Согласно документам архивных фондов Самарской городской Управы, дворовое место в 47-м квартале по улице Вознесенской, сейчас имеющее адрес Степана Разина, 79, с начала 1870-х годов принадлежало самарскому мещанину И. О. Мокушкину. К 1876-му собственник выстроил на участке две деревянных избы и на том обустройство завершил.
В 1889-м году усадьба обрела нового владельца – Семена Сергеевича Козмодемьянского. О его происхождении и родственных связях информации нет, но фамилия, сформированная от имен двух почитаемых в народе святых Козьмы и Демьяна указывает на предков-семинаристов.
«Искусственные» фамилии для учащихся духовных семинарий назначались преподавателями, согласно бытовавшей поговорке «по церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство». Известно, что носитель фамилии, образованной от крестильных имен, означающих в переводе с греческого «мироздание» и «покоритель», служил в скромной должности коллежского секретаря, был женат, имел сына Василия и дочь Веру.
17 июня того же года С.С. Козмодемьянский подал в городскую Управу прошение на строительство каменного одноэтажного флигеля, погребицы и каретника с конюшней. Управа соответствующее разрешение 23-го июня выдала. Спустя 10 лет Семен Сергеевич надумал надстроить возведенный дом вторым этажом, и 2 сентября 1898-го года разрешение так же получил.
Согласно оценочной ведомости недвижимого имущества за 1901-й год, надстроенный каменный дом имел общую площадь 20 кв. саженей (90 кв.м) Симметрию главного фасада небольшого особнячка в кирпичном стиле слегка нарушает расположение парадного входа по крайней левой оси. Лучковые оконные проемы в первом этаже обрамлены наличниками с замковыми камнями и завершены профилированными треугольными сандриками, во втором – зубчатыми наличниками из точеного кирпича, замковыми камнями и прямыми двухъярусными сандриками с треугольной бровкой.
Углы здания и междуоконные простенки оформлены пилястрами, декорированными чередованием вертикальных и квадратных ниш в первом этаже и рустованными в уровне второго. Под окнами обоих этажей проходят пояса лежачих ниш-ширинок, разделяет этажи профилированный карниз, опирающийся на капители пилястр. Под слегка раскрепованным венчающим карнизом проходит поясок с имитацией аркатурного ряда, центральная часть акцентирована фигурной аттиковой стенкой.
Согласно отношению старшего нотариуса от 8 июня 1910-го года №11904 дворовое место со строениями перешло в собственность наследников – детей С.С. Козмодемьянского. Спустя две недели Вера Семеновна от своей доли наследства отказалась в пользу брата, и единоличным собственником усадьбы по тогдашней Вознесенской, 93 стал Василий Семенович Козмодемьянский.
Окладные книги по взиманию оценочного сбора с недвижимых имуществ горожан сообщают, что с 1912-го года владельцем усадьбы стал Иван Григорьевич Немцев. В отличие от прежних собственников, был в городе человеком заметным. Несмотря на иноземную фамилию, происходил из семьи самарских старожилов – его пра-пра-прадед Филипп Немцев упоминался в списках городских налогоплательщиков-мещан в 1780-м году, вместе с сыном Петром. Прадед Василий Петрович так же числился в мещанском сословии, а дед Иван Васильевич Немцев в 1857-м году уже фигурировал в гильдейских списках в качестве самарского второй гильдии купца.
Сам же Иван Григорьевич Немцев входил в тогдашнюю деловую элиту города, являясь старшим маклером самарской биржи,. Как известно, разрешение на открытие биржи было получено от императора еще в 1869-м, но из-за тогдашней косности и нежелания платить дополнительные налоги купеческое собрание тормозило начинание два десятка лет! Лишь 8 марта 1893-го расширенное заседание в составе 319 предпринимателей решило вопрос положительно.
Как записали в протоколе, «Местная торговопромышленность несомненно нуждается в этом учреждении как для облегчения всевозможных торговых сделок, так, главным образом, для выражения могущих встретиться местных торговопромышленных нужд и потребностей». В тот же вечер избрали первый биржевой комитет и определили размер взносов на ежегодное содержание Дворца Торговли. Первые четверо городских маклеров – в том числе и Иван Григорьевич Немцев - в конце декабря 1893-го принесли присягу в кафедральном соборе, поклявшись перед святыми иконами служить верой и правдой торговому делу, не щадить живота своего во имя процветания поволжского предпринимательства
Биржевые операции сравнивали со священнодействием – основанном на знании законов и экономики. От маклера требовались учет множества возможных нюансов, форс-мажорных ситуаций и искусство компромиссов. Высший пилотаж работы маклера - отсутствие судебных разбирательств – поднимал статус и, соответственно, гонорары. Считается, что именно биржи способствовали формированию гражданского общества, когда в круг деловых людей включались мещане, ремесленники и крестьяне, равные перед законом и уважительно именуемые господами
Помимо основной службы, с ноября 1915-го И.Г. Немцев являлся редактором-издателем газеты «Самарские биржевые вести» - печатного органа самарского биржевого комитета.
Касаемо пятиоконного особнячка не Вознесенской – не совсем понятно, почему вдруг преуспевающий делец выбрал для себя столь скромное по размерам и облику жилище. Так или иначе, Немцев владел усадьбой вплоть до национализации, а как сложилась дальнейшая судьба старшего биржевого маклера, сведений нет.
Улицу Вознесенскую самарские речники в 1930-м предложили переименовать в улицу Степана Разина – видимо, считая мятежного атамана в некотором роде своим коллегой. Особняк, сохранивший название «Дома Космодемьянского», так же продолжал служить жильем и после изъятия у последнего собственника. Год назад наконец-то дождался статуса ОКН, что вселяет надежду на давно необходимый ремонт
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете