Староста команды крематория уголовник Мюллер велел 17 августа к вечеру разогреть одну из печей. Около 20 часов всех, входивших в эту команду, заперли в одном из помещений крематория и категорически запретили выходить.
Статья опубликована в газете ПРАВДА вторник, 29 марта 1988 года:
ВРЕМЯ НЕ СКРОЕТ ЗЛОДЕЯНИЙ
Репортаж из зала суда
Снова, как и в день открытия судебного процесса по делу Вольфганга Отто, обершарфюрера СС, обвиняемого в том, что он принимал участие в злодейском убийстве вождя германских коммунистов Эрнста Тельмана, зал судебных заседаний полон. (Об этом «Правда» писала 14 марта с. г.). У свидетельского пульта — единственный оставшийся в живых человек, который может дать показания относительно того, когда, как, при каких обстоятельствах и кем был убит Тельман.
Збигневу Фуксу 69 лет. Поляк по национальности, он входил в команду по «обслуживанию» крематория концлагеря Бухенвальд. Говорит негромко и медленно, так, чтобы переводчик успевал за ним. И вновь открываются страшные подробности той трагической ночи с 17 на 18 августа 1944 года, когда было совершено подлое убийство Эрнста Тельмана.
В зале абсолютная тишина. Среди присутствующих вижу ветерана компартии, ныне члена Президиума Правления ГКП Курта Вахмана, других борцов-антифашистов, прошедших через ад гитлеровских концлагерей и чудом уцелевших. Опустив голову, неподвижно сидит подсудимый, пожевывая узкие бескровные губы. Вахман же, как и присутствующие в зале, не отрывает взгляда от Фукса. А тот рассказывает:
— Староста команды крематория уголовник Мюллер велел 17 августа к вечеру разогреть одну из печей. Около 20 часов всех, входивших в эту команду, заперли в одном из помещений крематория и категорически запретили выходить. Единственное небольшое окно во двор/было забито. Но было слышно, как около 23 часов во двор крематория въехала автомашина. Вскоре раздались три выстрела. На другой день от Мюллера я узнал, что в ту ночь убили коммуниста Эрнста Тельмана.
Команду, по словам Збигнева, заставили выгрести пепел из печи. Судя по его виду, сожжено было тело человека в одежде. Нашли оплавленные остатки какого-то металлического предмета, по всей видимости, это были карманные часы. Перед печью Фукс видел пару черной обуви...
Следующий день судебного заседания. Збигнев Фукс продолжает свой рассказ об увиденном и пережитом в концлагере. В Бухенвальде он должен был переносить окровавленные трупы казненных к печам, сжигать их и готовить печи для новых и новых жертв. А поэтому знал механизм уничтожения, действовавший в Бухенвальде.
Много преступлений, рассказывает свидетель, было совершено в так называемой «конюшне» — помещении, где эсэсовцы, одетые в белые халаты, под видом медиков якобы осматривали заключенных. На самом деле их ждала здесь смерть. Человека подводили к планке будто бы для измерения роста, когда он прижимался к ней головой, эсэсовец, находившийся в соседней комнате, через специальное отверстие стрелял из пистолета в затылок. Чтобы заглушить выстрелы, в часы казни в «конюшне» играла громкая музыка. В основном здесь расправлялись с советскими военнопленными.
В подвале крематория было оборудовано еще одно помещение для убийства заключенных. Их подвешивали на укрепленные в стене остроконечные крюки, подобные тем, на которых вешают туши животных в мясных лавках. Люди умирали лишь после долгих страшных мучений...
Допрашивая 3. Фукса, единственного свидетеля, суд пытался выяснить, насколько достоверными можно считать показания Мариана Згоды, умершего в 1967 году. Згоде, который так же, как и Фукс, входил в команду крематория, в ту ночь удалось выбраться наружу. Спрятавшись за кучей угля, он наблюдал за расправой над Тельманом. Среди эсэсовцев, окруживших доставленного во двор крематория коммуниста. Мариан тогда видел подсудимого, а позже опознал его. Показания Згоды зафиксированные в свое время в ходе следствия, сыграли важную роль в вынесении обвинительного приговора судом города Крефельд, приговорившим Отто к четырем годам тюрьмы.
Сейчас, когда после расправы над Тельманом прошло 44 года, Фуксу, конечно, трудно вспомнить все детали той ночи, но свидетельские показания, которые он дал в ходе этих двух дней, судя по реакции зала, не вызывают ни у кого сомнения, что тем человеком, который был доставлен ночью на автомашине во двор крематория, застрелен и сожжен в печи, был именно Эрнст Тельман.
В суде были зачитаны также показания Мюллера, ныне уже умершего. В них подтверждается, что Отто как начальник отдела управления лагеря организовывал казни и оформлял их протоколом. Да и сам подсудимый не отрицает, что не только составлял бумаги, но и лично участвовал в расправах над беззащитными людьми.
Суд над одним из убийц Эрнста Тельмана продолжается. Ю. Яхонтов. (Соб. корр. «Правды»), г. Дюссельдорф, 28 марта 1988 г.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.