Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Симоновская ветка: в России эту советскую железную дорогу сдали на металлолом. Вот что от неё осталось!

После распада СССР Москва потеряла львиную долю промышленных предприятий: от мелких заводиков до таких гигантов, как ЗИЛ, "Серп и молот", АЗЛК, чьи территории натурально представляли собой города в черте города. Но вот, казалось бы, больше 20 лет нет ужасных лихих 90-х, а столичная промышленность продолжает уходить в небытие. Ведь новые тысячи квадратных метров можно заселить сотнями тысяч новых людей, в отличие от промышленных территорий!

Станция Бойня: когда-то обслуживала десяток предприятий, а сейчас превратилась в пустырь.
Станция Бойня: когда-то обслуживала десяток предприятий, а сейчас превратилась в пустырь.

Относиться к этому процессу можно по-разному: я, например, согласен, что вредные производства нужно выводить за пределы городов, но при этом, вместо строительства на этих территориях бетонных коробок лучше было бы возводить парки, а если производство располагалось в историческом здании, то делать музейные комплексы или арт-пространства.

Рельсы на станции Бойня давно уже заржавели, и чудо, что их до сих пор не сдали в металлолом.
Рельсы на станции Бойня давно уже заржавели, и чудо, что их до сих пор не сдали в металлолом.

Но меня разве кто-то спрашивает? Пфф... Да кому вообще может быть интересно моё мнение... И, по-видимому, мнение миллионов россиян (не только насчёт промышленных территорий, но и вообще)... Так что повлиять на исторический процесс мне едва ли удастся, зато я смогу запечатлеть историю и рассказать о ней своим читателям. Подпишитесь пока на телеграм-канал "всё, что движется" - там несколько авторов из Дзена на транспортную тематику размещают свои публикации, это поможет вам не потерять наш контент.

Всё, что движется

Подписались? Спасибо. А теперь мы с вами отправляемся исследовать Симоновскую ветку - железнодорожность Москвы, которой не суждено было долго сохраняться после распада СССР, когда выгоднее оказалось предприятия не развивать, а отдать их территорию под застройку. Статья собрана из фотографий разных годов, которые я расставил в географическом порядке, при этом пойдём мы с вами от станции Бойня в сторону станции Симоново, а по пути я вам заодно поведаю историю ветки. Но вкратце. Подробных материалов о ней и без меня хватает.

Вид с путепровода Волгоградского проспекта на горловину станции Бойня, а далее - на перегон в сторону Симоново.
Вид с путепровода Волгоградского проспекта на горловину станции Бойня, а далее - на перегон в сторону Симоново.

Симоновская ветка была открыта в 1893 году и протянулась от станции Перово к нефтяным складам братьев Нобель, а также к различным другим предприятиям. Чуть позже на ветке появилась станция Бойня, которая обслуживала мясокомбинат и ещё целую кучу производств, а также складов... Кстати, часть Симоновской ветки, от станции Новопролетарская до станции Бойня я вам уже показал, смотрите тут:

Да и саму станцию Бойня - тоже:

Итак, продолжаем поход... Увы, фотографий с этой ветки у меня не очень много. В советские годы на Симоновскую ветку насадили просто уйму предприятий! Тут был и завод "Динамо", где делали электрические машины, а также первые советские тепловозы с электровозами, и ветка на ЗИЛ (тогда АМО), и на подшипниковый завод, и на химический завод "клейтук", на мясокомбинаты, и на бойни, на склады, и на московский жировой комбинат и на кучу других объектов... Всё это Москве больше не нужно!

На месте стройплощадки раньше был путь. Впереди - Бойня.
На месте стройплощадки раньше был путь. Впереди - Бойня.

Выйдя со станции Бойня, ветка ныряла промеж гаражей и устремлялась к Симоновскому валу, а далее - к набережной реки Москвы. По состоянию на май 2023 года пути целиком сняты, а трасса заросла до такой степени, что прогуляться по ней можно разве что, вооружившись мачете, и, на всякий случай, Сильвестром Сталоне - чтобы он помог вырубить эти городские джунгли, как во всяких геройских фильмах. Вот, взгляните, как ветка выглядит с Лизинского путепровода, если смотреть в направлении реки. И ведь ещё недавно, в 2021 году, шпалы и рельсы были на месте (фото 2)

Перемещаемся в ноябрь 2023 года: в этом месте когда-то перегон Бойня - Симоново выныривал из кустов и жилой застройки и пересекал здоровенный Симоновский вал, представляющий собой 6-полосную Шулицу, да ещё и с трамвайной линией скраю... Сейчас это место изменилось настолько, что даже выемка, в которой лежали рельсы, засыпана, чтобы на появившейся ровной поверхности можно было сделать скверик... И дурацкую лестницу вместо наклонного спуска, чтобы мамаши с колясками, не дай бог, не могли с детской площадки пройти к остановке и сесть в трамвай.

А в 2010 году это место выглядело вот так: рельсы ещё лежат, но поверхность катания давно покрылась толстым слоем ржавчины, при этом, если попытаться совершить прогулку к станции Бойня - сделать это не удастся, так как сразу за поворотом путь нырял в такие кусты. Именно по этой причине у меня так мало подробных фотографий с этого куска Симоновской ветки.

2010
2010

В последний раз поезд на перегоне Бойня - Симоново был сфотографирован в 2006 году... Ну, как поезд - всего лишь путейская дрезина МПТ. Кто и при каких обстоятельствах сделал эту фотографию - понять сложно, так как она попадалась мне не в одном источнике. Может, ваша? Если так - расскажите в комментариях её историю. Да и вообще, вдруг вы тут живёте неподалёку, и обращали внимание, было ли на ветке движение после 2000 года? Если так - отметьтесь в комментариях тоже.

МПТ около переезда на Симионовском валу
МПТ около переезда на Симионовском валу

Сразу после распада СССР на Симоновской ветке ещё теплилась жизнь, но очень быстро ко дну пошёл завод Динамо, не оказавшийся способным конкурировать с молодыми поставщиками электрических машин, позже (точно не известно, когда) - туда же отправилась и нефтебаза, только вот узнать, хотя бы в каком году из Симоново уехал последний грузовой поезд, мне так и не удалось. Когда станция Симоново перестала генерировать грузопоток, Симоновская ветка, считай, оказалась обрезана по Бойне, где аж до 2014 года продолжалась грузовая работа... Вот, кстати, трамвайно-железодорожное пересечение на Симоновском валу, фото 2012 года.

Май 2012. В 2015-м будка ещё стояла, в 2018-м ещё было трамвайное пересечение, а в 2020 - и переезд Симоновского вала.
Май 2012. В 2015-м будка ещё стояла, в 2018-м ещё было трамвайное пересечение, а в 2020 - и переезд Симоновского вала.

Обратите внимание, насколько всё серьёзно: тут даже есть капитальная двухэтажная будка дежурного по переезду, которая примерно в 2016 году пошла под снос. Сохранить будку в память о том, что здесь когда-то был переезд? Извините, но не в этой Москве.

И бонусом - фото трамвая немногочисленной и недолго проработавшей в Москве серии Петербургского завода - ЛМ-2008. Лично мне эти трамваи очень нравились и было немного досадно, что лишь спустя 7-8 лет эксплуатации их разбазарили по другим городам.
И бонусом - фото трамвая немногочисленной и недолго проработавшей в Москве серии Петербургского завода - ЛМ-2008. Лично мне эти трамваи очень нравились и было немного досадно, что лишь спустя 7-8 лет эксплуатации их разбазарили по другим городам.

Миновав Симоновский вал, ветка вновь ныряла в гаражи и заворачивала к Симоновской набережной. В 2012 году - никаких признаков жизни, а в 2023 - от ветки осталось в лучшем случае несколько щепок старых деревянных шпал...

Далее - поворот налево и ещё один железнодорожный переезд с проезжей частью Крутицкой набережной. Тоже с полноценной будкой, которую, естественно, тоже давно сравняли с землёй... Думайте, что хотите, а мне будку жалко: можно было сделать в ней магазин или что-нибудь ещё полезное.

-12

Продолжаем спускаться к Крутицкой набережной, на которой когда-то располагалась станция Симоново. Взгляд назад - будка всё ещё видна, а вместе с ней - и заградительный светофор, который закрывает для поезда переезд, если там случилась авария.

-13

Ох, эта уютненькая Москва начала 2010-х годов, когда можно стартовать от Кремлёвской набережной, проехать вдоль реки минут 15, и оказаться в этих богом забытых зарослях, скрывающих ржавые рельсы, уже забывшие, что такое колёсные пары...

-14

Ну, романтично же! Осталось только поставить здесь мангальчик, позвать друзей... Мяско, пивко, речка в двух шагах, вытащил пару рыбёх, здесь же приготовил, нарезал салатик, майонезик с закрытого ныне московского жирового комбината. А представляете, сколько воспоминаний у местных жителей, заставших эту ветку живьём? У кого-то, может, всё детство именно так здесь и прошло, сколько ностальгии у людей... Интересно, будет ли современная молодёжь в будущем ностальгировать по подаренным Москве ПИКовским коробкам имени Собянина?

Да-да, именно здесь и поставить мангальчик. Главное, чтобы полиция не поехала, а то ведь делиться придётся...
Да-да, именно здесь и поставить мангальчик. Главное, чтобы полиция не поехала, а то ведь делиться придётся...

Переместимся ещё на годик раньше и посмотрим мои фотографии, сделанные 11 мая 2011-го... Причём, вы удивитесь, но до этого дня я и знать не знал про станцию Симоново. А что ещё удивительнее - не помню даже, каким ветром меня в это место занесло... Открытие невиданной ранее железнодорожности разогрело во мне любопытство и я решил ненадолго здесь зависнуть, чтобы впитать эту умиротворительную атмосферу майского вечера. Тускнеющие лучи заходящего солнца... Лёгкий ветерок... Слегка колышутся травинки... Поникшие фонари с площадками для обслуживания... Путь, ныряющий в кусты... Отчасти, именно такой я и запомню свою Москву.

-16

Пути сходятся, ручная стрелка, и далее начинается перегон Симоново - Бойня. Кстати, некоторые люди из железнодорожных кругов высказывали мнение, что трассу Симоновской ветки можно использовать для соединения Павелецкого направления с Рязанским, вместо того, чтобы ковырять тоннель под центром Москвы... Тоннель, от которого, судя по всему, отказались...

-17

А что, отличная была бы транспортная связь! Тут вам и Симоновский вал, и пересадка на Волгоградский проспект, и пересечение с Рязанским проспектом, и выход на МЦД-3... Даже с сохранением однопутности ветка принесла бы много пользы жителям окрестностей... Но нет! Все сломаем, ничего не оставим.

-18

Почти вся станция была погребена в траве, но я всё-таки смог сделать фотографию пути, ведшего на территорию нефтебазы.

-19

Как вы понимаете, никакой новой транспортной связи москвичи не заслуживают. Как иначе объяснить, что Симоновская ветка целиком демонтирована, а на месте станции Симоново высится жилой комплекс "Ривер скай"?! Э, вы, придумыватели названий для элитных ЖК, а вы ничего не перепутали? Русский язык на территории России решили попритеснять? И это ещё ничего, летом по Москве-реке курсирует теплоход под названием "Ривер палас" (палас - дворец по-английски)... Палас у меня в прихожей лежит, ноги вытирать. Сплошные англицизмы кругом - какой же это всё кринж и фейспалм...

Ривер Скай... А "Небо над рекой" - что, плохо звучит?!
Ривер Скай... А "Небо над рекой" - что, плохо звучит?!

Но - в сторону эти лигнвистические придирки! Что там в итоге с Симоновской веткой-то? Да грустно всё. Мы не в силах остановить развитие Москвы, пусть даже в русле, которое нас не устраивает. Наша Москва уходит, забирая с собой, с одной стороны, предприятия, которые вроде как вредят экологии города, а с другой стороны - она забирает и уютные уголки из параллельной вселенной, вроде Симоновской ветки, а вместе с ними - транспортные объекты, которые интересно познавать. На месте всего этого - бездушные многоэтажные коробки, дороги, и полчища автомобилей... Кому-то это кажется нормальным, а меня этот процесс скорее печалит, будто уходит не Москва, а первая любовь... А вы что чувствуете?

Другие статьи о московских промышленных ЖД ветках:

Московские промышленные ветки | Блог ЖД фотографа | Дзен

Станьте спонсором канала: мне - монета, а вам - эксклюзивный контент и ранний доступ к новым видео, подробности здесь: >стать спонсором<

Статьи по теме на других каналах:

>> Крутая подробная статья об истории Симоновской ветки

>> Симоновская ветка незадолго до разборки, 2019

>> Симоновская ветка, современное состояние