В площадном театре прошлых веков соединялись драматическое и цирковое искусство, русские и итальянские традиции, актуальные темы и народный юмор. Рассказываем, как на историю русского балагана повлияла комедия дель арте, кто такие раешники, деды и медвежатники, а еще — где сегодня можно посмотреть спектакли в традициях площадных театров.
В XIX веке веселые балаганные представления продолжали давать на ярмарках и праздничных гуляньях. Сохранились все традиции этого искусства: на сцене по-прежнему выступали медвежатники, раешники и акробаты, а зрителей зазывали «деды». В конце XIX столетия одним из известных был Яков Мамонов, о встрече с которым тепло вспоминал Федор Шаляпин: «Яков Мамонов был в то время знаменит по всей Волге как «паяц» и «масляничный день». Очарованный артистом улицы, я стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежд балаганщиков. «Вот это — счастье, быть таким человеком, как Яшка!» — мечтал я. Все его артисты казались мне людьми, полными неистощимой радости; людьми, которым приятно паясничать, шутить и хохотать».
О раешниках, которые еще с допетровских времен приносили в балаганы «потешные панорамы», вспоминал художник Мстислав Добужинский: «Самые большие балаганы, Лейферта и Малафеева, бывали полны народа, у их боковых деревянных стен были прилеплены лестницы, которые всегда были черны от людских очередей, ожидающих впуска в «раек». У Малафеева я видел с няней «Куликовскую битву», особенно восхитил меня сам бой, со звоном мечей, происходивший за тюлем, как бы в туманное утро, даже, может быть, в нескольких планах между несколькими тюлями — иллюзия была полная…»
В конце XIX века балаганная традиция снова вернулась в стационарный театр. Режиссеры ставили спектакли, в которых участвовали жонглеры, акробаты, гимнасты и даже дрессированные животные.
Традиция старинного народного театра проявилась также в творчестве Всеволода Мейерхольда. В 1907 году он поставил пьесу «Балаганчик» по произведению Александра Блока. В спектакле появились герои комедии дель арте, Мейерхольд сам сыграл Пьеро — он создал печальный, призрачный образ героя, которому в конце постановки суждено было умереть. Декорации воссоздавали небольшой театр: на сцене построили еще одни подмостки с занавесом, суфлерской будкой и техническими приспособлениями. Черты балагана проявились и в «Мистерии-буфф» — ее Всеволод Мейерхольд поставил по пьесе Владимира Маяковского. Агитационный сатирический спектакль был полон фарса и издевки, а также веры в то, что народ победит старый монархический строй.
В 1930-х балаганы покинули сцену, однако в Великую Отечественную войну черты этого искусства появились в творчестве советских артистов. На фронтах и в тылу они ставили агитационные концерты и спектакли в легких, временных павильонах. А действо дополняли кукольными представлениями, сатирическими сценками и цирковыми номерами.
Сегодня интерес к балаганному искусству возрождается. Режиссер Николай Рощин — художественный руководитель Московского театра А.Р.Т.О. и главный режиссер петербургского Александринского театра — ставил «Мистерию-буфф. Вариант Чистых» по произведению Маяковского, «Ворона» по пьесе Карло Гоцци и другие спектакли, в которых переосмыслял балаганные традиции и черты комедии дель арте. Олег Долин в 2019 году представил в РАМТе спектакль «Зобеида», воссоздающий комедию дель арте. А постановка «Блоха» режиссера Александра Пономарева обращена к традиции русского площадного театра. В спектаклях московского режиссера Юрия Муравицкого можно увидеть, как эти две традиции сливаются воедино: комедия масок дополняется танцами и акробатикой, как во времена расцвета площадных балаганов в России.
Автор: Александра Ерошенко