Мы уже рассказали о том, как американская компания, носящая, по-прежнему, имя Джона Холланда продала (в разобранном виде) японцам пять подводных лодок. Процесс сборки субмарин, как и подготовка их будущих экипажей, проходили под руководством американских специалистов, в числе которых были инженеры Фрэнк Тейлор Кейбл и Артур Леопольд Буш. Причем Буш в итоге удостоился награждения Орденом Восходящего солнца IV степени, врученным лично императором Муцухито.
Правда, проданные лодки имели ряд серьезных "косяков", собирать их было сложно. Подводные лодки не имели перископа, и после погружения они были "слепыми". Командиру лодки приходилось постоянно подвсплывать. Процесс сборки затянулся на полгода (как раз до конца войны). Но кого это волновало? Банкиры получили свой процент, американские заводы получили свои заказы и прибыль, а проблемы японцев- это проблемы японцев ("Проблемы индейцев шерифа не волнуют")
Поскольку самого Джона Ф. Холланда с фирмы "попросили", (а его место занял молодой, энергичный Лоренс Спир, которому было менее 30 лет) Холланд попытался вести свой бизнес. Он разрабатывает свой, новый проект, и строит две лодки по обновленным в Японии на верфи Kawasaki Jyuko Co. в Кобе.
У Японии такие воины, что с ними никто не может сравниться, и они превосходят наших. Г-н Мацуката, их отечественный инженер, целый год работал рядом со мной, изучая конструкцию отдельных устройств и секреты моей лодки… В отличие от многих, (японцы) работают независимо и без устали. Они строят подводные лодки, которые спроектированы и оснащены с таким расчетом, чтобы сопровождать эскадру в любую погоду, на любую дальность и при любой скорости кораблей… Наши лодки неспособны сопровождать военные корабли и не могут удаляться от порта на большое расстояние. Прошу меня извинить, но наши лодки — это просто анекдот… Как это ни поразительно, Соединенные Штаты тратят миллионы на свои подводные лодки, но, по большому счету, не получают ничего взамен, особенно если сравнить с тем, что искусные японские инженеры строят для своей страны.
Джон Холланд, конструктор
Что получилось у Холланда? Да, в принципе, все тоже самое, что и раньше (8/6 узлов). Возросло водоизмещение (на 20 тонн) Выросла длина (до 25м) Запас топлива керосина составлял 2,2 тонны, что хватало при скорости в 8,5 узлов на 30 часов, а при скорости в 7,2 узла - на 60 часов. Перемещаться под водой лодка могла благодаря электродвигателю в 70 л.с., который заряжался от аккумуляторной батареи емкостью в 1900 А-ч.
На 70-сильном электромоторе лодка развивала скорость 6 узлов. На испытаниях лодка дала 7,5 узлов (за счет более обтекаемой формы корпуса) При 7 узловом подводном ходе лодке хватало заряда всего на 3 часа, но уже при меньшей скорости в 5,5 узлов - аккумулятор держался до 6 часов. С аккумуляторной батареи бралось напряжение в 60 В на освещение. Батареи и электромотор были американскими (изготовлены в Филадельфии).
С торпедным вооружением было "грустно": всего один торпедный аппарат и одна запасная торпеда. В общем, в сравнении с лодками бывших сотрудников, а, ныне конкурентов бледненько, ибо их лодка формально имела два торпедных аппарата и целых три торпеды в запасе.
Если формально сравнивать лодки "фирмы" и самого Холланда, то сравнение будет не в пользу изобретателя. И скорость хода меньше, и вооружение слабее.
И, можно было было бы сказать, что, мол, "старина Холланд уже не тот!". Но есть нюанс: лодка Холланда могла "перезарядиться" под водой. И дело здесь не в качествах изобретателя, а в технологической базе. Холланд использовал свои старые наработки по двигателю, применив все тот же двигатель "Отто -Дейц", который удалось довести до ума (а, с американскими моторами были проблемы).
В японском флоте была предпринята попытка установить на «холланды» устройства для работы ДВС под водой, и тем самым увеличить радиус скрытного действия лодок. Первой субмариной, оснащенной подобным приспособлением, стала «№6». Эти «шнорхели» были несовершенны, и многие моряки указывали на потенциальную небезопасность их использования. Но, японцы народ... своеобразный.
ПЛ №:6 была спущена на воду 28 сентября 1905 года. А вошла в состав Японского императорского флота 30 марта1906 года. Она имела следующие технические данные: водоизмещение 57/63 т, 22,5×2,1×2 м.
Уже после войны, 11 апреля 1910 года 1-я и 2-я флотилия японских подводных лодок были направлены во внутреннее Японское море для проведения учений. 1-й флотилией командовал только что назначенный капитан 2-го ранга Ясухиро Ёсикава. Лодка №6, (конструктивно имевшая меньшую скорость хода) все время отставала, а, потому был отдан приказ
Перейти в распоряжение командира плавбазы «Рэкидзан Мару» для самостоятельных действий. Продолжить учения в водах около острова Миядзима. В случае ухудшения погоды укрыться на якорной стоянке.
15 числа лодка вышла для испытания шнорхеля. Командир лодки очень хотел проверить шнорхель на ходу, чтобы разработать новые тактические приемы (во время дознания выяснилось, что Сакума имел прямой приказ Ёсикавы погружения под шнорхелем не проводить. В 10:45 Сакумо скомандовал погружение, и лодка нырнула... и не вынырнула, "хватанув" воду шнорхелем.
В бортовой сети произошло короткое замыкание, лишившее подводников света, тепла и регенерации воздуха, а судно – хода. Субмарина оказалась на дне с дифферентом на корму, вода залила топливные цистерны, и в воздухе распространились удушливые бензиновые пары.
Откуда это известно?
Из предсмертной записки командира, которую, якобы, нашли после подъема лодки. Если честно, то факт сей вызывает ОЧЕНЬ большие сомнения. Очень похоже, что красивой историей прикрыли грубые ошибки и просчеты. (Есть такой прием: делать подвиг из глупого просчета)
Лодки хватились только в два часа дня. В 5 часов вечера командир плавбазы «Рэкидзан Мару», обеспокоенный тем, что подлодка не всплывает, сообщил об этом в штаб. Задержку с докладом он объяснил тем, что по плану с 11 часов подводная лодка должна была погрузиться, а её всплытие ожидалось не ранее 12:30. Сутки спустя (в 15:30 16 апреля 1910 года) лодка была обнаружена. На следующий день ее подняли на поверхность. Тут и выяснилось, что входной люк отдраен – экипаж пытался выйти через него, но не смог открыть из-за давления воды снаружи. Экипаж «№6» тут же объявили национальными героями, из самой лодки позже сделали военный мемориал, а ее командира сделали примером для подражания.
Капитан-лейтенант Цутому Сакума был найден в рубке субмарины, словно всё ещё продолжал командовать ею, и пусть и лежал в вечном сне, выглядел так, словно был жив. Рука рулевого покоилась на штурвале… Экипаж до самой смерти продолжал выполнять свои обязанности.
Из газеты «Асахи Симбун» от 20 апреля 1910 года.
Хотя, объективно говоря, гибель лодки целиком и полностью его вина. Лодка была восстановлена, и эксплуатировалась до 1 декабря 1920 года. После этого лодку поместили на постамент в Куре.
Что касается подводной лодки №7, ничем особым она не прославилась, и в 1923 году была пущена на слом.