Бельмондо нередко вела через комедийные, эксцентрические и даже пародийные роли. Дорога Делона была куда серьезнее. Своим имиджем, особенно на начальном этапе карьеры, он был обязан мастерам психологической драмы - Рене Клеману, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони.

1960 год, вероятно, запомнился Делону как один из самых счастливых. Ему было 25 лет. Он был влюблен в восхитительную Роми Шнайдер, с которой двумя годами раньше снялся в фильме Пьер-Гаспара Уи «Кристина». И тут неслыханное везение: на экраны мира выходят два выдающихся фильма, в которых он сыграл главные роли – «Жгучее солнце» Р.Клемана и «Рокко и его братья» Л.Висконти.

Две роли, которые ярко раскрыли разные грани его артистического дарования. Герой «Жгучего солнца» был дьявольски красив, расчетлив и хитер. Совершив убийство ради обогащения, он в отличие от Раскольникова не испытывал особых душевных мук. Мысль о том, что далеко не все позволено, его вовсе не страшила. Напротив, придавала уверенности в праве занять желанное место наверху. Любой ценой...

Рокко из драмы Л.Висконти был похож на другого знаменитого персонажа Достоевского - князя Мышкина. Христианское непротивление злу насилием, доброта, ангельская внешность Рокко оборачивались для него трагически. Помимо воли он становился причиной несчастья близкого человека...

Холодный красавец, для которого не существует понятий совести, добра и сострадания, и беззащитная жертва рока, обстоятельств, нетерпимости. В творчестве Делона еще не раз появятся такие герои. В «Затмении» М.Антониони - одной из вершин его художественного исследования психологии человеческого отчуждения – Ален Делон с блеском сыграл роль биржевого аса, интеллектуальная логика и деловой рационализм которого давно уже победили живые чувства...

Жаль, что после исторической драмы «Леопард» продюсер не позволил Лукино Висконти снять Делона в экранизации повести Альбера Камю «Посторонний». Роль человека, потерявшего смысл существования вкус к жизни, и плывущего по течению, была словно создана для этого актера. Марчелло Мастроянни, снявшийся в картине Л.Висконти, оказался, по-видимому, слишком витальным...

Линия Рокко продолжилась у Делона - пусть и на ином художественном уровне - в «Дьволе и десяти заповедях» Жюльена Дювивье, в «Первой ночи покоя» Валерио Дзурлини и «Двоих в городе» Хозе Джованни.

В картине Дювивье, каждая из новелл которой рассказывала о нарушении людьми божественной заповеди, Делону досталась роль благородного молодого человека, который внезапно узнавал, что воспитавшие его люди совсем не его родители. У Дзурлини он играл школьного учителя, пытавшегося помочь своей запутавшейся в любовных отношениях ученице. В криминальной мелодраме Джованни его герой, выйдя из тюрьмы, искренне пытался начать честную жизнь, но маниакальная подозрительность полицейского приводила его на гильотину...

Впрочем, к середине 1960-х у Делона появился и третий герой: благородный романтический мститель, бесстрашный авантюрист или полицейский. Вот тут-то актеру пригодилась любовь к спорту - футболу, боксу, автогонкам. В красочных костюмных приключенческих лентах на историческую тему – «Черном тюльпане» Кристиана-Жака и «Зорро» Дуччо Тессари - Делон с аристократической непринужденностью носил камзолы, скакал верхом и фехтовал на шпагах. В «Авантюристах» Робера Энрико герой Делона пролетал на аэроплане под Триумфальной аркой и искал подводные сокровища. Во «Флик-стори» Жака Дере - охотился за гангстерской бандой. В «Тегеране-43» Александра Алова и Владимира Наумова - боролся с международным терроризмом. В картине Хозе Джованни «Как бумеранг» - пытался помочь попавшему в беду сыну. В «Смерти негодяя» Жоржа Лотнера - мстил за погибшего друга. В «Чести полицейского» Хозе Панейро - расправлялся с негодяями, из-за которых погибла его дочь...

Похожие фильмы с крепкой интригой полицейского триллера Ален Делон ставил и самостоятельно. И хотя его картины «За шкуру полицейского» и «Неукротимый» не отнесешь к шедеврам, они по ритму, темпу и профессионализму, на мой взгляд, ничуть не хуже «Полицейского» Жана-Пьера Мельвиля или «Троих надо убрать» Жака Дере. Пересказывать сюжеты подобных лент занятие неблагодарное. И дело здесь не только в том, что они порой похожи друг на друга. Просто их зрительский успех зависит не от оригинальности фабулы, а от четкого соблюдения законов жанра, динамики действия и, разумеется, имиджа актера-звезды.

К примеру, в гангстерском триллере Робена Дави «Шок» партнершей Алена Делона была не менее популярная Катрин Денёв. Режиссура, правда, выглядела несколько аморфной, зато были хороши мелодичная музыка Филиппа Сарда и операторское мастерство Пьера-Уильяма Глена, Делон играл тут профессионального убийцу, который пытался бросить свое кровавое ремесло. Любителей нравственных перерождений персонажей в «Шоке» ожидало разочарование. Герой Делона убивал своих бывших «боссов» столь же легко и спокойно, как раньше хладнокровно уничтожал неугодных мафии людей. Невозмутимость, подкрепленная фантастической быстротой револьверной реакции, - вот тот камертон, по которому была выстроена эта роль. К удачам артиста ее, вероятно, не отнесешь.

Но Делон не был бы Делоном, если бы после картин Клемана, Висконти, Антониони и «Самурая» Мельвиля переключился только на остросюжетные боевики о гангстерах и полицейских...

Во времена довольно продолжительного романа с известной актрисой Мирей Дарк Ален Делон снялся с ней в «Ледяной груди», психопатологическом триллере об адвокате, который безуспешно пытался вернуть к нормальной жизни свою больную шизофренией подопечную, а затем - в трагикомедии «Торопящийся человек», своеобразной автопародии, где в шаржированном ключе показывались некоторые его привычки и увлечения...

«Если постоянно играть одно и то же, то искусство станет ремеслом, и в этом не будет ничего сложного. Актер должен быть похож на картину со всей гаммой красок и оттенков», -эти слова Алена Делона подтверждаются его актерскими работами в фильмах англичанина Джозефа Лоузи, немца Фолкера Шлёндорфа и француза Бертрана Блие.

В драме Дж.Лоузи «Убийство Троцкого» Ален Делон сыграл террориста Рамона Меркадера, посланного Сталиным в Мексику, чтобы расправиться с бывшим Председателем Реввоенсовета республики. Делон не стремился здесь к окончательной расстановке психологических акцентов, в его герое постоянно боролись противоположные чувства: ведь Меркадер был не профессиональным убийцей, не бездумным исполнителем чужой воли, свое преступление он воспринимал как великую революционную миссию, героический акт возмездия...

Еще более сложной была у Делона роль в другой драме Лоузи - «Месье Кляйн». Богатый коллекционер, для которого нацистская оккупация Франции неприятный, но вполне терпимый эпизод, герой Делона из-за нелепой ошибки занесен в гестаповскую картотеку как еврей и только тут осознает ужас и бесчеловечность «нового порядка».

В снятой Ф.Шлендорфом по мотивам прозы Марселя Пруста «Любви Свана» Делон не побоялся появиться на экране в отнюдь не выигрышной роли гомосексуалиста, а в «Нашей истории» Б. Блие его персонажем была и вовсе жалкая личность... Что ж, кто не рискует, тот не пьет шампанского…

А Делон умеет и любит рисковать. Он финансирует заведомо убыточный антивоенный фильм Пьера Гранье-Дефера «Лекарь». Впервые в жизни снимается у ниспровергателя кинематографических традиций Жан-Люка Годара в картине под символическим названием «Новая волна»…

Киновед Александр Федоров

-3

Жерар Депардье (27.12.1948)

Говорят, что когда Жерар Депардье решил уйти из школы, директор сказал ему: «Ты станешь либо гангстером, либо актером». И как в воду глядел: став отпетым хулиганом и бродягой, Жерар был весьма близок к тому, чтобы превратиться в настоящего бандита, но судьба дала ему шанс стать актером.

Впрочем, и гангстером он все-таки стал. На экране. Кстати, свою кинокарьеру он и начинал с маленьких ролей звероподобных молчаливых громил, немногословных «мясников», «волкодавов», «быков на роликах» («Крик баклана вечером над джонками», «Убийца», «Двое в городе»), которые, если и обращали на себя внимание, то только внушительной фактурой начинающего актера...

Итак, Жерару пришлось испытать и прелести жизни в многодетной семье с вечно пьющим отцом, и жестокость бесконечных уличных драк, и соблазны мелкого воровства, мимолетных свиданий с проститутками. Когда на рубеже 1990-х годов, снимаясь в Америке, Жерар Депардье имел неосторожность рассказать в интервью о своем полубеспризорном детстве, пуритански настроенные читатели были шокированы: как мог будущий знаменитый актер водиться с грабителями и насильниками!

Быть может, именно благодаря шумихе, поднятой в американской прессе вокруг его неосторожных откровений, Жерар Депардье не получил «Оскара» за главную роль в фильме Жана-Поля Раппено «Сирано де Бержерак». Но и в Америке актер не изменил себе. Здесь он похож на своих героев - бесшабашных, сильных, великодушных, не признающих общепринятые моральные заповеди...

«Я не знаю, что значит быть великим актером, - так ответил Жерар Депардье на один из многочисленных вопросов журналистов. - Наверное, это человек, в душе которого бушуют великие страсти... Меня всегда поражает, что некоторые актеры подолгу готовятся к картине. Я никогда так не делаю. Ведь если горит дом, то надо не раздумывая сразу бросаться спасать людей. Так происходит и на съемках, где я, прежде всего, доверяю своей интуиции...».

Именно в таком импровизационном, дерзком, удивительно раскованном духе Жерар Депардье сыграл свою первую большую роль в трагикомедии Бертрана Блие «Вальсирующие». История двух друзей-шалопаев (Жерар Депардье и Патрик Дэвер), колесящих по провинциальной Франции в поисках острых ощущений и любовных приключений, переполненных презрением ко всякого рода условностям, законам, социальным статусам и т.д., была воспринята тогда, в 1970-х как вызов. Но вместе с тем, сколько подлинного драматизма и грусти было в этом талантливом фильме!

«Вальсирующие» принесли Жерару европейскую известность. А потом была роль в эпопее «XX век» Бернардо Бертолуччи, рассказывавшей об истории двух итальянских семей - крестьян и землевладельцев, - в которой солирующие партии были отданы Депардье и Де Ниро. Были съемки в острогротескных, трагифарсовых эротических притчах Марко Феррери «Последняя женщина» и «Прощай, самец!».

Одну из лучших своих ролей Жерар Депардье сыграл в драме Франсуа Трюффо «Последнее метро». Его герой, актер парижского театра времен оккупации, связанный с движением Сопротивления, был сыгран с проникновенной искренностью и тонким психологизмом. Дуэт Жерара Депардье и Катрин Денёв в этом шедевре Ф.Трюффо был превосходен.

Через год в фильме Трюффо «Соседка» Депардье предстал уже в ином качестве. Для героя этой изысканной мелодрамы любовь была наваждением, всепоглощающей страстью, исступлением. Столь же темпераментной была и любовь персонажа фильма Клода Миллера «Скажите ей, что я ее люблю». Кстати, как мне кажется, обе эти роли отчасти стали объектом для самопародии Жерара Депардье в иронической драме Бертрана Блие «Слишком красива для тебя». Главный герой этой ленты неожиданно влюблялся в невзрачную женщину, предпочитая ее всем красавицам мира...

Встретившись в конце 1970-х со сценаристом и режиссером Френсисом Вебером и актером Пьером Ришаром, Жерар Депардье снялся в комедийной трилогии: «Невезучие» (оригинальное название – «Козочка») «Папаши» и «Беглецы». В этих забавных лентах, имевших огромный зрительский успех, у него, как и у Пьера Ришара, была своя комедийная маска. Депардье был огромным увальнем, силой гигантских кулаков крушащим все на своем пути. И что бы ни делал герой - разыскивал ли дочь миллионера, пропавшего сына, или спасался от полиции, он, по сути, всегда оставался одним и тем же – предсказуемым в поступках, реакциях, мимике и жестах. При этом сама личность Жерара Депардье столь значительна, что он, как, скажем, Жан Габен или Жан-Поль Бельмондо, никогда не надоедает публике, хотя нередко (как в случае с комедиями Френсиса Вебера) его экранный имидж остается одним и тем же, пусть даже и с новыми штрихами, юмористическими черточками, смешными гэгами... Словом, Депардье, как и большинство выдающихся французских актеров, прекрасно чувствует жанр и способен играть все - от трагедии до бурлеска.

Депардье всегда везло на режиссеров. В психологической драме Мориса Пиала «Лулу» жизнь героя Депардье складывается из бесцельного шатания по улицам и дешевым забегаловкам, ленивой смены подружек, за чей счет он, собственно, и живет... Понять таких персонажей актеру, по-видимому, помогает собственное прошлое, те далекие времена, когда он сам никогда не брал в руки книг и бродяжничал...

В 1987 году драма М.Пиала «Под солнцем сатаны» получила главный приз Каннского фестиваля. Жерар Депардье сыграл роль священника. И оказалось, что этому эмоциональному, склонному к эпатажности актеру по плечу работа иного плана, сочетающая религиозную экзальтацию и духовность, борение духа и плоти. И если в некоторых прежних работах любовь для героев Депардье была сумасшествием, неотвратимым броском навстречу смерти, яростным пожаром, то здесь актер находит более сдержанные психологические краски...

Одна из самых значительных работ Жерара Депардье - Дантон в одноименной трагедии Анджея Вайды. Кажется, всю свою душу вложил актер в образ мощного гиганта, протестующего против диктатуры Робеспьера. Никакие высокие цели и идеи свободы, равенства и братства не могут служить оправданием революций, неизбежно опирающихся на насилие и террор, - эта мысль высказана в «Дантоне» с неопровержимой убедительностью таланта.

В начале 1980-х Жерар Депардье собирался сыграть одну из главных ролей в фильме Владимира Высоцкого «Венские каникулы». В сценарии, написанном Высоцким совместно с Э.Володарским, речь шла о драматических приключениях русского (В.Высоцкий), француза (Ж.Депардье), поляка (Д.Ольбрыхский) и грузина (В.Кикабидзе) в первые дни после победы союзных войск над нацизмом. Но вместо известия о начале съёмок «Венских каникул» Жерару Депардье сообщили о внезапной смерти его московского друга...

В 1990-х годах актер с равным успехом снимался по обе стороны океана. Он с трогательным изяществом милого увальня сыграл роль французского музыканта, вынужденного подрабатывать официантом в Америке и ради вида на жительства - так называемой «грин карт» идущего на фиктивный брак, в симпатичной комедийной мелодраме Питера Уира «Зеленая карточка». А два года спустя появился в американском суперколоссе «1492: покорение рая», посвященного легендарному Христофору Колумбу и его открытию неизведанного континента. Его Колумб - одержимый, неистовый, идущий к цели вопреки неудачам и заговорам был полной противоположностью вяловатому и заторможенному персонажу из блестящего фильма Бертрана Блие «Спасибо, жизнь», в котором Депардье, кажется, хотел отчасти спародировать некоторых из своих былых киногероев.

Депардье по-прежнему не равнодушен к классике. Его игра в экранизации знаменитого романа Эмиля Золя «Жерминаль» - своего рода образец психологического реализма «натуралистической школы». Зато в фантастическом триллере Франсуа Дюпейрона «Машина» Жерар Депардье играет отчетлива гротескно: его герой - врач, экспериментирующий над перезаписью информации человеческого мозга, - выглядит словно вышедшим из компьютерной. игры, активным, но однозначным...

После европейского успеха сентиментальной любовной комедии «Мой папа – герой» Ж.Лозье, где Депардье с удивительной теплотой сыграл отца взрослой дочери, выдающей его за... своего любовника во время летних каникул на морском берегу, американцы тут же поставили римейк, пригласив актера «сдублировать» самого себя. Депардье повторил свою роль уже на английском языке и с другими актерами и снова оказался на высоте...

Не забыл актер и об экспериментальном кино, исполнив главную роль

в элитарном фильме Жана-Люка Годара «К несчастью для меня».

Сын Депардье Гийом тоже стал актером и, судя по всему, неплохим. Они частенько собираются в имении Депардье, чтобы отведать фирменного вина с собственных виноградников. Кстати, Депардье обожает анжуйское вино, а его 27 гектаров земли под виноградниками даёт в год около 60 тысяч бутылок отменного марочного напитка...

Киновед Александр Федоров