Найти в Дзене

Слово «который» в литературном тексте

Оглавление
Обложка книги из свободного интернета. Сайт uznaiki.ru
Обложка книги из свободного интернета. Сайт uznaiki.ru

Недавно на канале «Дзен для авторов» обсуждался вопрос, каким языком писать свои статьи и посты. То есть можно воспользоваться художественным, можно научным, а можно просто разговорным языком. И я в комменте написала, что для блогов предпочитают разговорный язык. В котором )) и слово «который» не убираю, не редактирую, не ищу замен – что было бы неприемлемо в художественном тексте.

Но для одной подписчицы стало откровением, что слово который желательно избегать в художественных текстах: в рассказах, очерках, эссе. Она попросила меня обосновать эту нежелательность в текстах данного слова, а также спросила, чем заменять его.

Разумеется, в общепринятом употреблении, изображенном на картинке, мы оставим выражение «Который час?». Ничего менять не будем. Однако в других случаях стоит задуматься.

Про нежелательность этого слова слышала очень давно, как только начала приобщаться к литературному творчеству в ЛИТО. И за годы писательской работы научилась подыскивать замены слову который.

Однако теоретизировать на эту тему не стану, поскольку интернет полон статей филологов и учителей русского языка, которые разбирают по косточкам неискоренимое у новичков слово по всем правилам грамматики – по роду, числу, падежу, лицу, – в которых оно выступает в конкретном употреблении.

Обратили внимание, что в зачеркнутом тексте выделено два раза слово который?

Практическая грамматика

Предлагаю вариант, как можно избавиться от нежелательного слова в данном примере, в зачеркнутом выше абзаце.

Чаще всего, поймав себя за небрежным использованием слова который, я разбиваю длинное предложение на несколько коротких. В нашем случае из зачеркнутого предложения удобно сделать три коротких предложения.

1. Однако теоретизировать на эту тему не стану, поскольку интернет полон статей филологов и учителей русского языка.

Дальше постараемся убрать первое которые (разбирают по косточкам), заменяя слово нашими существительными или их синонимами.

2. Специалисты разбирают по косточкам неискоренимое у новичков слово по всем правилам грамматики: по роду, числу, падежу, лицу.

Далее следует окончание фразы, и в ней опять замечаем в которых - это слово лучше заменить. Но здесь оно связано с перечислением неких характеристик, следовательно нам нужно найти объединяющее понятие словам: род, число, падеж, лицо. Допустим, это морфологические признаки (если не так, пусть филологи меня поправят - определение позаимствовала из интернета). Тогда и для последней части нашего длинного предложения найдем замену.

3. Ведь от морфологических признаков зависит и выбранная форма конкретного употребления.

В писательской практике заменить нежелательные которые помогает интуиция автора и его литературные способности. А поверять гармонию алгеброй предоставим редакторам и корректорам.

Простейшие примеры замены слова «которые» в тексте

Обложка книги как пример названия со словом Который. Картинка из свободного интернета.
Обложка книги как пример названия со словом Который. Картинка из свободного интернета.

Прежде всего вспомним, что иногда слово который используется даже в заголовках. Особенно часто его можно встретить в книгах нон-фикшн или в классике.

И, в целом, ничего страшного, если один-другой который проскочит в вашем тексте. Главное, чтобы это слово не прописалось навсегда в рассказах и очерках автора. Поэтому будем стараться подбирать замены слову который.

Самые очевидные варианты

1. Писатель, который выступал на Книжном салоне, говорил о книгах.

Варианты замены:

– Тот писатель, что выступал на Книжном салоне, говорил о книгах.

– Писатель, выступавший на Книжном салоне, говорил о книгах.

Или

2. Я подошла к писателю, который раздавал автографы.

Варианты замены:

– Я подошла к писателю, раздававшему автографы. (Так себе).

– Я подошла к писателю и увидела, что он раздает автографы.

– Тот писатель, что раздавал автографы, уже ушел :)).

К правилам, позволяющим двоякое толкование (можно или нельзя нарушать), относится и совсем другая тема - тема чередования в одном абзаце настоящего и прошедшего времени глаголов. Оба эти вопроса объединены одним предостережением: их нельзя оставлять без внимания.