Недавно на канале «Дзен для авторов» обсуждался вопрос, каким языком писать свои статьи и посты. То есть можно воспользоваться художественным, можно научным, а можно просто разговорным языком. И я в комменте написала, что для блогов предпочитают разговорный язык. В котором )) и слово «который» не убираю, не редактирую, не ищу замен – что было бы неприемлемо в художественном тексте.
Но для одной подписчицы стало откровением, что слово который желательно избегать в художественных текстах: в рассказах, очерках, эссе. Она попросила меня обосновать эту нежелательность в текстах данного слова, а также спросила, чем заменять его.
Разумеется, в общепринятом употреблении, изображенном на картинке, мы оставим выражение «Который час?». Ничего менять не будем. Однако в других случаях стоит задуматься.
Про нежелательность этого слова слышала очень давно, как только начала приобщаться к литературному творчеству в ЛИТО. И за годы писательской работы научилась подыскивать замены слову который.
Однако теоретизировать на эту тему не стану, поскольку интернет полон статей филологов и учителей русского языка, которые разбирают по косточкам неискоренимое у новичков слово по всем правилам грамматики – по роду, числу, падежу, лицу, – в которых оно выступает в конкретном употреблении.
Обратили внимание, что в зачеркнутом тексте выделено два раза слово который?
Практическая грамматика
Предлагаю вариант, как можно избавиться от нежелательного слова в данном примере, в зачеркнутом выше абзаце.
Чаще всего, поймав себя за небрежным использованием слова который, я разбиваю длинное предложение на несколько коротких. В нашем случае из зачеркнутого предложения удобно сделать три коротких предложения.
1. Однако теоретизировать на эту тему не стану, поскольку интернет полон статей филологов и учителей русского языка.
Дальше постараемся убрать первое которые (разбирают по косточкам), заменяя слово нашими существительными или их синонимами.
2. Специалисты разбирают по косточкам неискоренимое у новичков слово по всем правилам грамматики: по роду, числу, падежу, лицу.
Далее следует окончание фразы, и в ней опять замечаем в которых - это слово лучше заменить. Но здесь оно связано с перечислением неких характеристик, следовательно нам нужно найти объединяющее понятие словам: род, число, падеж, лицо. Допустим, это морфологические признаки (если не так, пусть филологи меня поправят - определение позаимствовала из интернета). Тогда и для последней части нашего длинного предложения найдем замену.
3. Ведь от морфологических признаков зависит и выбранная форма конкретного употребления.
В писательской практике заменить нежелательные которые помогает интуиция автора и его литературные способности. А поверять гармонию алгеброй предоставим редакторам и корректорам.
Простейшие примеры замены слова «которые» в тексте
Прежде всего вспомним, что иногда слово который используется даже в заголовках. Особенно часто его можно встретить в книгах нон-фикшн или в классике.
И, в целом, ничего страшного, если один-другой который проскочит в вашем тексте. Главное, чтобы это слово не прописалось навсегда в рассказах и очерках автора. Поэтому будем стараться подбирать замены слову который.
Самые очевидные варианты
1. Писатель, который выступал на Книжном салоне, говорил о книгах.
Варианты замены:
– Тот писатель, что выступал на Книжном салоне, говорил о книгах.
– Писатель, выступавший на Книжном салоне, говорил о книгах.
Или
2. Я подошла к писателю, который раздавал автографы.
Варианты замены:
– Я подошла к писателю, раздававшему автографы. (Так себе).
– Я подошла к писателю и увидела, что он раздает автографы.
– Тот писатель, что раздавал автографы, уже ушел :)).
К правилам, позволяющим двоякое толкование (можно или нельзя нарушать), относится и совсем другая тема - тема чередования в одном абзаце настоящего и прошедшего времени глаголов. Оба эти вопроса объединены одним предостережением: их нельзя оставлять без внимания.